Швыр-конторы в кризис

В автоцентре «Малахит» пустовато: стоит несколько Kia Rio и Lada Niva

Проблеме так называемых «серых дилеров» на 74.RU посвящен целый раздел: до кризиса на их удочку попались десятки автомобилистов. Но вот пришел 2022 год, полностью сломавший структуру авторынка, и превратил в «серых» практически всех дилеров. Читатель написал нам следующее сообщение: «Сегодня все салоны стали мультибрендовыми. Или нет? Есть ли отличия, можно ли доверять их машинам сейчас? Хочется узнать мнение Артёма Краснова. Спасибо». Мне самому стало интересно, работают ли сейчас «серые» дилеры и поменялось ли что-то в их подходах.

Живее всех живых

Набираю в поисковике «купить Лада Гранта» и на первой же странице выпадает суперобъявление: седан по цене всего 310 тысяч рублей (позже такие объявления заполонили мои соцсети). Название компании знакомо: это очередной нейминг конторы, которая работает в Челябинске уже года четыре, периодически меняя вывеску. Ее автосалоны в разное время располагались на улице Братьев Кашириных, Блюхера, Университетской Набережной. Цены они, похоже, не меняли года два, и «Гранты» за 300–400 тысяч — это дешево даже по докризисным меркам.

Звоню. Интересующая меня комплектация с кондиционером и хорошим оснащением (есть и АБС, и подушки — то есть это еще «усложненная» Granta) стоит 391 тысячу рублей, тогда как у официальных дилеров самая доступная версия с кондиционером, но без АБС, обойдется в 756 тысяч рублей. То есть разница без пяти минут двукратная.

Пример объявления в соцсетях, которое появляется, если до этого ты набирал в поисковике «Купить Lada Granta». Низкая цена должна вас насторожить

Дальше выясняется, что без кредита можно купить лишь автомобили 2022 года, и там цена вполне дилерская — под 800 тысяч рублей. А сказочные условия касаются «Грант» 2021 года без пробега и только при покупке в кредит. Условия декларируются мягкие, ставка 10–11%. Спрашиваю, сколько будет стоить «Гранта» 2021 года за наличный расчет? За наличный, отвечают, только 2022 год за 800 тысяч.

Бешеная скидка за кредит — один из самых явных признаков сомнительных автосалонов. Вся схема построена на заемных средствах, потому что за живые деньги человека невозможно склонить к дорогой покупке. Условия кредитования же можно завуалировать, чтобы человек осознал размер ежемесячного платежа только на следующий день или через месяц. У нас было полно историй, когда за «Гранту» или «Логан» платили по 30–50 тысяч в месяц.

Страсти сузучьи

А вот другая контора, тоже в Челябинске (мы не называем их, потому что факт мошенничества нужно сначала доказывать в судах). Рассказывает пострадавший от нее автомобилист Юрий:

— Этой осенью клюнул на Suzuki Jimny за 1,4 миллиона рублей: по нынешним временам стоимость привлекательная. Приехал в салон, сдал свою Kia в трейд-ин, сказали подождать. Я пока ждал, весь салон облазил, говорю: а где «Джимни», у вас тут таких даже нет? Отвечают: он на другом складе, но вы не волнуйтесь, скоро привезем.

В автосалоне Юрий прождал часов шесть, отмечая при этом настойчивое желание предложить ему кофе: сначала одну кружку, потом вторую. Он не исключает, что в кофе был подмешан психотроп.

— В общем, они начали меня «лечить»: сейчас привезем машину, только цвет выберите, — продолжает Юрий. — Я говорю: давайте зеленый. Ждем. Зеленого нет, есть только белый и серебристый. Я говорю: ну, тогда белый. Ждем. Белого тоже нет. Я говорю: да черт с ним, везите, какая есть! Оказывается, что нет никакой. А у меня уже моя машина им передана в трейд-ин, то есть я вроде как не могу просто так уехать. Я сам противник всяких кредитов, но тут то ли из-за кофе, то ли от отчаяния я зачем-то подписал бумаги.

Юрию продали десятилетней Mitsubishi Outlander с заявленным пробегом 84 тысячи, а реальным — 220 тысяч, что выяснилось уже постфактум. Помимо своей машины с оценочной стоимостью 800 тысяч он взял примерно столько же в кредит, а с учетом первоначального взноса получилось более 1,7 миллиона рублей. Это существенно выше рыночной цены: десятилетние Outlander стоят сейчас в районе 1 миллиона рублей или чуть более.

Юрий обратился в суд. Автоюрист Наталья Усова, представляющая его интересы, уже имеет позитивный опыт в этой области, но даже победа в суде мало что гарантирует. Например, она вела похожий случай с Hyundai Solaris, у которого был скручен пробег. Автосалон обязали выплатить более 2 миллионов рублей, но по словам Натальи, арестованные на счету деньги просто «уплыли».

Мультибрендовый — значит, «серый»?

Признаком подозрительного автосалона раньше был его мультибрендовый статус. Право продавать новые автомобили имеют только официальные дилеры, и производители не допускали «кровосмешения» разных марок под одной крышей. Поэтому салоны, в которых бок о бок стоят якобы новые «Лады» и «Киа», сразу вызывали подозрения. Сейчас старые схемы рушатся, поэтому даже официальные дилеры вынуждены подстраиваться, брать новые марки или заниматься машинами с пробегом, что делает картину менее четкой. Скажем, в одном из автосалонов Nissan сейчас стоят новые Omoda, а дилер Renault, распродавая остатки французских машин, переключился на Chery. Но в любом случае тревогу должны вызывать автосалоны с незнакомыми вывесками, где представлены чуть ли не все марки сразу, да еще по «антирыночным» ценам.

Один из серых автодилеров (уже закрылся)

Вообще низкая цена — это первое, что должно вас насторожить. Сами «серые дилеры» объясняют этот феномен якобы отсутствием дилерских наценок, но это лукавство, потому что 5–10%, которые добавляется к цене автомобиля в рознице — это не тот двукратный дисконт, что сулят такие конторы. Сейчас же ситуация и вовсе специфическая: стоимость некогда «бюджетных» иномарок переползла за 1,7 миллиона рублей, поэтому скидывать сотни тысяч не будет никто. В первую неделю декабря, например, был зафиксирован самый высокий спрос на автомобили с марта.

Что делать, если вы сомневаетесь?

Допустим, вы нашли дилера с интересной машиной, но не уверены в его чистоплотности.

  • Проверьте историю компании с таким названием: если она появилась недавно и у нее нет понятных инвесторов (скажем, крупный автохолдинг) — это плохой признак. Не слишком доверяйте комментариям на специализированных сайтах-отзывниках: как правило, «серые дилеры» заполоняют их хвалебными одами из серии: «Спасибо менеджеру Алексею за чудесный выбор».
  • Позвоните в компанию и узнайте все подробности об автомобиле. Приезжая в автосалоне, требуйте именно ту машину, о которой шла речь. Любые отговорки, что она вдруг оказалась на другом складе, автовоз сломался, директор с печатью отъехал или сидит в туалете — типичный признак затягивания времени.
  • В автосалон возьмите с собой родственника или друга. Приехав, не подписывайте впопыхах никаких бумаг, пока не увидели живую машину, ее VIN и не убедились, что условия договора соответствуют декларируемым (в том числе кредитного, страховок, «помощи на дорогах»). Очень часто «серые дилеры» берут в заложники автомобиль, сданный в трейд-ин или требуют подписать тот или иной предварительный договор, заявку на кредит или какой-нибудь сертификат. Не соглашайтесь, пока не прочтете все до запятой, а от навязанных услуг отказывайтесь на берегу.
  • Если менеджеры затягивают время, вставайте и уходите. Такие автосалоны изматывают клиента психологически, так что не ждите, пока от усталости вы утратите критичность мышления. И не пейте предложенных напитков.
  • Если возник конфликт, вам угрожают или откровенно давят психологически — вызывайте полицию, СМИ, друзей. «Серые дилеры» не любят огласки, поэтому со скандальными клиентами дела предпочитают не иметь. Все договоры нужно расторгать и аннулировать сразу, в том числе с банками-партнерами (вот позитивный пример).

Добавить комментарий