Начало вышло обескураживающим. Да, позавчера выпала 40-дневная норма осадков, и да, зима в принципе была снежная. Но и машины у нас – серьезнее некуда: мало того, что это Land Cruiser 200 и пикап HiLux, так еще и с доработанной ходовой частью.$CUT$
По сути, главное отличие от стандарта – огромные 35-дюймовые колеса, но ради них пришлось приподнять подвеску, вырезать арки, а у HiLux – еще и поменять задние амортизаторы. Все это входит в кит Arctic Trucks, призванный довести проходимость и без того всемогущих машин до милитаристских высот…
И вот тебе на: в первые же пять минут обе машины засели в снегу. Hilux выбрался сам, а LC200 вытащил его дублер, который прокрался по колее первопроходца: помимо «лифтованных» версий на тесте были и обычные LC200 и Hulix.
Правда, недолго стандартный LC200 наслаждался победой – метров через 100 закопался и он: выдернули с помощью Hilux Arctic Trucks.
Как же так получается? А вот как: мы ведь во внедорожном деле «чайники», только и знаем, как понижайку включить да дифференциал заблокировать. А опыт – он ведь сын ошибок трудных.
Во-первых, мы быстро уяснили, что сам по себе снег для машин с просветом под 40 см – не проблема: они даже не нагребают его мостами. Проблема внизу, под коркой пухляка, где слежался за зиму твердый наст, превращающийся под колесами в подобие льда.
Во-вторых, мы были первые покорители карьера после снегопада, который напрочь скрыл натоптанные тут тропы. По невидимым старым колеям машина идет уверенно, но стоит уйти чуть в сторону – и привет: снег начинает «засасывать» ведущие колеса, уводя машину все дальше от траектории туда, где нет даже коварной ледяной корки.
Наконец, начало получаться. Нужно держаться ровнее в колее, коварные места проходить ходом, а если уж машина зарылась – аккуратненько раскачивать ее, газуя по чуть-чуть (колесо при этом проворачивается примерно на четверть оборота). И вот так, мелкими рывочками, удавалось выскочить из жутковатых на вид засад, когда снег был выше колесных ступиц, а в нашем случае – это без малого полметра. Честно говоря, не раз и не два морально я был готов к буксировке, но парни из «Тойота Центра» упорно раскачивали машину и она выпрыгивала.
А потом нас вдруг осенило. Помимо всех мыслимых внедорожных приблуд у машин в версии Arctic Trucks есть еще одна хитрость – давление в шинах. Его же можно спустить с 2-2,5 до 1 бара, а если уж совсем беда – и того ниже. Машина превратится в болотоход!
Стравливаем лишний воздух у LC200, на колесах набухают грыжицы, руль тяжелеет, и о чудо! Не машина – танк. Давление на поверхность меньше, пятно контакта больше, и в местах, где раньше машина буксовала и требовала каких-то хитростей, она идет без блокировок и на повышенной передаче! Просто едет себе и все. Да что там: она может даже развернуться, съехав с колеи прямо в снежную гущу и благополучно вернувшись назад.
Для интереса HiLux мы пустили на шинах со стандартным давлением. И когда он застрял, проверяя очередной брод, «Крузер» на своих катках низкого давления вытянул его, даже не шлифанув колесами. Да, громадные шины и низкое давление – это сила. Потом мы спустили и колеса пикапа – результат тот же.
Помимо внедорожных свойств Arctic Trucks меняет внешность машины – она кажется брутальней. Чтобы сесть в кабину, нужно ухватиться за специальную ручку, иначе не допрыгнуть. Сидишь выше маршрутчиков, радиус разворота немного увеличивается, а точность руления, как мне показалась – падает: на баранке появляются паразитные импульсы, словно ведешь рукой по асфальту. Но зато можно не обращать внимания на дорогу: машина не только проедет по любому покрытию, но в большинстве случаев еще и преуменьшит высоту его неровностей. Учитывая размерность колес (315/70 R17) – неудивительно.
А вывод такой: даже столь суровые машины нужно использовать с умом. Их потенциал высок, но он требует определенных навыков и знаний: говорят, одного только снега существует чуть ли не дюжина типов, и у каждого – свои хитрости.