Hyundai сворачивает производство. Финальный аккорд русавтопрома

Завод Hyundai под Питером был крупнейшим предприятием по сборке иностранных автомобилей в России

Корейский автопроизводитель Hyundai близок к продаже питерского завода, пишет «Российская газета», и заморозка предприятия уже началась. Шаг является знаковым для российского автопрома, потому что Hyundai-Kia был крупнейшим иностранным производителем России. И если американские и европейские марки столкнулись с санкциями и политическим давлением, то азиатские бренды декларировали желание остаться. Возможный уход такого гиганта, как Hyundai-Kia рискует стать точкой невозврата, за которой восстановление прежнего автопрома, каким мы знали его 20 лет, становится невозможным.

В последние годы ритм российскому автопрому задавали три крупных альянса: помимо Hyundai-Kia тут можно упомянуть Renault и Nissan, а также Volkswagen и близкий ему бренд Skoda. Каждый имел минимум под две производственные площадки и завод по производству моторов: в случае с Hyundai и Kia он был запущен недавно, год назад.

Торжественное открытие моторного завода Hyundai в 2021 году

Три модели корейский альянс выпуска под Питером — это Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, причем все они регулярно входили в топ-5 самых востребованных моделей России. Даже в тяжёлом 2021 году, когда бушевал микропроцессорный кризис, завод выпустил 234 тысячи автомобилей, и стал лидером промышленной сборки иномарок. Другим производственных хабом компании был калининградский «Автотор», где собирали ассортимент более дорогих моделей, включая новый Kia Sportage и Hyundai Tucson. А планов было много: так, в 2020 году Hyundai выкупил бывший завод General Motors под Питером, чтобы перенести туда производство ряда моделей и увеличить их локализацию.

Последняя обновка на заводе под Питером: второе поколение кроссовера Creta

Заводы Hyundai-Kia были остановлены в начале марта 2022 года, но, в отличие от европейских производителей, корейский альянс воздерживался от резких шагов и заявлений. Летом возобновилось производства ряда моделей на «Автоторе», включая новый Kia Sportage, однако речь шла о досборке машин из ограниченной партии деталей, застрявших на таможнях весной 2022 года и разблокированных к лету.

Но, по данным издания «Тона Ильбо», окно возможностей корейской компании сокращается: переводы денег между головным и российским офисом затруднены, расходы на содержание сотрудников и инфраструктуры высокие, а производства нет. Газета называет продажу завода наиболее вероятным вариантом.

Питерское предприятие Hyundai считалось одним из самых роботизированных автозаводов Европы

Hyundai и Kia считались главными претендентами на то, чтобы составить конкуренцию китайским и российским маркам, доминирование которых на рынке к середине осени стало подавляющим. Сокращение присутствия корейцев подытоживает крах прежней концепции промышленной сборки машин, которая началась двадцать лет назад и позволила России практически полностью пересесть на автомобили местного производства.

Как создавался автосборочный кластер России

Попытки собирать иномарки в России предпринимались ещё в конце 90-х годах в режиме лицензионной сборки, например, с тех пор работали «Автотор» и ТагАЗ, ставшие со временем важными игроками. Но первым знаковым проектом мы бы назвали завод Ford во Всеволожске, где с 2002 года выпускали современный на тот момент Focus в широчайшем наборе комплектаций и версий. Стоимость простых версий составляла порядка $12 тысяч, и модель быстро стала бестселлером, определив формат развития автопрома на годы вперёд.

Следующим важным событием стал запуск в 2005 году завода Renault в Москве, где начали выпуск простой, но очень практичной модели Logan (её спроектировала румынская Dacia). Позже здесь же наладят выпуск Duster, а Renault приобретёт контрольный пакет АВТОВАЗа. А в 2010 году Volkswagen откроет новую главу, запустив в Калуге производство Polo Sedan и сформирует концепцию бюджетных иномарок на ближайшие десять лет. Через год начнётся производство Hyundai Solaris под Питером.

Вообще же автомобили в России собирали почти все ключевые бренды включая Audi, BMW, Mercedes, Peugeot, Toyota, Nissan, Citroen, Mitsubishi и так далее. Исключения можно пересчитать по пальцам, например, собственных заводов в стране никогда не было у Subaru, Suzuki и Honda.

За двадать лет несколько раз изменятся правила промышленной сборки. Минпромторг будет требовать всё более глубокой локализации производства, и на место отвёрточной сборки по принципу «прикрутить бампера» придёт штамповка кузовов из российского проката и местная сборка двигателей. Автопром станет весомой частью экономики ряда регионов и городов, в частности, Москвы и Санкт-Петребурга, Ленинградской, Калужской, Калининградской, Нижегородской и Ростовской областей.

Первые тревожные звонки прозвенят после присоединения Крыма в 2014 году, и вскоре закроется завод General Motors под Питером (там делали Opel Astra и Chevrolet Cruze). Постепенно будет сокращаться ассортимент машин, а позже уйдет ещё ряд знаковых марок, например, в 2019 году легковой рынок покинет Ford.

Хронология коллапса

Первым об уходе из России в марте 2022 года заявил концерн General Motors, но шаг был, скорее, символическим, поскольку две его марки, Chevrolet и Cadillac, присутствовали на рынке очень ограниченно. Большей проблемой стала невозможность поставки в Россию недорогих моделей Chevrolet казахской и киргизской сборки.

По-настоящему сильным ударом стал уход Renault в апреле 2022 года. Компания была одним из главных инвесторов российского автопрома, имела собственный завод в Москве и владела АВТОВАЗом, включая предприятия в Тольятти и Ижевске. Renault была одной из немногих фирм, которая организовала инженерный центр в России, и модели Kaptur и Arkana были спроектированы специально для нашего рынка.

К лету 2022 года наступило затишье, и громких объявлений никто не делал: большая часть компания заняла выжидательную позицию. Однако под завесой молчания происходили деструктивные процессы, о чем свидетельствуют, например, планы Volkswagen продать завод в Калуге при том, что с нижегородской площадки концерн и его марка Skoda ушли ещё раньше. Изучает возможность продажи завода в Подмосковье Mercedes, а от своего питерского актива может избавиться и Toyota — ещё один крайне важны для России бренд. Компания «Соллерс Авто» планирует перепрофилировать дальневосточный завод, которым владела на паях с Mazda, на выпуск машин другой марки.

Volkswagen был одним из первых иностранных производителей, кто стал использовать российский прокат и построил моторный завод

Пока эти намерения не обрели официальный статус. А вот сворачивание производства Nissan в России уже подтверждено, и вкупе с нынешними планами Hyundai и Kia, а также Toyota, это означает смерть питерского автокластера. Когда-то помимо перечисленных марок здесь собирались также Ford, Opel и Chevrolet.

В списке марок, хранящих гордое молчание, остался лишь калужский кластер, состоящий из не самых значимых для легкового рынка брендов: Peugeot, Citroen, Opel, Mitsubishi. Производство остановлено ещё весной, но новостей нет. Впрочем, наиболее востребованный из этих брендов, Mitsubishi, по итогам 2021 года занял лишь 14 место, так что стоит ли овчинка выделки — вопрос.

Кто остаётся и кто приходит

Наибольшую активность в России предсказуемо проявляет АВТОВАЗ, доля которого в сентябре приблизилась к невиданным 40%, причём достичь этого удалось с помощью трёх моделей: упрощённой Lada Granta, Lada Niva Legend и Lada Niva Travel. До конца года завод планирует возобновить выпуск Lada Vesta, но её сборку перенесли из Ижевска в Тольятти. Хетчбэк XRAY окончательно снят с производства, а Lada Largus могут реанимировать, в том числе в виде электромобиля.

Но если Lada заняла весь лоу-кост сегмент, то в ценовой нише от 2 млн рублей безраздельно властвуют китайские бренды, среди которых выделяет троица Haval, Chery и Geely. В сентябре доля чайнабрендов подобралась к 30%, тогда как ещё пару лет назад не превышала 4-5%. При этом, например, доля корейских марок упала ниже 13%, да и то за счёт остатков машин. Единственным иностранным автосборщиком в России остаётся Haval, тогда как Chery ввозит автомобили напрямую из Китая, а Geely собирает их в Беларуси.

Сегодня лишь китайские марки обновляют модельный ряд в России. Недавно дебютировал Chery Tiggo4 Pro

Итого на отечественные бренды и чайнакары приходится почти 70% рынка. Оставшуюся треть формируют марки, которые распродают складские запасы. Ожидается, что они иссякнут к концу года, а значит, усилится и доминирование русско-китайской коалиции.

Приход новых марок пока скорее декларируется, чем заметен на практике. В сентябре сборку китайских электромобилей под брендом Evolute начали под Липецком, но этот проект пока вызывает много вопросов.

Загадочной остаётся судьба бывшего завода Renault в Москве, переданного столичному правительству. Здесь планировали выпускать автомобили под возрождённым брендом «Москвич», показав на презентации модели китайской JAC, но потом опровергнув информацию — якобы изображения «Жаков» были использованы лишь для примера. Сборка машин вроде бы начнётся до конца года, но что это за машины, мы пока не знаем.

Есть надежды на поставки автомобилей из Ирана, где делают устаревшие модели на французских платформах, но конкретики в этом вопросе пока нет, да и цены на иранские автомобили вряд ли окажутся низкими.

Иранская IKCO Tara — это перелицованный Peugeot 301, который недолго продавался в России, но успеха не имел

Усилился серый экспорт автомобилей из КитаяОАЭЯпонииБелоруси и Казахстана. Однако его сдерживают пошлины, логистические сложности и высокие риски из-за нестабильной обстановки на границах.

В списке потенциальных импортёров называются и экзотические страны, например, Уганда. Но пока это выглядит, скорее, анекдотом.

One Comment

  1. Никита из Тюмени

    Что тут сказать….Россия уверенно поднялась с колен….на четвереньки)))

Добавить комментарий