В плену дискриминации

Автор: Надежда Сухова (hoppy_dry)

Какая-нибудь среднестатистическая новость про ДТП. Столкнулись машины, погибли три человека, в том числе ребенок. В комментариях под новостью, как правило, жалеют ребенка. Лишь единицы высказываются о том, что жалко взрослых погибших.

Среднестатистическая новость про сбор денег для девушки, больной раком. Люди комментируют, мол, жалко ее, такая молодая и красивая…

В новости про умершего ветерана войны читатели в упор не видят главного героя статьи. Внимание – на врачах, которые не спасли, на чиновниках, которые не создали условий, на родственниках, которые тоже в чем-то провинились.

Читаю все это и думаю: кто дал нам право решать, чья смерть достойна нашего сочувствия, а чья – просто статистический факт? Почему молодого парня, больного раком, жалко, а взрослого мужчину – нет? Налицо некоторая дискриминация по смерти. Ничего не зная об умерших людях, мы наделяем одних правом оставить след в нашей душе, а другим в этом праве отказываем. Причем мы не просто отказываем – мы еще и придумываем причину, чтобы как-то объяснить свою позицию. Подросток, покончивший жизнь самоубийством, – бедное дитя, которое не справилось с натиском жестокого мира. 30-летний парень, сведший счеты с жизнью – сумасшедший, алкаш, идиот и слабак. Ничтожество. Если кто-то умирает от болезни в 25 лет, в нашем понимании, это несправедливо. Когда от этой же болезни умирает 60-летний человек – это нормально. Как будто в 60 лет жить не хочется! Хочется – и еще как! Ведь чем ты старше, тем сильнее ценится жизнь. Но мы отказываем этим людям в сочувствии (если это, конечно, не наши близкие). Гибель людей в авиакатастрофе вызывает больше эмоций и сострадания, чем гибель от рака, хотя от рака умирают в сотни раз больше человек. Умирают мучительно и долго. И многие из них хотят жить так же сильно, как люди в падающем самолете. Но для нашего восприятия их смерти – второго или даже третьего сорта.

Впрочем, незримая дискриминация везде. Взять хотя бы карьеру. Сотни тренингов разработаны для того, чтобы «научить человека быть богатым и счастливым» (в кавычках, потому что большинство из этих тренингов не учит тому, что обозначено в названии). Секрет успеха строится на агрессии и беспринципности, завернутых в разного рода обертки. Но смысл везде один: лезь наверх! рви зубами! работай локтями! бери, не спрашивая разрешения!

Положа руку на сердце, все тренинги рассчитаны на холериков или сангвиников, то есть на экстравертов. Потому что их не надо учить лезть и рвать, в них заложена к этому предрасположенность. А вот научить такому флегматика и тем более меланхолика – задача непосильная. Но мы их и не будем учить. Зачем? Они недостойны успеха, богатства, признания, потому что природа не наградила их умением вырывать это из чужих рук. Кругом сплошь и рядом одни лидеры, которые считают своим долгом опустошить колодец успеха, чтобы больше никому не досталось.

Мы привыкли к тому, что слово «дискриминация» относится к чему-то биологически выраженному – цвету кожи, полу, национальности. Но мы не замечаем, что на каждом шагу мы дискриминируем людей по тысячи разных признаков – по возрасту, уровню достатка, красоте, образованию, темпераменту и даже по смерти. Мы все время ищем в других то, за что можно разрешить себе уничижать человека, обесценивать его поступки и даже его жизнь. Мы создали себе систему качества и постоянно прикладываем эту шкалу к другим людям. Нам важно понять, достоин ли этот человек нашего внимания, сочувствия, понимания, сострадания и даже уважения.

Значит ли все вышеперечисленное, что дискриминация – это неотъемлемая черта человека? Значит ли это, что бороться с таким явлением бесполезно? И значит ли это, что мы сможем когда-нибудь победить это явление и в равной степени сопереживать и молодым, и старым, ценить и специалистов с высшим образованием, и тех, кто окончил училище? Значит ли это, что когда-нибудь мы не будем решать, кого нам больше жалко – погибшего в ДТП ребенка или умершего от инфаркта пенсионера?

9 Comments

    1. Заповеди уж больно общо написаны. Нигде там не говорится, что нельзя отказывать в работе 45-летним 🙂

      1. зато есть: возлюби ближнего своего, как самого себя. )))

    1. Рецепт отличный, на все времена. Если ничего не принимать близко к сердцу, то можно прожить длинную, спокойную и пустую жизнь. Детальное руководство к ней изложено в сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

      1. Это точно. Тем паче иногда оно просто принимается и разрешение не спрашивает

      2. Нет такой сказки у вышеупомянутого товарища… Хотя Кот последует все-таки совету — не принимать близко… Тем более, что и сентеция про «пустую жизнь» притянута за уши….

      3. Хотя если только по старорусскому стилю… Но вроде век-то уже не тот…

  1. Дискриминация везде! «Один любит арбуз, другой — свиной хрящик». Это нормально, пока это происходит на личном уровне.

Добавить комментарий