Авторынок всегда считался одним из индикаторов состояния экономики: он крайне чувствителен к покупательской способности населения и ожиданиям россиян. Четвертый месяц подряд рынок растет, однако это не единственные признаки оздоровления: возврат беглых моделей и точечное снижение цен также настраивают на оптимизм.
Оттепель, плюс пятнадцать
Июнь стал четвертым месяцем, когда продажи выросли относительно аналогичного периода прошлого года, причем выросли ощутимо — на +15%. При этом практически все лидеры рынка показали прибавку на уровне +20% — последний раз столь бурный рост рынка происходил пять лет назад в 2012 году. Правда, в абсолютных величинах объемы продаж тогда и сейчас отличаются на 40%, поэтому справедливо говорить лишь о начале восстановления. Тем не менее, еще совсем недавно разница была двукратной, так что постепенно форма восстанавливается.
Granta выходит в лидеры
Хорошо чувствует себя АвтоВАЗ: общие продажи увеличились на 23%, и, в отличие от предыдущих месяцев, завод вытягивали не только Vesta и X-Ray, но и Lada Granta, которая стала самой популярной моделью июня, опережая Kia Rio, который готовится к смене поколений.
Продажи Vesta находятся на достаточно высоком уровне — 6,6 тысяч машин в месяц — что несколько скромнее абсолютного рекорда прошлого декабря, но все равно достойно. Правда, из тройки лидеров «Весту» вытеснил новый Hyundai Solaris, который восстанавливает позиции, утраченные после смены поколений.
Они возвращаются
Еще более красноречивый показатель: возобновление продаж ряда моделей, которые ушли с российского рынка в период неопределенности.
Так, в июле стартовали продажи Nissan Juke, который отсутствовал в России более года: весной 2016 руководство Nissan решило прекратить продажи модели, которая не имела российской локализации.
Правда, Juke возвращается в усеченном количестве версий, например, пока недоступны автомобили японской сборки (только английской), полноприводные Juke, c механической коробкой передач или турбодвигателями. Единственная версия 1.6 CVT 2WD в сравнительно богатой комплектации оценена в 1,1 млн рублей.
Mitsubishi планирует возобновить продажи компактного кроссовера ASX, правда, случится это во второй половине года. Тогда же наступит ясность с ценами и комплектациями.
После многолетнего перерыва в Россию возвращается полноразмерный седан Hyundai Sonata в рестайлинговой версии.
Кроме того, в России возобновлены продажи Toyota Highlander, Renault Koleos (правда, уже нового поколения) и Peugeot 3008.
Восстановление автопрома
Главный профит от восстановление рынка — постепенное оживление промышленности. Никто из крупных игроков больше не заговаривает о возможности свертывания производства, а новые модели запускаются регулярно (Skoda Kodiaq, Volkswagen Tiguan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Mazda CX-5 и т.д.). Nissan сегодня объявил о возобновлении двухсменного режима работы завода под Питером и создании 450 дополнительных рабочих мест. По сравнению с прошлым летом резко сократилось количество вынужденных простоев предприятий.
Госпрограммы: новые и старые
Завершаются «классические» программы помощи авторынку — утилизации и трейд-ина. Впрочем, скидки за старый автомобиль многие дилеры предлагают по-прежнему, финансируя их из своего кармана.
Однако на смену прежним программам госпомощи приходят новые, целевые: «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». По сути, они являются разновидностями программы субсидированного кредитования, но рассчитаны на определенные категории клиентов: в первом случае условием является наличие двух и более несовершеннолетних детей, во втором человек должен покупать автомобиль впервые. Максимальный банковский процент (с учетом субсидии) в этом случае не может составлять выше 11,3%, а дополнительным бонусом является скидка в 10%. Под программы попадают автомобили российской сборки ценой до 1,45 млн рублей. В июле-августе станет ясно, являются ли новые программы адекватной заменой прежним.
А что с ценами?
Взлетевшие вслед за курсом валют цены на автомобили являются главным тормозом восстановления рынка. Устойчивой тенденции к снижению пока не просматривается, и констатировать можно лишь стабилизацию цен в течение последнего полугодия.
Впрочем, есть приятные исключения, например, Toyota снизила прайсовую стоимость популярных моделей (Corolla, RAV4, Camry), например, седан Camry в базовой версии подешевел с 1,407 млн до 1,329 млн рублей. Аналогично скорректировал ценники родственный бренд Lexus.
УАЗ скинул цены на «Патриот» на 20-58 тысяч рублей, включая базовую комплектацию, которая теперь стоит от 699 тысяч (-50 тысяч). У Audi подешевела модель Q7, у Jaguar — спорткар F-Type.
Есть и обратные примеры, самый яркий — увеличение цены на базовый Hyundai Solaris с 599 тысяч до 625 тысяч рублей. Однако большого значения для рынка эта корректировка не имеет: начальный «Солярис» без кондиционера в любом случае купить было проблематично, а первая ходовая версия стоимостью около 700 тысяч рублей не подорожала.
Радикального снижения цен не произошло, однако рынок восстанавливается. Факторы, способствующие этому: отложенный спрос, привыкание россиян к новым ценам и смягчение кредитной политики.
Кот бы заметил, что этот «рост» каждые 5 лет вроде происходит, ибо срок автокредита (о чудо!) тоже 5 лет… Хотя не — Коту это кажется ))))
А какой процент пятилетних автокредитов от общего числа купленных авто? 😉 Сдается мне, не такой уж высокий.
А какой процент куплен за 100% накопленных лично своих денег? Сдается Коту, что еще меньше, чем «не такой уж высокий»…
Между пятилетними кредитами и личными деньгами есть еще масса промежуточных вариантов «) Например, трехлетние кредиты или годовые рассрочки. Именно пятилетний автокредит, который платят от звонка до звонка, по-моему, не такое уж частое явление, чтобы определять циклы. Но если Кот приведет убедительный пруф, что половина машин в 2012 году была куплена именно в пятилетний кредит, тогда это будет интересный довод.
5 летний кредит лишь один из факторов 2012. Но «бум» был именно тогда, а скидывать 5летние авто у нас «привычка» — старое уже (привет т. Сиплому за потреблядство:-) Кстати о долях вот тут интересная динамика: https://www.autostat.ru/press-releases/28813/
Я всегда думал, что потребляйская философия велит скидывать через 3 года)
Коту: пипец! прочитал прослезился. Доля кредитных автомобилей в 2016 году — 44%….это край! Кредит — это один из инструментов, позволяющих человеку жить не по средствам за счет собственного будущего, и чем тяжелее для человека кредит, чем больше он украл сам у себя в будущем ради сиюминутных понтов. Судя по статистике нас успешно переформатировали…оранусы теперь основная масса членов популяции, а значит печальный конец неизбежен.
Сиплому: в продолжение банкета! https://www.autostat.ru/articles/18917/ «Доля автокредитов от общего числа проданных автомобилей достигла в 2014 году максимально низкого уровня за последние 4 года, просроченная задолженность продолжает свой рост несмотря ни на что….С января по октябрь 2014 года банки выдали не более 675 тысяч автокредитов, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля автокредитов снизилась на 25% и на данный момент составляет не более 38%» Т.е. это 2014 год предшественник предыдущей ссылке. 38% это минимум, КАРЛ!!!! А вообще Коту кажется это не восстановление и выход из кризиса — это отскок и коррекция 🙂
Какой-то был год, не помню, возможно, 2011-2012, когда доля кредитных превысила долю тех, что за нал. То есть более 50% была.
У меня-то вопрос был, скорее, про срок кредита, по-моему, все-таки доминируют автокредиты на срок 2-3 года, но могу, конечно, ошибаться.
Не ну это же песня! Т.е. около половины автомобилей вокруг нас — кредитные! Т.е. 50% продаваемых машин не по карману своим владельцам. И в такой ситуации кто-то еще удивляется тому что у нас продажи автомобилей падают! В такой постановке надо наоборот пузырь сдувать, а не накачивать льготными программами.
Собственно, это началось еще в первый кризис 08/09, когда государство активно стимулировало спрос с помощью программы льготного кредитования. Потом наступили тучные годы, когда люди уверовали в светлое будущее и брали машины весьма отчаянно, а потом снова началось льготное кредитование.
Да, сегодня от автокредитов рынок зависит очень сильно.
Спасибо, кэп, помним мы всё это! Ты сам-то как думаешь 50% кредитных орлов — это норма?
Нет. Ну то есть государству это отчасти выгодно, так разгоняют экономику на западный манер, для людей, не умеющих сдерживать свои порывы, это лишнее искушение.
Я не считаю автокредиты безусловным злом, но, конечно, в России нет еще понятия о том, какой автокредит оправдан, а какой нет. Не думаю, что разумно брать 800 тыр с 10-процентным первоначальным взносом на пять лет, чтобы купить условную Skoda Octavia или 1,5 млн, чтобы взять «Кашкай»
А государство в твоем понимании это что? Госаппарат? Население? Территория? Кредиты (!на потребление!) — это экономический наркотик, который позволяет до определенного времени не замечать серьезных болезней, но цена этой отсрочки — отсутствие будущего. Такой наркотик может иногда быть полезен, снять болевой шок например, НО очень дозировано, лучше местного применения и не постоянно. У нас же это приобрело необратимый характер острой физической и психологической зависимости.