Новый экопроект Челябинска. Популизм или оптимизм?

Экопроект Челябинска стартовал в 2018 году, но результат пока не так что бы очевиден

Когда я узнал о новом экопроекте Челябинска, анонсированном вице-премьером Викторией Абрамченко, я чуть горячим кофе не облился: в самый разгар частичной мобилизации в правительстве утверждают неожиданно амбициозный план по снижению челябинских выбросов аж на 45% до 2024 года (от уровня 2017 года), что гораздо амбициознее прежних, докризисных обещаний. И это — на фоне сложностей с импортным оборудованием и общим изменением приоритетов. Выглядит это всё прожектёрством, подумал я, но решил для начала поговорить с людьми из отрасли (к слову, комментировать тему официально спикеры, к которым мы обращались, не захотели). Вот что удалось выяснить.

Изначально нацпроект «Чистый воздух» предполагал снижение выбросов для городов-участников на 20%. Челябинск решил взять более высокую планку, и целевой показатель подняли до 31,5%, а дедлайном был всё также конец 2024 года. Однако в марте этого года из-за известных событий сроки реализации нацпроекта сместили на два года, равно как сделали ещё несколько экологических откатов, например, резко ослабили требования к выхлопу автомобилей. На этом фоне заявления вице-премьера Виктории Абрамченко выглядят чистым популизмом: согласно им, выбросы предполагается снизить аж на 45% и одновременно вернуть старый дедлайн — конец 2024 года. Как такое возможно?

Как нам удалось выяснить, отчасти речь о манипуляции цифрами, что в случае с экологией делается сравнительно легко и даже законно. Например, в начале года региональное Министерство экологии предоставило нам данные об объемах выбросов с 2005 по 2020 годы, и оказалось, что они снизились практически вдвое, причём в основном — за счёт четырёхкратного снижения автомобильных выхлопов. Такие цифры выглядят крайне подозрительными, потому что на 2005-2020 годы пришёлся бум развития автопарка России, и пусть он становился более экологичным за счёт перехода на машины стандартов Евро-4 и Евро5, четырёхкратное снижение валовых выбросов возможно едва ли. Потом выяснилось, что изменилась методика расчёта, так что вся экологическая революция 2005-2020 по большей части была на бумаге. Не исключено, что подобные хитрости применят и в этот раз, тем более речь идёт о совокупном снижении выбросов: то есть не только от предприятий, но также от коммунальной сферы и упомянутого транспорта.

Но есть и хорошие новости. Оказалось, в конце весны власти собрали представителей крупных промпредприятий Челябинска, чтобы узнать их возможности по реализации нацпроекта «Чистый воздух». К тому времени его сроки уже сместили на 2026 год, поэтому с промышленников не требовали жёсткого выполнения прежних обязательств. Однако выяснилось, что большинство из них готовы продолжать работу в рамках двух- и четырёхсторонних экологических соглашений, и причина сугубо прагматичная: крупные предприятия формируют планы развития на годы вперёд, и многие экологические проекты уже находятся в разной стадии готовности. Их выгоднее довести до ума, чем бросать на полпути.

— Послабления на федеральном уровне были сделаны для всех 12 городов, чтобы не нагружать предприятия в условиях нового санкционного давления, а нынешний план принят уже с учётом возможностей конкретных городов — Челябинска, Магнитогорска, Липецка, — пояснил наш источник в отрасли.

Для Магнитогорска, кстати, целевое снижение выбросов — на уровне 25%.

Литейный двор доменной печи № 4 на ЧМК (входит в ПАО «Мечел»). В прошлом году закончен капремонт самой домны, на 2024 год запланирована установка системы аспирации литейного двора

Однако есть и неудобный вопрос: можно ли завершить такой проект в условиях санкций и дефицита импортного оборудования? Прямо на этот вопрос не отвечает никто, но общий смысл таков: новая ситуация тормозит экопроект, но не останавливает его. Усложнилась логистика, выросли сроки поставки, увеличилась цена, но в целом промышленники надеются завершить уже согласованные проекты. При этом чувствуются и сомнения: если пока ещё ситуация кажется сложной, но терпимой, то что будет весной или следующей осенью — остаётся гадать.

Новый документ, подписанный 21 октября 2022 года и озаглавленный «Комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Челябинска» является как бы реинкарнацией уже одобренного в 2018-2021 году подхода: федеральные власти разрешили ставить его на паузу, но сами промышленники не против продолжать в прежнем темпе.

Но откуда взялась цифра в минус 45%, если первоначальный план предполагал 31%? Как пояснил нам источник в отрасли, заявленные промышленниками эко-мероприятия предполагали некоторый «запас прочности». То есть модернизация оборудования зачастую давала больший эффект, чем требовалось по условиям соглашения — профит предприятия тут был в увеличение производительности оборудования. Сейчас же эти «излишки» формализовали, включив в план. То есть де-факто предприятия должны модернизироваться в заявленном темпе, просто уже без запаса.

Современный завод — это ещё и множество электроники, систем мониторинга, компьютеров и мониторов. С их поставкой в промышленных масштабах могут быть проблемы, но пока вроде бы не фатальные

Впрочем, важнее даже не сами цифры. Челябинцев, в конце концов, интересует не количество выбросов, а осязаемый эффект. Мы продолжаем получать жалобы на смог и едкий дым, а значит, остаётся вопрос: если вдруг всё пойдет по плану, улучшится ли ситуация радикально? Увы, нет.

В документе, опубликованном правительством, есть подробная раскладка, какие мероприятия должны провести те или иные заводы до 2024-2025 годов, а также предполагаемый эффект. И вот что бросается в глаза: по состоянию на текущую дату из целевых 45% снижения выбросов мы достигли уровня в 40%. То есть на оставшиеся два года приходятся ещё 5 процентных пунктов, и основной эффект программы «Чистый воздух» уже якобы достигнут в 2018-2021 годах. Причём из этих 40% львиная доля — это «мероприятия по снижению выбросов от объектов коммунальной инфраструктуры», основное из которых: рекультивация городской свалки. Что касается промышленных загрязнителей, то главный из них, «Мечел» в сумме с Коксохимом, даст порядка 9 процентных пунктов, из которых 6 процентных пунктов достигнуто в предыдущие годы. Проще говоря, при всей грандиозности анонсированного Викторией Абрамченко плана, он не предполагает революционных изменений в 2022-2024 года — скорее, это типичный пример чиновнической подачи фактов, когда на бумаге всё выглядит эпично, а в реальности несколько скромнее.

«Мечел-Кокс» — один из главных источников вредных выбросов на ЧМК. Работы по приведению батарей в нормативное состояние уже начались и должны завершиться до 2024 года

Впрочем, маховик экологического проекта, с большим скрипом разогнавшийся к концу 2021 года, пока ещё вращается, пусть даже в силу набранной инерции. Насколько её хватит, вопрос открытый, но по состоянию на май 2022 года промышленники подтверждали готовность следовать первоначальным планам, хотя правительство их к этому вроде бы не принуждало. Кроме того, план 2022 года уделяет особое внимание выбросам опасных веществ, которые должны сократиться на четверть, а это тоже важно.

Очередной раунд контактов по экологической теме между промышленниками и властями разных уровней состоится до конца года.

Что такое экологический проект Челябинска?

Проект по спасению челябинского воздуха вырос из нацпроекта «Экология» и его подпроекта «Чистый воздух». Челябинск вошел в список 12 городов, где на 20% планировалось сократить совокупные выбросы от всех наземных загрязнителей (закон 195-ФЗ). Челябинск позже добровольно повысил эту планку до 31,5%.

Основу для проекта создали четырехсторонние соглашения, которые с 2019 года заключались крупными предприятиями с региональным правительством, Росприроднадзором и Минприроды. Соглашения были подписаны с 16 региональными загрязнителями, из которых 9 находилось в Челябинске или поблизости — это ЧЭМК, Цинковый, ЧКПЗ, ЧТПЗ, завод «Техно», ЧМК, «Мечел-Кокс», завод «Минплита» и Коркинский разрез (ООО «Промрекультивация).

Идея проекта «Чистый воздух» в следующем: сначала специалисты проводят так называемые сводные расчёты, то есть определяют, какое количество вредных веществ может выбрасывать каждое предприятие, чтобы в любой момент времени в любой точке города качество воздуха не выходило за рамки нормативов. На основе этих расчётов вырабатываются квоты (лимиты) на выбросы для предприятий. В Челябинске система квот должна была заработать ещё в 2020 году, но по факту предприятия получили их лишь к началу 2022 года, как раз накануне СВО. Поэтому оценить систему квот в действии пока сложно, да и наказание за их нарушение не определено.

Помимо федерального экопроекта Челябинск создал и свой собственный. Он материализовался в виде 33 двухсторонних соглашений между областным правительством и главными загрязнителями города. Из челябинских предприятий, кроме перечисленных выше, новые соглашения подписали заводы «Сигнал» и «Оксид», Челябинский завод металлоконструкций, «Донкарб Графит» (электродный завод), группа «Конар», ЧТЗ-Уралтрак, ПАО «Фортум» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4) и расположенный в Копейске, но близкий к нам «Завод «Пластмасс»». Предприятия обязались инвестировать в новое оборудование и устранять наиболее опасные источники выбросов, что, в числе прочего, облегчало и выполнение федеральных требований.

One Comment

  1. Илья

    Как Вы верно заметили промышленники делают планы в долгую, поэтому они уже без напоминаний знают, что за 1.5 года до заветной даты начинается подготовка и никакой пенсионный возраст не повышен быть не может. А вот потом…

    Поэтому да, они составляют планы, и естественно подсчитывают как извлечь больше денег, не потому что они плохие, потому что такие правила игры в стране, и капитал подстраивается под них.

Добавить комментарий