Электробус. Тест в Челябинске

Привыкайте к новому слову — электробус. Автобус на электротяге. В Челябинск началась тестовая эксплуатация, и я напросился на презентацию машины из чистого любопытства. Экологические мантры о снижении выбросов вполне предсказуемы, но главный вопрос — какой ценой?

Электробусы серийно выпускается китайская компания Yutong, и в самом Китае они пользуются большим спросом: так власти борются со смогом городов

В России электробусов не используют нигде, и Челябинск оказался в авангарде прогресса не случайно: экологические проблемы города не должны усугубляться выбросами от общественного транспорта, считают чиновники. Правда, в городе отсутствует «зеленая» энергетика, и в конечном итоге батареи электробуса будут пополняться за счет сжигания топлив на ТЭЦ. Но, как минимум, улучшится локальная экология: электробус не гадит там, где ездит.

Этот автобус 2015 года выпуска некоторое время колесил по Китаю, затем четыре месяца — по Москве, а теперь прибыл для месячных тестов в Челябинск. Пассажиров он возить не будет, но салон нагрузят балластом
Основную долю цены и массы автобуса составляют 16 батарей. Их суммарная емкость — как у 400 автомобильных аккумуляторов.

Блок батарей расположен под днищем и в задней части автобуса, а их суммарная емкость составляет 285 кВт*ч. Для сравнения, самый дальнобойный на сегодня легковой электромобиль Tesla Model S имеет максимальную емкость батарей в 100 кВт*ч, хотя, понятно, параллели некорректны.

285 кВт*ч — это энергия, которая содержится примерно в 30 л дизтоплива. В случае с электробусом ее достаточно для пробега до 300 км, то есть приведенный расход топлива составил бы 10 л/100 км, а это уровень легковушки. У дизельного автобуса он в три раза выше.

На месте двигателя расположен блок силовой электроники, а где-то в глубине — электродвигатель. У электробуса два контура питания: высоковольтный (двигатель, усилитель руля, отопитель и пр.) и низковольтный (осветительные приборы)
Обнаруженная в колбе жидкость — не топливо для потайного ДВС, а жидкость усилителя руля

Для полной зарядки электробуса от бытовой розетки потребовалось бы … 90 часов. В реальности его заряжают от специального устройства токами до 100А за 7-8 часов. В экстренных ситуациях — за 2 часа.

«Суперчарджер» позволяет зарядить батарею за ночь
Индикация остаточного заряда есть на панели приборов. У автобуса есть и дизельная версия, от которой остались рудиментные индикаторы топливомеров (слева). Спидометр размечен до 100 км/час — не проверяли.

В остальном электробус мало чем отличает от соразмерного автобуса классической схемы. Он вмещает 100 пассажиров и имеет пониженный уровень пола: сделать его полностью низкопольным, судя по всему, мешает массивный блок батарей под днищем.

Управляется электробус идентично любой машине с автоматической трансмиссией, а дополнительное обучение водителей требуется только в области техники безопасности и эксплуатации таких машин.

Место водителя мало чем отличается от обычного
Для электробусов действуют стандартные права категории D

Большой скепсис вызывает эксплуатация электробусов в морозы. Руководитель «Первой транспортной корпорации» Станисла Новичихин, один из инициаторов челябинских тестов электробуса, постарался развеять сомнения.

— Изначально такие машины проектируются под эксплуатацию при температурах до -20 градусов, потому что в Китае тоже бывает холодно. Для стран с суровым климатом есть дополнительные опции в виде жидкотопливного подогревателя, поэтому температура в салоне поддерживается на комфортном уровне круглый год. Ночную зарядку таких машин рекомендуют делать в отапливаемых помещениях, в остальном они пригодны для круглогодичной эксплуатации.

Ряды дефлекторов на уровне голов пассажиров
Можно отрегулировать интенсивность обдува и направление потока, но сами дефлекторы выглядят хлипкими
Подача теплого воздуха в ноги пассажиров
Блок управления климат-контролем у водителя

К плюсам электробуса можно отнести и бесшумность: внутри слышен лишь гул климатической установки, снаружи — шум качения шин, к которому на разгоне примешивает негромкий свист электромотора.

Но вопрос витал в воздухе — сколько же он стоит? Станислав Новичихин пояснил следующее:

— Этот электробус стоит порядка 20 млн рублей, автобус на газомоторном топливе примерно в два раза дешевле, классический дизельный автобус такого класса стоит 6-7 млн рублей. Но важно понимать, что электробус будет окупаться в процессе эксплуатации.

Надписи на китайском не должны смущать — если дойдет до поставок, российские версии будут русифицированы

Нынешние тесты проводят как раз для того, чтобы выяснить, насколько реальны заявленные производителем характеристики. Например, теоретический пробег на одной зарядке в 300 км снижает до 230 км в морозы за счет падения емкости батарей и увеличенного расхода энергии, в том числе на обогрев.

Салон незайтелив
Можно придраться к прокладке проводов

Называть срок окупаемости электробуса представители «Первой транспортной корпорации» не стали, отметив, что для начала нужно попробовать машину в реальных условиях. Но можно прикинуть.

Видеокамеры позволяют водителю контролировать происходящее в салоне даже ночью

Предположим, экономия относительно классического автобуса составит 10 рублей на километр пробега. При суточном пробеге в 250 км разницу в 10 млн удастся отбить за 11 лет непрерывной работы на линии. Немало.

Забугорная схема оплаты проезда предполагает, что люди входят через переднюю дверь и касаются электронным билетом считывающего устройства. Кондуктора при этом не требуется.

При таких сроках окупаемости возникают вопросы к долговечности батареи, которая является слабым местом что у смартфонов, что у электромобилей. На вопрос о том, насколько снижается емкость аккумуляторов со временем, представитель компании отвечать не стал, но заявил, что производитель дает гарантию на 5000 циклов заряда и разряда, а это — 14 лет интенсивной эксплуатации. Проблема лишь в том, что батарея может не только выйти из строя, но и потерять изрядную часть емкости, и тогда эксплуатация электробусов, особенно зимой, станет проблематичной.

Электробус оказался не единственным «зеленым» транспортом на площади Революции

Делать выводы о жизнеспособности проекта преждевременно. Большой срок окупаемости с одной стороны и отсутствие выхлопов с другой — какой из факторов перевесит, покажет лишь практика.

— Со временем мы планируем создавать условия, при которых бизнесу выгодно использовать экологический чистый транспорт на маршрутах определенных категорий, — объясняет заместитель министра управления дорожного хозяйства и транспорта Александр Филиппов. — В перспективе такими электробусами можно заменить до 200 челябинских автобусов, но говорить об этом пока рано — многое будет зависеть от результатов тестов.

Инициаторы проекта также подчеркивают, что используется не новая машина с конвейера, а подержанный экземпляр, на одометре которого почти 19 тысяч километров, накатанных за два года. Немного, но все же достаточно, чтобы полезли первые болячки.

Власти рассматривают возможность ограничить использование грязных и маломестных маршруток на главных маршрутах города в пользу «зеленых» вариантов

Ответить на вопрос, каков удельный вклад автобусов в загрязнение окружающей среды Челябинска, организаторы проекта не смогли, а он, очевидно, не доминирующий. Поэтому замена даже нескольких десятков автобусов их современными аналогами вряд ли избавит челябинцев от ощущения перченого горла. Впрочем, капля камень точит: в Китае экологических проблем в мегаполисах не меньше, и переход на электробусы и электромобили рассматривает как один из путей улучшения ситуации.

40 Comments

  1. С чего-то вспомнился коммунистический субботник. Гадят все — дерьмо пытаются убрать единицы.

  2. А мне нравится, что в этом направлении стали думать. Пусть пока и дорого, и заправок нет, но движение начали к улучшению качества жизни. Это очень радует!

  3. Странная вся эта шумиха с электроприводом всего подряд от самокатов до карьерных самосвалов…плюсы не очевидны, поэтому скорее всего отсутствуют…минусы вполне понятны, т.е. баланс вроде как отрицательный, но масса людей с завидным упорством продолжает катить в гору этот тяжелый параллелепипед. Смысл?

      1. спасибо, кэп! Я надеялся на конкретику в вопросе «кому выгодно».

      2. Ричард Хейнберг в своей нашумевшей книге PowerDown: Options And Actions For A Post-Carbon World (наиболее точный по смыслу перевод — «Конец света: Возможности и действия в пост-углеродном мире») самым детальным образом повторяет анализ Петра Капицы и показывает, что никакая биоэнергетика мир не спасет.

        После того, как последовательно лопнули пузыри «доткомов» и недвижимости, а «нанотехнология», рисующая сказочные перспективы, по большей части так и продолжает их рисовать без заметной материализации, американские финансисты, похоже, всерьез обратили внимание на альтернативные источники энергии. Вкладывая деньги в «зеленые проекты» и оплачивая наукообразную рекламу, они вполне могут рассчитывать на то, что многочисленные буратины прекрасно удобрят своими золотыми финансовую ниву чудес.

        Там же доклад Петра Капицы можно почитать об альтернативной энергетике (ЭНЕРГИЯ И ФИЗИКА Доклад на научной сессии, посвященной 250-летию Академии наук СССР, Москва, 8 октября 1975 г.) — https://econet.ru/articles/170125-petr-kapitsa-o-besperspektivnosti-alternativnoy-energetiki

        Ну так, для общей картинки. Думаю кто такой П.Капица объяснять не надо.

      3. Нравятся мне эти мантры «Лопнул пузырь доткомов». Что именно лопнуло-то?
        Доткомы — интернет-компании суть. Лопнул лишь спекулятивный финансовый пузырь, интернет никуда не лопнул, он с тех пор продолжил развиваться такими темпами, что за истекшие 15+ лет изменил нашу жизнь до неузнаваемости. И доткомы сегодня правят миром. Процесс не был запущен тайными кукловодами-финансистами, поэтому и не остановился, когда у тех что-то там лопнуло.
        Да, на зеленых технологиях может надуться пузырь, какие-то спекулянты наживутся, какие-то прогорят, но пузыри надуваются на всем, что дуется. А технология, если она жизнеспособна, продолжает жить. И важно понимать, что есть причина, а что следствие: пузырь в случае с доткомами — это следствие быстрого роста технологии, а не причина (до определенных пределов стимулятор, не более).
        В случае с электромобилями надуть пузырь, как я вижу, посложнее, хотя многое зависит тут от политиканов — будут бешеные субсидии от государств, надуется пузырь.

      4. Ну вот, выдернул дотком из всего абзаца, и раздул пузырь на ровном месте. )) Чет даже спорить нет сил и погружаться в это…

        У Маска нашего, Иллона….тош технология, ага. Пиар бежит впереди него. Акции кое как поспевали за пиаром.

        Лучше Капицу почитай если не читал. Поинтересней будет. А кому выгодно и так понятно — массонам, Ротшильдам и прочим Чубайсам. ))

      5. Вот 100 летняя гарантия на внедорожник Партизан, вот это я понимаю технология!!! — http://steer.ru/node/41516

      6. Да тут дело в другом, Эд. Ты, конечно, молодец, что много читаешь и легко принимаешь точку зрения авторитетов, но подойди к вопросу критически, без предвзятости. Понятно, что очень легко всю картину современного мира представить в таком ключе: сидят где-то злые богатые дяди и думают, где бы им еще надуть пузырь. И, как я сказал, здесь путается причина и следствия.
        Пузырь доткомов не лопнул.Лопнули чрезмерные ожидания некоторые инвесторов, но это не одно и то же. Доткомы появились независимо от тех злых дядей. Дяди просто капитализируют лавинообразный рост технологий, когда он происходит, а развитие, как учил нас Гегель, всегда идет по схеме скачок-плато-скачок. В момент скачков возникают те самые завышенные ожидания, которые позволяют надувать пузыри, но к самой технологии это имеет опосредованное отношение. Грубо, лопнувший пузырь просто избавляет от лишних иллюзий, но если технология жизнеспособна, она продолжает развиваться в естественных для нее темпах.

      7. Теперь про электромобили: пузырь, может быть, и надуется, но если уж ты (или Капица) проводите параллели с доткомами, придется признать, что технология сама по себе весьма жизнеспособна))) На самом деле, электромобили гораздо более геморройная тема, требующая инвестиций (в отличие от доткомов), но понятно, что и на ней можно здорово нажиться. Но что это значит? Да ничего. Не биржевые спекулянты ее раскручивают, тут целый комплекс факторов.

      8. Вообще не понятно зачем смешивать бумажную экономику и реальную. В последнее время они связаны очень косвенно. Биржевые пузыри не имеют вообще никакого отношения к перспективности той или иной идеи. Потенциальная величина биржевого пузыря зависит не от идеи, а от количества свободного бабла, которое надо куда-то припарковать, желательно с плюсом….во внешних валютных контурах стран золотого миллиарда такого бабла с каждым днем всё больше…QE, обратный выкуп и всё такое…

      9. Ну, в общем, согласен с Володей: пузыри — это типа слизняков-паразитов, которые налипают на все, что бодро растет. И о качестве того, что растет, они мало что говорят.

      10. Неее…эта стадия пройдена в начале 80-х…сейчас пузыри сами себе создают квазиценность вокруг которой они начинают бодро расти…там уже давно самосбывающиеся прогнозы значат больше чем реальная польза для народного хозяйства. Границы качественного расширения достигнуты еще в начале 2000-х, сейчас достигаются границы количественного расширения…нужен новый глобальный проект, который вобрал бы в себя весь человеческий, технологический и финансовый ресурс…колонизация марса подошла бы как сверхидея…или что-то подобное, но к сожалению деструктивный маятник раскачивается проще чем конструктивный…Игра престолов подтверждаэ…люди не способны на объединение даже перед лицом общей угрозы….я склонен рассчитывать на худшее.

      11. Ну применительно к докомам, пузырь которых пришелся на конец 90-х, ценность была вполне себе осязаемой.

      12. Осязаемой ценностью обладали единицы компаний, которые впрочем выжили в тот момент и живут сейчас, остальные 75% (примерно на столько упал NASDAQ в 2000-м), не имели ничего кроме умело нагнанного флера интернетности…

      13. Это просто говорит о соотношении размера пузыря к сердцевине. Но ценность сердцевины перераздутый пузырь никак не определяет. Пузырь — это игра на инерции обывательского сознания, которое подсказывает, что если в августе биткоин вырос до $5000, то к декабрю он будет $10 000. И ничего о самих биткоинов это не говорит.

      14. Я имел ввиду другое…когда есть какой-то потенциально успешный проект, который видят игроки биржи, они начинают в него вкладывать деньги, в этот самый момент вокруг такого проекта образуется несколько подобных проектов, потенциальная успешность которых уже никого не волнует…далее начинается формирование пузыря. т.е. где-то на периферии могут быть компании имеющие реальное наполнение, но в числе драйверов роста будут совсем другие квазиценные активы, реальное наполнение и перспективы которых не будут вообще никого волновать. Я думаю на Уолл-стрит даже есть специальные аналитические центры, которые ищут перспективные направления, а потом создают на их базе свои собственные клоны для выведения их на биржу и раздувания пузырей.

      15. Я понимаю, о чем ты. Примерно такая аналогия: есть популярная группа, люди охотно покупают на нее билеты. Я печатаю поддельные билеты и продаю их. В какой-то момент обман вскрываются, кто-то теряет деньги, и все это, конечно, бросает тень и на саму группу, но де-факто ничего не говорит о ее реальной ценности.

      1. А если не сужать, он (смысл) разве есть? Ну т.е. даже глобально в чем профит? Ну хоть какой-нибудь.

      2. Глобально — это глобальный разговор. Как-нибудь напишу отдельный пост о состоянии дел на текущий момент

      3. В двух словах сложно объяснить.

      4. Ты уверен, что сможешь ЭТО объяснить, пусть даже не в двух словах? Самоуверенно. Чет как-то я сомневаюсь, ибо если бы рациональное объяснение существовало в природе его давно уже положили бы на божничку и молились на этот электротранспорт круглосуточно. Пока даже супер разрекламированная компания Тесла имеет убыток тем больше, чем больше выпускает машин…

      5. А кто вообще про Теслу говорит? Тесла — это небольшая компания со смехотворным объемом выпуска. Они планируют его нарастить, да, но пока Тесла — это маленький прыщик. Речь про автопром в целом.

      6. Ты специально тренируешь этот эзопов язык? Я спрашиваю вполне конкретную вещь: в чем профит электропривода?…ты же в ответ предлагаешь мне «смотреть глобально», потом «тесла — маленький прыщик»…я всё жду когда же ты соизволишь написать те самые пару предложений про профит электропривода, а ты так их и не пишешь…после чего я делаю вывод, что фактически писать нечего, но надо, тренд же как никак, поэтому приходится возводить воздушные замки из красивых, но ничего не значащих словесных оборотов.

      7. «Как-нибудь напишу отдельный пост». Пост для блога, а не комментарий здесь. Просто надо и проиллюстрировать мысли, ну и вообще в кучу собрать. Что ты так раскипятился?

      8. меня угнетает неизвестность. раскрой хоть немного мне эту страшную тайну, ато я до поста на блоге не доживу. Да и не кипятился я.

      9. А в чем смысл белок? Я не вполне понимаю такие вопросы. Я думаю, что надо вообще написать пост, откуда взялась электромобильная шумиха и к чему она приведет. Миша Парагон лет пять назад три клавиатуры сточил, доказывая, что никому эта технология не интересна и автопром никогда на это не пойдет. А сегодня нет ни одной крупной компании, которая бы не разрабатывала электромобиль, и это только один из фактов.

  4. перемещение на электричестве тема очень перспективная. аккумуляторы и зарядные устройства совершенствуются очень быстро. Электровелики вполне бюджетный и удобный вид транспорта. не понимаю почему у на они мало распространены. В израиле великов полным полно даже не взирая на то что цена там раза в два выше чем у нас. Возможно дело в инфрастуктуре. А в нашей стране автотранспорт также как авто на газу государству не выгоден. Доходы от продажи нефти не должны снижаться. Поэтому все проекты типа газели на метане или электробас в этой статье корявые и бесперспективные.

    1. Электровелики мало распространены, потому что в России велосипед — не транспорт, а средство досуга/фитнесса, и в этом контексте электрокостыли ему ни к чему
      Велосипед в принципе для России как транспорт хорош где-то 60 дней в году, да и то идущих не подряд. Так что все же фитнесс.
      Вот газ — это отличная тема, но, наверное, мы скорее на электромобили перейдем, чем на газовый транспорт)

  5. Направление мысли я уловил…ты собираешь перечислить факты с указанием на скепсис, высказанный ранее…типа вот смотрите, он 5 лет назад сомневался, а оно наперекор его сомнениям выстрелило…ну т.е. технология обоснована потому, что она развивается вопреки сомнениям…но это же бред…это не доказательство, это не раскрывает причин и следствий, логической причиной развивать что-либо является получение каких-то новых возможностей, недоступных ранее…ДВС дал такие возможности, атом дал, электричество дало…где такие возможности у электротранспорта? Чего такого можно сделать на электромобиле чего на обычном нельзя? Если бы там была зримая экономия энергии, я бы понял, зримое увеличение автономности, зримое улучшение комфорта, улучшение эксплуатационных характеристик, да что угодно….но этого нет…есть наоборот зримое ухудшение некоторых показателей….нахера ж козе баян? Парагон 5 лет назад рассуждал исходя из рациональных предпосылок…и в этом он был прав, он ошибся в том, что сейчас люди наплевали на рациональность и разрабатывают ЭТО видимо даже не понимая зачем…исходя из стадного чувства и чисто ситуативных ништяков, вроде желания снизить среднюю температуру по больнице…

    1. Ух, сколько накатал) Я еще сказать ничего не успел, а тут уже столько интерпретаций. Надо ли мне что-то добавлять, если и так все ясно?

      1. Никогда такого не было и вот опять (с)…>>Надо ли мне что-то добавлять, если и так все ясно?<<…Наоборот ничего не ясно…сплошной туман…не понятны ни причины, ни следствия…если есть инфа ПО-СУЩЕСТВУ, то надо её озвучить…а если нет, то не надо.

      2. Ну так давай я возьму паузу, чтобы подготовить материал, потом вернемся к разговору. Законсервируй полемический запал, чтобы в атмосферу не ушел. Тема интересная.

      3. Давай конечно, только хотелось бы аргументов хоть немного отличных от уже озвученных и от тех, что терлись 5 лет назад с парагоном.

      4. Да я, собственно, не хотел занимать кресло адвоката.
        Я хотел посмотреть на весь процесс со стороны. То есть тут больше не аргументов будет, а фактов

      5. Факты без выводов — это как пельмени без водки….деньги на ветер получается…факты нужны только для того чтобы их анализировать, на основе этого анализа создавать теоретические модели, а на основе таких моделей делать достоверные прогнозы…надеюсь эту цепочку получится выдержать в законченном виде.

Добавить комментарий для Парящий над дорогоЙОтменить ответ