FAQ: весенний шиномонтаж

В течение пары недель автомобилистов ждет «переобувка» на летние шины. Задали специалистам ряд популярных и, возможно, наивных вопросов, чтобы устранить все пробелы.

 Как определить, что летняя шина чрезмерно изношена?

В шиномонтажных мастерских используют специальный щуп, но у большинства шин есть встроенный индикатор износа – чаще всего в виде выступа на «дне» продольных канавок. Его высота – стандартные 1,6 мм, которые равны минимальной допустимой глубине протектора по ПДД. Если обкаточная поверхность шины сравнялась с индикатором, пора обновлять резину. Бывают более сложные индикаторы, отражающие постепенный износ колеса. Напомним, что при малой глубине протектора резко падает эффективность отвода воды из пятна контакта (растет риск аквапланирования), кроме того, шина может потерять структурную прочность.

Индикатор износа на шине: если он сравнялся с поверхностью качения, шину нужно менять
 Основные причины неравномерного износа

Помимо сбитых углов установки колес изнашиваться неравномерно шины могут из-за неправильного давления – перекачанные колеса истираются по центру протектора, плохо накачанные – по периферии. Правильное давление в шинах указано в инструкции к автомобилю и на табличках, приклепанных к его кузову, но в среднем составляет 2+ бара (зависит от нагрузки).

Бывает и более экзотический рисунок износа, когда он неравномерный по окружности, что в запущенных случаях приводит к проплешинам в конкретных точках шины. Мастера поясняют, что основных причин две – локальный дисбаланс, который нельзя уравновесить стандартными средствами, либо повреждение металлокорда, например, при сильном ударе. В последнем случае в месте «ушиба» износ может идти по нарастающей.

 

Можно ли устанавливать на автомобиль диски и шины, отличные от заводских?

Большинство моделей допускают установку дисков иной размерности, однако не любых – список типоразмеров есть в инструкции к автомобилю.

При подборе диска важно уделить внимание не только его диаметру, ширине, крепежу, но и часто забываемому параметру – вылету. Он обозначается после литер ET в миллиметрах, может быть как положительным, так и отрицательным. Скажем, в маркировке диска 7.5J x16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6 вылет равен 35 мм. Несовпадение вылета приведет к нерасчетной нагрузке на ступичные подшипники и может лишить гарантии на подвеску, если речь о новом авто.

Как устанавливать направленные и ассиметричные шины?

Их часто путают, однако принципы установки такой резины разные. Направленные шины имеют маркировку направления вращения, которую необходимо соблюдать. Для ассиметричных шин главное учитывать наружную (outside) сторону.

Как хранить зимнюю резину

Шины без дисков лучше хранить вертикально, пару раз в месяц переворачивая их на долю оборота. Резину на дисках можно хранить горизонтально, но вертикальное положение и регулярные повороты в любом случае предпочтительней.

Причина в том, что брошенная на полгода резина слеживается и деформируется.

– Конечно, когда мы накачиваем колесо, шина выправляется, но, бывает, не до конца, – рассказывает специалист по шиномонтажу Денис Чугунов. – Если отбалансировать колесо с деформированной резиной, при езде она окончательно обомнется и возникнет дисбаланс. Бывает, резина настолько «кривая» после хранения, что приходится использоваться силовые приемы, например, специальное устройство – бустер, которое в ударной манере подает в колеса высокое давление.

Опытный шиномонтажник установит шины по специальной схеме, если будет знать, на какой оси и каком борту работала данная шина в прошлый сезон

Подписывайте колеса

При демонтаже колес их желательно подписывать, чтобы точно знать, на какой оси и каком борту они стояли. Как правило, у современных переднеприводных машин передние шины изнашиваются быстрее, кроме того, неравномерность износа возможна по ширине протектора, поэтому регулярная смена осей и бортов, на которые установлена резина, помогает исключить ускоренное истирание одной пары колес.

Меня консультировал мастер шиномонтажа Денис Чугунов и его коллеги

Можно ли оставить на лето зимнюю резину?

Формально, технический регламент Таможенного союза еще с начала 2015 года запрещает использование в летние месяцы шипованной резины, однако штрафа пока не предусмотрено. Вероятно, законопроект о сезонности шин одобрят к осени этого года, а штраф составит 2000 рублей.

Зимняя нешипованная резина летом изнашивается в ускоренном темпе, а мягкий состав может «поплыть» в жару, резко снизив сцепные свойства. Такой вариант допустим разве что в качестве временного. А вот шипованную резину при достаточной глубине протектора можно доносить летом, однако желательно удалить из нее шипы.

Есть ли смысл накачивать колеса азотом?

— Азот меньше просачивается через микропоры и, в отличие от кислорода воздуха, не провоцирует старение резины и коррозию металлических деталей. Кроме того, он снижает риск перегрева, – поясняет Денис Чугунов. – Однако для обычных автомобилей накачка шин азотом, по большому счету, бессмысленна: у нас шины просто не живут так долго, чтобы эффект от азота почувствовался. Мы предлагаем эту услугу желающим, но не навязываем.

 

Нужно ли делать балансировку, если шины хранятся на дисках?

Балансировка делается при каждой смене колес в любом случае.

Вредна ли для шин регулярная перебортовка?

При достаточной квалификации мастеров не вредна, однако бывают прецеденты, когда неопытные мастера ломают внутренний обод резины, которым она примыкает к диску. И если мелкие дефекты устранимы, то при изломе внутренней кромки шина перестает центрироваться на диске.

Для перебортовки используются специальные станки. Мастера говорят, что наиболее сложна перебортовка низкопрофильной резины типа Run-Flat

Что полезно иметь в машине помимо насоса, домкрата и запаски?

В магазинах автозапчастей продаются так называемые наборы для жгутовки – специальное шило и жгуты, позволяющие провести экспресс-ремонт шины в крайнем случае.

– Иногда их используют при ремонте шин в сервисах, но это неправильно. Такие комплекты нужны для временного устранения прокола, – поясняет Денис Чугунов. – Зато они достаточно эффективны и просты в использовании. Но важно помнить: они не предназначены для ремонта боковых проколов. Эффект достигается за счет уплотнения жгута металлокордом при накачивании шины, но в боковине металлокорда нет.

Также невредно возить с собой… камеру. Современные шины бескамерные, однако в форс-мажорной ситуации в дороге при невозможности быстро отремонтировать шину или заменить, в дорожном шиномонтаже можно установить внутрь камеру – решение временное, но эффективное.

– Камера должна быть подобрана по размеру, хотя в редких случаях, по опыту, приходится выбирать на размер меньше, чтобы при накачивании она плотнее прилегала к шине, – добавляет мастер.

12 Comments

  1. «шипованную резину при достаточной глубине протектора можно доносить летом, однако желательно удалить из нее шипы.» (с)

    Первый раз за всю свою жизнь в этом году буду донашивать зимнюю, ибо на след зиму уже не пойдет, хотя и протектор и шипы еще боль менее. А просто выкинуть жаба душит. ))

    Как раз вот думаю как с шипами поступить, чем их спилить можно? Есть маленькая «болгарка», думаю взять какой нить наждак и тупо вжикнуть. Осталось только в деревню вырваться (4 мес не могу попасть).На шиномонтажки вряд ли кто то будет этим заморачиваться. Если кто то уже делал рекомендуйте варианты.

      1. Да там шипов то сталось чуть больше 50%, и то все зашорканные. Как описано в методе выдрать не получится, цеплять особо не за что. Потому и подумал что можно попробовать сточить. (еще бы время где нить найти).

    1. Советую не мучаться и продать резину за 2000 рублей комплект. Я всегда так делаю, еще ни разу не было, чтоб не купили. Тоже самое бу запчастей касается.

      1. В прошлом году пытался продать, чет никому не надо.

        А в этом уже стыдно такую продавать. Чисто докатать, дотереть. За одно и летняя отдохнет сезон.

      1. Как Эд гоняет, так ему шипами машину изрешетит))) Ну подкрылки точно

      2. Локеры имеешь ввиду? У меня нет. Да и камушки вылетают постоянно — ничего страшного не случилось.

      3. Да я так))) Троллю. Точно не уверен, хватит ли убойной силы шипу что-нибудь пробить.

      4. Когда автомобиль движется со скоростью 160 км/час, отрывающийся шип летит с начальной скоростью 320 км/час.

  2. раз было, донашивал зимнюю летом. все как у парящего
    одно лето и прожили. по осени переобулся в новую зиму с чистой совестью, а «остатки» подарил знакомому шиномонтажнику

Добавить комментарий для АнтонОтменить ответ