Техосмотр: видеофиксация и уголовка

Это было предсказуемо: рано или поздно власти должны были затянуть гайки в отношении техосмотра, чтобы сделать его снова обязательным. В числе предлагаемых мер: съемка процесса техосмотра, выявление нарушителей с помощью камер видеофиксации и уголовная ответственность для махинаторов.

Напомню, что техосмотр был низведен до уровня никому не нужной формальности в конце 2011 года, когда жалобы на очереди повлекли популистскую реформу. Ее основным плюсом стало то, что очереди действительно исчезли, как исчез и сам техосмотр. Проводить его разрешили коммерческим компаниям с соответствующей лицензией, а основным надзорным органом стал РСА – Российский союз автостраховщиков. Талон техосмотра убрали из документов, которые водитель обязан возить с собой, а диагностическую карту – аналог талона – нужно было получать лишь для того, чтобы купить страховку ОСАГО. В результате, диагностические карты свободно продаются, а на самих пунктах царит полный либерализм: плати деньги и получай карту почти без осмотра.

Минэкономразвития разработало сразу несколько законопроектов, ужесточающих ответственность как для операторов техосмотра, так и для автомобилистов.

Для первых появляется уголовная ответственность за внесение ложных данных в базу системы техосмотра или подделку соответствующих документов. Правда, если поймают за руку конкретного сотрудника-волюнтариста, ему грозят максимум принудительные работы на срок до четырех лет либо крупный штраф (до 80 тысяч), а если выявят группу, действовавшую по сговору, то штраф увеличивается на порядок (до 500 тысяч рублей), а отправить на работы могут на срок уже до пяти лет. Реальные сроки заключения до 4 лет предусмотрены на случай, если не выявленная при техосмотре неисправность повлекла тяжелые последствия.

Сам процесс техосмотра предлагается записывать на видео, чтобы исключить любые сомнения в том, были ли машина на пункте ТО и что именно там с ней делали. Нечто подобное уже использовалось для контроля степени затонированности автомобилей, проходящих ТО.

Наконец, самая интересная и радикальная часть реформы – видеофиксация нарушителей. В обозримом будущем планируется избавиться от бумажных диагностических карт, заменив их записью в единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). С ее помощью системы автоматической видеофиксации смогут определять автомобили, которые движутся по дороге, не имея записи о прохождении техосмотра, и выписывать им штраф 800 рублей. Не исключено, что штраф будет прилетать за каждое появление автомобиля под камерами, так что особенно невнимательные смогут собрать богатый урожай штрафов.

Система интересна и тем, что ее неоднократно пытались приметь для контроля страховок ОСАГО, и коль скоро базу данных ЕАИСТО планируется передать в ведение страховщиков в лице РСА, нет сомнений, что в случае успеха с контролем техосмотра данный метод распространят и на выявление безосажных водителей – штраф там, кстати, тоже 800 рублей.

Вряд ли предложенные законопроекты изменят ситуацию враз, однако они показывают решимость властей навести порядок в вопросе. А вот удастся ли это сделать – вопрос, потому что техосмотр является процедурой, хорошо поддающей фальсификациям. Фактически, есть лишь один способ контролировать операторов техосмотра: перепроверять результаты измерений для выборочных машин в независимой лаборатории. В остальном даже наличие видеозаписи процесса не раскроет всех деталей.

В перспективе система техосмотра нужна по той же причине, что и контроль ПДД. Вроде бы, все мы себе не враги, но слишком склонны полагаться на авось и переоценивать возможности свои и автомобиля. Техосмотр, и весьма жесткий, есть во всех странах с высокой автомобилизацией, и коль скоро Россия планирует стать одной из них, а автопарк у нас – один из самых старых в Европе, работоспособная система техосмотра должна держать автовладельцев в тонусе.

4 Comments

  1. Только недавно вспоминал, какой же гемор создает эта тупейшая и совершенно бесполезная процедура, даже мысленно поблагодарил доброе гос-во за её отмену…и тут на тебе…гемор возвращается…эффекта как не было так и не будет.

    1. разве это гемор, раз в год на 15-20 мин заехать на ТО, и отдать 500 рупь (или скоко там, 700)?
      эффект будет, если представить себе, что ТО перестанут покупать и станут реально проходить. всякие древние тарантасы, и прочий заниженный и обрезанный автохлам отсечется например.

      1. Я помню как всё это работало в 2004-2010 гг…машин (в городе) было кратно меньше, а очереди даже тогда были огромны. Запись. Блат и пр….но на самом деле это всё не важно…здесь ведь вопрос эффективности, так? Ну т.е. любая процедура обоснована только тогда, когда от нее есть хоть какой-нибудь толк…как его можно измерить? Например по количеству аварий, произошедших по причинам, вызванным отсутствием ТО…есть ли скачок этих аварий после 2011 г…? Я, например, не вижу….есть даже удельное снижение смертности, но тут другие факторы…в итоге мы получаем процедуру с непонятной и неизмеряемой эффективностью, при этом довольно затратную по деньгам и по времени (на это всем пох!)…в гос.управлении есть такой термин «избыточное регулирование» у этого термина есть ряд признаков, по которым он идентифицируется, так вот техосмотр — самый явный пример избыточного регулирования, т.к. результаты его эффективности не поддаются контролю, при его отсутствии нет заметных изменений в сторону ухудшения….у нас в принципе все госконторы с окончанием на «****надзор» имеют признаки избыточного регулирования и дублирования функций….но это вопрос социальной стабильности, т.е. куда деть армию чиновников…можно конечно создать еще одну паразитную структуру, чисто с целью трудоустройства энного кол-ва человек, только зачем?

    2. да, полная херня без смысла возвращается, лишь бы «занять народ» еще чем нить с параллельным стрясом бабла
      горе побежденным

      ЗЫ бошки бы рубить тем законодателям чьи законы показали свою несостоятельность.

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ