Зачистки автопарка начались еще весной. В Москве отлавливают владельцев тюнингованных машин, на Дальнем Востоке — модифицированных джипов, по всей России — автомобили с ГБО. В последнее время рейды интенсифицировались, например, выявление машин с ГБО проводят на автозаправочных станциях. Спрос на услуги легализации ГБО резко возрос, однако сама процедура способна довести до нервного срыва даже флегматиков. Правда, есть варианты…
В чем проблема
Еще в 2009 году началась разработка технического регламента Таможенного союза, в 2011 году он был опубликован, а с 1 января 2015 года начал действовать. Он приравнял установку ГБО (кенгурятника, шноркеля и т. д.) к переоборудованию, которое необходимо узаконить. Само по себе это правильно — подобная практика принята во всем мире.
Вроде бы, проблемы нет — о грядущем затягивании гаек было известно еще в 2011 году. Но, как пояснили мне в одной из компаний, занимающейся ГБО, когда добросовестный автомобилист обращался в ГИБДД с целью легализовать автомобиль, ему отвечали что-то вроде «не смеши кур, никто это не проверяет», если же он настаивал — вносили отметки в ПТС и СТС. Законно? До поры до времени.
С 1 июля 2016 года необходимые документы пополнились «Свидетельством о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности» (форма 2а или 2б). Поэтому вне закона оказались даже те, кто уже один раз легализовал оборудование, равно как и те, кто ездил на машине с ГБО еще до возникновения техрегламента.
Санкции за нелегальное ГБО
Незначительный штраф в 500 рублей дополнен куда более суровой карой: при повторном общении с инспекторами грозит прекращение регистрации автомобиля до устранения проблемы. Это означает, что даже на сверку его придется возить на эвакуаторе, а продать в принципе невозможно.
ГИБДД активно пользуется подобной возможностью, и хотя официальной статистики по России нет, в одной только столице счет идет на сотни машин.
Муки демонтажа
Требование гарантировать безопасность ГБО я считаю вполне справедливым. Утечка газа чревата пожаром или взрывом, поэтому установщики ГБО должны нести ответственность, а само оборудование регулярно поверяться.
Однако нынешняя процедура при всей ее муторности мало что гарантирует. И первым ее этапом является… демонтаж установленного ранее ГБО.
При всей абсурдности требования, по правилам техрегламента владелец автомобиля должен получить разрешение на переоборудование до самого процесса, а не после. На первую сверку в ГИБДД нужно предъявить автомобиль без баллона.
Физического смысла в данной процедуре нет, и под давлением общественности ГИБДД России пошла навстречу автомобилистам, распространив по регионам циркуляр, в котором призывала сотрудников на сверке не усердствовать с требованиями демонтажа ГБО. Региональные подразделение подчинились не все и не сразу, но в Челябинске вроде бы смотрят сквозь пальцы.
Установщики в любом случае оформляют документы, будто ставят оборудование в первый раз, поэтому формально послабление ГИБДД является нарушение процедуры.
Мифическая сертификация
Два раза автовладелец должен обращаться в аккредитованные испытательные лаборатории, и общая стоимость только этого этапа в Челябинске — порядка 8000 рублей. Что интересно, аккредитованных лабораторий на всю Россию — и дюжины не наберется, поэтому в Челябинске приходится обращаться в филиалы.
На первом этапе в лабораторию отправляют документы, а в ответ за 3-5 тысяч рублей получают свидетельство, что данный автомобиль в принципе подходит для данного вида переоборудования.
«Вот ездит по Челябинску тысячи одинаковых «Газелей», и все равно за каждую машину нужно платить отдельно, будто нельзя создать список моделей, подходящих для переоборудования, — делится один из установщиков ГБО. — Что они там делают? Просто смотрят на ПТС и выдают разрешение».
Позже, после установки ГБО, пакет документов снова отправляется в аккредитованную лабораторию, за что снова приходится отдавать порядка 4 тысяч. Специалисты лаборатории, фактически, лишь убеждаются в наличии полного комплекта документов, и каких-то физических манипуляций с автомобилем не производят.
Весь этап выглядит одной большой профанацией, спроектированной ради вполне законного отъема денег. Но деваться некуда — таковы требования.
Кордоны ГИБДД
Дважды, до и после установки, приходится обращаться в ГИБДД. Сначала — ради получения разрешения (в областную ГИБДД), затем — для оформления того самого «Свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности». В Челябинске вторая процедура делается в отделе государственного техосмотра и регистрации автомототранспортных средств на Карпенко 26.
Я поговорил с теми, кто пытается сделать все по закону.
«На Карпенко прием документов ведется один день в неделю, и постоянно меняется, — рассказывает Станислав. — В областной ГИБДД — два дня в неделю. У меня ушло дней пятнадцать, прежде чем смог подать. Как-то я оказался в очереди 364, потом еще люди подходили — всего человек 500. Сейчас я сдал документы на Карпенко, по закону дается месяц на выдачу свидетельства, уже прошло больше, съездил — никакой информации».
Установщики говорят, что получение только последнего сертификата занимает порядка 2 месяцев, а вся процедура — месяца 3, если заниматься в еженедельном режиме, подстраиваясь под графики работы.
«Конечно, они долго делают, — сетует установщик ГБО. — У них же две очереди, обычных людей и блатных. А сейчас 9 из 10 идет «через кассу», поэтому те, кто по-честному пытается, ждут месяцами».
Опять же, никакой физической диагностики не проводится, лишь анализ документов и внесение автомобиля в базу данных.
И прочие радости
Несколько раз автовладелец проходит сверки. После установки ГБО нужно сделать государственный техосмотр. Попутно нужна опрессовка баллона, а также установка мультиклапана класса А, если не было.
Естественно, не забудем про такие мелочи, как снятие ГБО и его установка обратно, если все же потребовалась.
Наконец, собрав необходимые документы (всего через руки автовладелеца пройдет порядка 20 бумаг), нужно снова обращаться в ГИБДД для внесения изменений в регистрационные данные (ПТС, СТС). И, разумеется, заплатить.
В зависимости от автомобиля, стоимость легализации начинается от 12 тысяч рублей и достигает 20 тысяч.
«Из процедур, имеющих реальное влияние на безопасность, проводится только опрессовка баллона, которую в любом случае нужно делать регулярно, раз в 2-5 лет в зависимости от типа баллона, — говорит инсайдер. — Все остальное — это визуальные осмотры и анализ документов».
Фактически, безопасность установки ГБО обеспечивается наличием необходимых сертификатов у самого установочного центра и на отдельные части устанавливаемого ГБО. Вся остальная процедура — это типичная бюрократия, при этом невероятно муторная и дорогая. Поэтому…
Альтернативный путь
Почитав изложенное, любой владелец машины с ГБО задастся вопросом — а если как-нибудь… Ну как-нибудь… Ну что бы не стоять.
Стоит «как-нибудь» плюс-минус 20 тысяч рублей и занимает 5-14 дней до стадии получения свидетельства о безопасности (далее остается лишь внести изменения в ПТС и СТС). Личного присутствия и ожидания в очередях не требует, а лояльным клиентам предусмотрены разные бонусы. У вас старый баллон, требующий опрессовки? Не беда, отметим, что он новый — для него опрессовка не нужна.
«Бизнес» будет работать еще некоторое время, потому что в ГИБДД лишь в общих чертах обсуждают упрощение процедуры, да и сводится оно, в основном, к более детальному описанию порядка действий, оснований для отказа, сроков рассмотрения и так далее.
А бизнес, должно быть, прибыльный. Рейды ГИБДД создают спрос на легализацию, а очереди, многостадийность, дороговизна и бессмысленность процесса — на левые схемы.
Шах и мат.
Процедура действительно довольно сложная и по времени растягивается не на один час. Когда ставил ГБО на тойоту в Челгазе, мне там и порядок оформления подробно рассказали и не навязывали свои услуги. В тот момент время позволяло, поэтому сам и занялся.