Lada 1.8. Зачем АвтоВАЗу «объемный» движок?

До конца года линейка моторов АвтоВАЗа пополнится новым агрегатом с индексом ВАЗ-21179 объемом 1.8 литра. Его совершенно точно получит Lada X-Ray, а, возможно, Lada Vesta и другие модели завода.

«Лады» — машины недокормленные. Так было всегда. Динамика разгона на уровне 12-13 секунд до 100 км/час для нетяжелых авто В-класса с механической коробкой – это на грани приличия. Попытки приютить более мощный двигатель по капотом «Лад» почему-то не получали развития: были эксперименты с 2-литровыми моторами Opel, в конце 90-х в моду вошли двигатели объемом 1.8 литра, выпускаемые малым тиражом компанией-смежником… Но серийно Lada оснащались моторами 1.6 л как максимум, если не считать Lada 4×4 (Нива) с его 1.7 л.

В прошлом году компания «Супер-Авто» — та же, что в конце 90-х – начала малотиражный выпуск моторов с объемом 1.8 литра, которые ставятся на Priora. Но это опять же некий «эксклюзив», хотя и от близкого партнера АвтоВАЗа (что подразумевает сохранение гарантии).

Сам АвтоВАЗ вел работы над подобным двигателем для «Проекта С» — мертворожденной «Лады» гольф-класса, которая так и не стала серийной, уступив место грядущей Vesta. Когда загнулся «Проект С», казалось, что умер и двигатель увеличенного объема, однако инъекция бодрости, сделанная АвтоВАЗу новым хозяевами, заставила, похоже, довести мотор до ума.

Потребность ощущается даже не в более мощном, а в более тяговитом двигателе, потому что 16-клапанные вазовские моторы отнюдь не чемпионы по низовому крутящему моменту, который в основном и определяет удобство управление автомобилем в реальных режимах. А с появлением более крупных и тяжелых «Лад», вроде Vesta и X-Ray, потребность в объемном двигателе стала совсем уж очевидной.

За основу, естественно, взят двигатель ВАЗ-21127, то есть 16-клапанный мотор, форсированный до 106 л.с. Одно время смежники АвтоВАЗа пытались растачивать цилиндры для увеличения объема, но сам завод оставил диаметр цилиндров неизменным, а объем нарастил за счет увеличения хода поршня: было 75,6 мм, стало 84 мм. Эта довольно ощутимая прибавка потребовала редизайна поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, в первую очередь, из соображений надежности. Понятно, что такой мотор требует иного коленчатого вала с большим радиусом кривошипа, при этом он должен быть достаточно прочным и не подверженным крутильным колебаниям. Плюс – возрастает боковая нагрузка на поршни, за счет увеличения скорости их движения растут и динамические нагрузки…

В этих мелочах, по сути, и был тот дьявол, который не позволял маленьким фирмам предложить хороший мотор 1.8 для АвтоВАЗа. Изменение хода поршня «на глазок» в конечном счете делало мотор ненадежным, в частности, были случае поломки нестандартных коленчатых валов. А это, на секундочку, одна из самых дорогих деталей в двигателе.

По схожему рецепту построен 1,8-литровый мотор, который сейчас мелкосерийно выпускает для «Приор» компания «Супер-Авто». Я затрудняюсь сказать, насколько вазовский двигатель идентичен «суперовскому» агрегату, хотя у них одинаковые диаметр цилиндра и ход поршня. Судя по всему, АвтоВАЗ учел опыт смежника (и свой собственный с «Проектом С»), но все же просчитал двигатель заново. Как результат, новый 1.8 является самым моментным вазовским мотором, выдавая 178 Н*м (правда, непонятно при каких оборотах – думаю, при 4000 об/мин). Для сравнения, обычный 16-клапанный 1.6 (106 л.с.) ограничивается 148 Н*м.

Мощность мотора 1.8 не феноменальна – 123 л.с. – но для вазовских движков опять же своеобразный рекорд. Кстати, есть изменяемые фазы газораспределения у «впускного» вала.

Острая необходимость в более тяговитом двигателе возникла в первую очередь ввиду быстрой «автоматизации» вазовской продукции. Так, если «Приора» и «Гранта» с новым роботом АМТ еще худо-бедно вписываются в городской ритм, то более тяжелый X-Ray с любым типом автоматической трансмиссии и вазовским 1.6 будет уже на грани фола. Поэтому первое применение мотора 1.8 – это дуэт с роботизированной трансмиссией. В дальнейшем, возможно, он «споется» и с механическими коробками передач, которые у X-Ray и Vesta, как известно, будут реношными.

Большой ли выигрыш дает мотор 1.8? Скажем, двигатель «Супер-Авто» на Lada Priora с «механикой» по результатам измерения «Авторевю» улучшает разгон с 12,8 сек до 11,2 сек. Это вполне осязаемая величина. Еще наглядней улучшение времени разгона с 80 до 120 км/час на пятой передаче – 18,3 против 16,5 секунд. Но это не совсем тот мотор и, подозреваю, что показатели «чисто вазовского» двигателя будут чуть лучше.

Известны также же результаты заводских измерений X-Ray с разными моторами. Так, если со 106-сильным 1.6 и механикой хетч делает «сотню» за 11,9 секунды, то мотор 1.8 с «роботом» улучшает результат на секунду. Правда, лидером все равно остается X-Ray с «ниссановским» двигателем HR16DE (114 л.с.), который в паре с механикой показывает результат 10,3 секунды.

Возникает, кстати, вопрос, зачем было городить огород, если неплохой «ниссановский» агрегат обеспечивает сравнимые динамические характеристики, а, например, вариатор Jatco крадет динамику не так и сильно: для сравнения, Tiida 1.6 с механикой и вариком разгоняется за 10,6 и 11,3 секунды соответственно. То есть, X-Ray с ниссановским двигателем и вариатором по динамике был бы очень близок к комбинации 1.8+робот.

Ответ лежит больше в политической плоскости. Ниссановский мотор хоть и выпускается на АвтоВАЗе, все же представляет импортный агрегат, который изначально дороже вазовского, а может стать и вовсе недоступным, если курсы валют продолжат свое восхождение к историческим пикам. При этом вазовский мотор 1.8 не должен быть существенно дороже обычного 1.6, ведь степень унификации у них достаточно сильная. Например, «Супер-Авто» при своем карликовом объеме выпуска в начале года просила за мотор 1.8 доплату порядка 34 тысяч рублей. Полагаю, при массовом производстве его себестоимость упадет еще сильнее.

Увеличение объема – пожалуй, один из самых разумных способов форсировки вазовских моторов. Недавно катался на Lada Granta Sport, мотор которой форсирован по оборотам, и удовольствие вышло на любителя: дефицит тяги на низах становится слишком заметным, а набор передаточных числе в трансмиссии – неуместным. И это при том, что двигатель выдает-то совсем нестрашные 118 л.с.

АвтоВАЗ же тем временем работает над турбоагрегатом, но это уже другая история.

Добавить комментарий