Экология ИМХО

 

Фото Дениса Белова

Недавний вирус наделил меня новой суперспособностью: теперь реагирую на качество воздуха. Раньше я лишь распознавал его запах, а сейчас в дни смога меня одолевает гомерический кашель, который не дает спать соседям до третьего этажа. Вероятно, обостренная реакция все же связана с болезнью, но в дни, когда воздух пахнет воздухом, кашля нет.

Челябинской экология меня волнует давно (всегда), но пишу я про нее редко, потому что экологическую повестку испоганили политиканы всех мастей. Стоит заикнуться об экологии, как спор уходит в русло «ты за власть или против», ты за СТОП-ГОК или КПРФ или что-то еще. И такое впечатление, что эту дымовую завесу, как и сам смог, специально создают те, кому очень выгодно утопить любой конструктивный разговор о челябинской экологии в политических холиварах. К черту партии и правительства: некоторые вещи челябинцы могут решить без них. Для этого достаточно лишь закашлять синхронно, а мы уже близки к этой черте.

Я понимаю, что экологическая тема не только политизирована, но и сложна для не-специалистов. Здесь легко стать жертвой манипуляций. Вот вам простой парадокс: люди реагируют на запах, но не все, что пахнет, вредно. Верно и обратное: токсичные вещества, вроде окислов азота N20 или угарного газа, вообще не пахнут. Поэтому не всегда корректно полагаться лишь на ощущения.

Впрочем, именно так чаще всего и морочат голову людям: дескать, ну и пусть пахнет, в деревне ведь тоже навозом тянет, а ничего. Большинство городских загрязнителей, будь то тухловатый сероводород, формальдегид или фенол обладают токсичным действием, и к тому же выбросы подразумевают букет химических соединений. Так что в любом случае их оздоровительный эффект преувеличен.

Сложнее другой вопрос, выраженный поэтично в детской песенке — чья это лошадь успела насрать? Вот здесь-то и открывается шикарное поле для передергиваний, потому что каждый всадник, естественно, кивает на лошадь соседа, а все они вместе — на автотранспорт. Последний, безусловно, гадит, что делает его удобным прикрытием для апологетов грязной промышленности. Закрывая глаза на превышение ПДК по «не автомобильным» выбросам, они заявляют, что смог — от машин, пыль — от машины и все ваши беды — тоже от машин. Машины вносят свой вклад, но сводить все к нему можно или от небольшого ума, или от явной ангажированности в вопросе.

Я не хочу впадать в крайности. Челябинцам нужно смириться, что еще задолго до нашего рождения город стал заложником близости к рудникам и масштабной эвакуации промпроизводств в начале Великой Отечественной войны. Соседство с «Маяком» и Карабашом укрепили имидж «проклятого места».

Вряд ли Челябинск превратится в город-курорт при нашей жизни. Окей, погоревали и смирились. В конце концов, промышленность важна для общего благополучия. Да я бы и не ратовал за экстремальные меры, вроде закрытия всех предприятий: наверняка вопрос можно решить спокойно и цивилизованно, без заламывания рук.

Лично мне обидно, что власти всех уровней поставили на Челябинске крест. Даже в тех вопросах, которые можно решить в пользу челябинцев, решают им наперекор на том лишь основании, что у «вас там все равно помойка».

Возможно, городу нужно отойти от практики административного контроля экологической обстановки в пользу контроля общественного. Пусть промышленные предприятия несут коллективную ответственность, а критерием оценки является не выполнение мифических нормативов в дни приезда комиссии, а актуальная обстановка в городе.

Я почти уверен, что есть золотая середина, при которой заводы и горожане смогут сосуществовать без взаимного озлобления. Нынешняя ситуация является неразрешимой лишь для тех, кто не хочет ее решать.

На планерках я неоднократно предлагал 74.ru уделять экологической тематики больше внимания, потому что из специфических для Челябинска тем эта — самая острая. У 74.ru хорошая позиция, потому что в последние два года сайту удалось уйти из-под влияния основных центров силы, что позволяет снизить политизированность подобного проекта. Но пока мы пишем об экологии лишь реактивно, констатируя очевидное: «В городе опять смог…»

В тему нужно углубиться, привлечь независимых (иногородних) экспертов, посетить основные предприятия области, оценить их усилия, поговорить с инсайдерами и специалистами. Я пока не знаю рецептов, но почти уверен, что есть два-три лайфхака, которые позволяют если не сразу, то в перспективе нескольких лет примирить город и его промышленность.

28 Comments

  1. >>перспективе нескольких лет примирить город и его промышленность<>Пусть промышленные предприятия несут коллективную ответственность<<
    тогда уж ради справедливости 30% коллективной ответственности надо переложить на автомобилистов…выехал на машине — заплати экологическую таксу…ты лично готов? А ведь давно пора. И, кстати, в основном респераторные раздражители содержатся не в газах, а в пыли…тем более газы за границами ССЗ имеют мало отличимую от нуля концентрацию, но пыль выделяется прямо у нас под носом.

      1. не уверен, что ты верно понимаешь на что согласился. Думаю если ввести плату соразмерную реальным выбросам, то ты просто откажешься от такого транспорта.

      2. Если при этом и ты откажешься, то нормуль. Будем чаще видеться на велодорожке. В январские морозы

    1. мы как то спорили про выбросы, повторюсь пожалуй. все эти ССЗ — полная херня. вокруг ЧЭМК эта ССЗ километр или полтора там. но когда выбросы идут, накрывает весь ЧТЗ, бывает и другие районы задевает (смотря куда ветер). Так что заводам есть над чем работать. По поводу ограничения автомобилизации — всеми руками за! ахахаха, ведь у меня нет автомобиля. )))

      1. надо смотреть ПДК по конкретным веществам. Насколько я помню даже в бытность миши «газолед», превышения фиксировались только в пределах СЗЗ. Обсуждать вред здоровью даже уловимых обонянием газов, концентрация которых ниже допустимых суточных ПДК не имеет смысла. Я не отрицаю того, что где-то чем-то может пахнуть….но вероятность получить дозу выше ПДК экспоненциально стремиться к нулю по мере удаления от источника выброса, особенно если этот источник горячий, что свойственно всем металлургам. Для меня вообще загадка как можно требовать ограничений для заводов, когда у каждого под окнами ежедневный несанкционированный источник загрязнения пыхтит. Ну т.е. травят тебя вот прям тут, под носом, а закрыть надо завод на другом конце города…удивительная логика.

      2. 1. я говорю конкретно про ЧЭМК, а он находится не на другом конце города, а рядом со мной.
        2. я не писал, что завод надо закрывать, а лишь заставить соблюдать законодательно установленные нормы выбросов.
        3. вы сами писали, что процент вклада авто в выбросах — 30, а предприятий — 70. те логично, что заставлять предприятия снижать выбросы эффективнее, чем сокращать количество машин.
        4. авто между прочим соблюдают все нормы выбросов. тот самый пресловутый техосмотр, который вы так не любите, проверяет это (во всяком случае обязан проверять) ежегодно.
        5. если чэмк соблюдает все нормы, то почему он выбрасывает по ночам, те тайно (видимо в надежде что до утра раздует), когда станции экомониторинга не делают замеры?
        6. самое лицемерное то, что фильтры на чэмк есть, но выбросы делаются мимо них, потому что использование фильтров — это расходы. те сокращая свои расходы (соотв-но повышая свои доходы), чэмк травит всех горожан. травит по ночам напоминаю, когда министерства, ведомства и прочие надзоры спят и делают вид что ничего не происходит.
        7. замеры делаются не в границах ССЗ, а на семи станциях по всему городу, замеры выкладываются на сайт ежедневно (не помню адрес, на челябинск.ру вроде есть на него ссылка, можно найти), и там регистрируются достаточно регулярно превышение норм ПДК.

      3. Я постоянно слышу про «ночные» выбросы мимо газоочисток. но никто НИ РАЗУ, не привел ни одного доказательства. Я никаких выбросов по ночам не чувствую. Как установить истину? Если это есть, то конечно надо это ограничивать, контролировать. Но я сильно сомневаюсь. Постоянные пуски/остановы очень вредны для оборудования. Нельзя просто взять и остановить металлургический агрегат, т.к. у него конечное число пусков между ремонтами. Если не хочешь специально его угробить, то постоянно останавливать его себе дороже. Без четких доказательств «ночных» выбросов разговор не имеет смысла. Я их доказать не могу. Сомневаюсь, что кто-то другой может. Предмета разговора нет. Мало ли что кому показалось.

      4. выбросы накрывают чтз и после сдуваются на восток. обычно ветер туда дует. вы живете западнее чэмк и до вас не достает. мне хватает доказательства — моих глаз, которые видят этот дым из труб по утрам (характерный коричневый цвет), и носа, который чувствует эту химическую вонь всю ночь.
        вы же конечно никакие доказательства не примите, зная, что организовать ночью замер передвижной станцией экомониторинга даже за свой счет вряд ли возможно.
        ну и в конце концов, одновременно казаться всем жителям чтз не может.

      5. Ничего нет невозможного. Напишите письмо в мин.экологии или кому там принадлежит эта передвижная станция экомониторинга с просьбой провести несколько замеров по ночам. Думаю они не откажут. Если откажут возьмите с них официальный отказ и напишите письмо уже в федеральное министерство с приложением этого отказа. Сейчас как раз год экологии…думаю кто-нибудь да поведется. Опишите в письме свои подозрения насчет ночных выбросов, соберите с соседей 20-30 подписей и в путь. Нет ничего невозможного. Если подтвердятся ваши подозрения, хотя бы косвенно, можно будет действовать дальше. Заказать экспертизу, которая установит потенциальные источники сверхнормативных выбросов чисто из анализа технологии. Обратиться в мин.экологии с предложением установить на потенциальные источники выбросов (ночных, которые типа мимо газоочистки) автоматические датчики, с удаленной передачей показаний. Если собственник откажется это сделать добровольно, подать в суд, возможно в верховный. Кароче было бы желание.

  2. вот только не надо всё сводить к автомобилям! Вполне здравая мысль промониторить предприятия причём и большие, и малые. Определить, что такое вредные вещества, а что просто вонючие. Это на самом деле огромная проблема, и если найти подход и хоть немного её решить, много людей будет благодарны!

    1. ВСЁ — это ваши слова, а не мои…к автомобилям надо сводить ровно 30% всей вредности (это верифицированные многолетние данные). Надеюсь разница между 30% и ВСЁ очевидна не только мне. Всё что вы пишите можно и нужно делать только параллельно с ограничением кол-ва машин в городе. Т.е. если кто-о закашлял дома, то надо идти и требовать запрета машин и модернизации заводов. Только вместе. По отдельности это не работает. Процесс должен быть обоюдным, а не односторонним. Заводы прямо сейчас реализуют каждый свою программу модернизации…эффект УЖЕ ощутим…автомобилистов же никто не ограничивает. В Москве, например, проблема заводов не стоит, а на воздух всё равно все жалуются.

  3. Ха, зачем брать не сопоставимые вещи? Москва… А вот бесконечное загрязнение и воды, и воздуха в Челябинске — это проблема. Ведь ни одно вредное производство не боится нарушать нормы загрязнения. Мы только и слышим — вливают грязь в Шершни, в Миасс, в Чебаркуль и т.д. Это же не машины. Почему бы это не посчитать этот урон, не попытаться со специалистам найти решение?

    1. я возможно вас огорчу, но Шершни, Миасс, Чебаркуль и др. убивают не предприятия…Ну т.е. они физически не могут…находятся слишком далеко…их убивают люди, которые сливают туда свои бытовые стоки…тысячи колхозных сортиров по берегам, периодически неработающая насосная станция в новых микрорайонах Вишневая горка, Залесье и пр…кароче грязи хватает…заводов там нет. Но всем традиционно наплевать. Да что там…пройдите вечером в выходной по Каширина от Молодогвардейцев до Косарева…понюхайте как пахнет дымом, это массово топят бани дровами и углем в частном секторе…дома у них газифицированы, а бани нет…вот и задыхайся в выходные. И всем плевать. Т.е. за чистый воздух мы готовы бороться до тех пор пока это не касается нас самих…в баньку-то охота…и плевать на всех окружающих. Какой-то односторонний подход, не находите? Из-за этой двойной морали мы и не достойны чистого воздуха.

      1. ну да, вы это серьезно? 20-30 бань по объему и особенно по составу выбросов сравнивать с металлургическим заводом?

      2. Так уж вышло, что бани дымят у меня под носом, а завод где-то там в далеке. И дым от бань раздражает мои дыхательные пути гораздо сильнее дыма от заводов. Для меня локально бани вреднее заводов. Это медицинский факт.

  4. Недостойны чистого воздуха — это Вы лишка хватили, но остает вопрос — предприятия совсем ни в чем не виноваты?

    1. Суммарно все предприятия дают 70% выбросов. Я ж выше написал. При этом есть еще гор. свалка, коркинский разрез, ТЭЦ-1,2,3. Т.е. на тот же ЧЭМК, который все так поливают приходится суммарно не более 20% генерируемых выбросов. Меньше чем от автомобилей. И против чего нужно бороться?

  5. И ведь это один завод ЧЭМК у которого аж факелы над трубами и у которого раньше были жилые дома из которых выселяли. Ну почему блин, ОДНОМУ директору этого завода не намотать срок? Почему «пердеж» одного челвека (а он может это остановить) по выходным и по ночам должны нюхать миллионы челябинцев? В моей жизни, это главный пример несправедливости, который отравляет все выходные и вечера. Каждый день посылаю ему лучи ненависти.

  6. Две опечатки в начале
    П.с. нра что пишите. Но где статьи ( не тесты) на 72.ру ?

    1. Андрей, опечатки поищу, хотя сходу чет не вижу. Статьи на 72.ру и других сайтах сети, я надеюсь, в ближайшее время вернутся)

  7. Итак, четыре полных месяца проживания в Краснодаре. В городе больше чем Челябинск как по размеру так и по численности. Да да да… Официально с 2017 года в КРД проживают более 1300 человек (это только официально и на начало 2017) В реальности город похож на гигантский людской муравейник. Пробки как в ЕКБ. Автотранспорта много, как приезжего так и местного. После Краснодара ощущение что в Челябинске жизнь куда-то спряталась. Так вот воздух в КРД значительно чище, и нет той дымки над городом. Да в центре, в пробке чувствуется аромат выхлопа машин когда на улице 36 и безветренно но это только в пробке и только в центре, и только аромат выхлопа машин, и ничего более другого.
    По поводу кто загрязняет воздух в Че, у меня есть кадр в ВК (Артём могу тебе скинуть ее) когда я снимал в направлении Че с высоты 450метров за Кременкулем. Отчетливо виден коричневый столб от Мечела, который медленно растворяется в воздухе над всем городом и ближе к АМЗ исчезает совсем бесследно. Про экологию. Родители приезжали на пару недель в гости. На вторые сутки у тещи появилось полноценное дыхание, в ЧЕ второй год как носом не дышала. Вернулись обратно в Че и нос снова «заложило».

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ