Подборка зимних ДТП

Мы не ходим зимой в шортах, но какое-то время продолжаем ездить на летних рефлексах. Потому что изменить их сложнее, чем переодеться. Мы сделали для вас подборку типичных зимних ДТП, чтобы легче было перестроить мозг на езду по снежному накату, колеям и льду.

Как на салазках

Самый популярный сценарий зимнего ДТП — наезды на препятствия из-за неспособности водителей оценить тормозной путь. А зимой он не только увеличивается, но и сильно зависит от покрытия.

Автор этого видео стал заложником чужой ошибки. Летом он избежал бы ДТП, зимой же тормозного пути не хватило, а попытка уйти на заснеженную разделительную полосу лишь усугубила последствия. Нет ничего зазорного, если в подобных ситуациях вы тормозите превентивно, едва угроза появилась в поле зрения.

Провокаторы таких аварий часто переоценивают нашу возможность остановиться. Однако подобные сценарии нужно иметь в виду, и как минимум выдерживать скорость, которая позволит вам затормозить при появлении столь очевидных угроз, как Touareg на видео выше.

Имейте в виду и еще одну особенность: при интенсивном торможении автомобиль часто отказывает поворачивать. Внедрение АБС отчасти решило эту проблему, но не стопроцентно: машина с работающей АБС поворачивает неохотно и рывками. На видео выше виновник рефлекторно повернул руль, но машина продолжила плужить по прямой.

Хорошим способом почувствовать предел возможностей автомобиля зимой — на безопасном участке дорог попробовать затормозить до срабатывания АБС или блокировки колес. Это позволит понять уровень сцепления, а если оно крайне низкое, перенастроит ваш мозг на более деликатный стиль вождения. Бывает, даже черный с виду асфальт провоцирует истерику АБС, стоит прожать педаль тормоза на треть.

С зимним асфальтом вообще нужно быть осторожнее: используемые в России реагенты (например, на основе хлористого кальция) хоть и растапливают лед, делают само покрытие очень скользким в течение нескольких дней.

Этот водитель в условиях плохой видимости явно недооценил скользкость почти мерзлого асфальта. Обратите внимание, как истерично работает АБС.

Кстати, о ней. Вопреки рожденному в 90-х стереотипу, АБС не сокращает тормозной путь, вернее, не на всех покрытиях. Ее главное назначение: сохранить управляемость машины при экстренных маневрах. Но на рыхлом снегу или неоднородных покрытиях АБС нередко увеличивают тормозной путь в совершенно неожиданной для водителя манере.

Смертельная заносчивость

В рейтинге причин тяжелых ДТП безусловный лидер – это занос.

Глубокий занос не только не подконтролен водителю, но еще и выставляет автомобиль под невыгодным углом к препятствиям и нередко выбрасывает его на встречную полосу.

Заносам и борьбе с ними мы посвящали отдельный материал, однако напомним основные моменты. Занос может возникнуть на практически любом автомобиле: не только на заднеприводном, как думают иногда. Его провоцирует сочетание высокой скорости и активных действий рулем, причем соотношение этих факторов может быть разным. Чем быстрее двигаетесь, тем аккуратнее должны быть ваши действия рулем и педалями. Занос нередко развивается в совершенно безобидных ситуациях, например, таких.

Наиболее благоприятные условия для заноса, как правило, возникают во время зимних обгонов.

Помимо резких движений рулем, развитию заноса способствует торможение, из-за которого разгружаются задние колеса.

И особенно внимательными нужно быть на дорогах с явно выраженной колейностью: неравномерность покрытия и края колеи очень способствуют дестабилизации автомобиля.

Можно ли отловить автомобиль в заносе? При должном опыте или удаче — можно, но на практике это получается нечасто. Проблема с заносом не в том, чтобы выполнить пресловутое контрвращение руля. Главное — сделать это нужно очень точно и очень вовремя, а затем не забыть вернуть руль в нулевое положение, чтобы избежать «хлыста». На практике большинство водителей распознают скольжение поздно, когда точка невозврата уже пройдена. Борьба с заносом приводит к маятниковой раскачке, а третий мах, как известно, не ловится.

Лучшим технические средством от заноса является система стабилизация (ESP). Впрочем, и ее возможности переоценивать нельзя, потому что ESP не отменяет законы физики, а помимо заносов есть еще…

Прочие сюрпризы

Например, снос — в отличие от заноса в скольжение уходит не задняя ось, а передняя. Снос считается менее опасным явлением, поскольку удар, как правило, приходится в переднюю часть автомобиля, а это все же безопаснее, чем напороться на препятствие боком. Но приятного тоже мало.

При сносе автомобиль нередко едет по прямой, а попытки водителя посильнее вывернуть руль лишь усугубляют последствия — напротив, чтобы купировать снос, как правило, нужно убавить поворот руля, дав передним колесам зацепиться. Такой алгоритм действий абсолютно не интуитивен, поэтому большинство водителей не умеют бороться со сносами.

Возникнуть снос может практически на любой машине, и далеко не все типы систем стабилизации борются с ними. Основная причина сноса — это попытка зайти в поворот на слишком высокой для данных условий (покрытия, шин и т. д.) скорости.

Зимой дороги сужаются из-за снежных брустверов, а колеи имеют свойство бросать машину под встречный транспорт. В некоторых случаях при встречном разъезде лучше прижаться правее и снизить скорость или даже остановиться. Но, кстати, опасайтесь рыхлых обочин и сугробов — они имеют свойство «засасывать» автомобиль.

И уж тем более не стоит использовать брустверы, как летние обочины: сугробы мстительны.

Важно учитывать и неважную видимость зимой. Знакомая дорога — вовсе не гарантия, что за границей света фар нет сюрпризов.

Как не попасть в зимнее ДТП

  1. Не увлекайтесь скоростью. Разрешено 60, но комфортная скорость — 40 км/час? Езжайте 40 и пусть шибко шустрые подождут. Не искючено, ждать они будут приезда ГИБДД.
  2. Действуйте плавнее. Зима — заносчивая королева и очень не любит резкостей в свой адрес. Делайте все заранее и без лишней нервозности.
  3. Чувствуйте предел. В каждый момент времени учитывайте состояние полотна и видимость. Учитывайте колейность, накат перед светофорами, черный лед и прочие неожиданности. Делайте выводы из ошибок.

15 Comments

  1. И опять «тАурег»…))
    Сколько народу не тверди очевидные истины, что лёд скользкий, что шипы не панацея — не воспринимают. Может, комиксы рисовать? Есть у вас в редакции художник? Для многих, думаю, доходчивей будет. Дарю ноу-хау.))
    Ещё пара «скользких» моментов, неоднократно наблюдаемых, видосы искать лень. Стартует «гонщег» со светофора с пробуксовкой, его сносит в колею, а заодно и на соседнюю машину. Где там тёзка, которому колейность побоку?
    Обгоняет шустрик какой-нибудь тяжёлый сарай, перестраивается перед ним, а тут — красный светофор (машина, пешеход…), интенсивно тормозит и получает в (ж..) зад. Очень актуально.

    1. Поправил.
      Комиксы не наглядны. Видео гораздо доходчивей, ИМХО.

      1. Это ИМХО. С уровнем интеллекта некоторых — в самый раз. Психиатров расспросить бы…))

  2. поражают дауны несущиеся явно 60+ при видимости в 20-30м
    таких надо просто лишать прав лет на 10 минимум, они целенаправленно хотят кого то сбить

  3. Для верности напоминаю свою просьбу, близится тест весты SW…у дилеров уже вроде есть тестовые машины…если есть версии кросс, то ваще огонь!

    1. Да, кросс в полной комплектации пришли, но жаль, что в белом цвете )

      1. изнутри цвет кузова не виден. Когда планируется тест?

      2. Ну поглядим, на этой неделе, вероятно.

      3. для меня кросс с его 17 лаптями пролетает мимо
        хз зачем ваз сделал их всем комплектациям. пакет имедж с ними был бы разумнее
        жаль конечно пластикового обвеса ,но теперь склоняюсь к классическому универсалу с его 15 колесами (для меня и 16 избыточны)

      4. вот как то монописуально мне, если я за свой счет буду радовать чужой глаз
        зато совсем неравнодушно прокатывать диски замяв всю сторону на каком нить вроде ровном перегоне с внезапной ямкой. и если добивает на 65-70 колесах, то чего ожидать от 55?
        и одно дело заменить 15 и совсем другой 17. боюсь 17 мало того что править постоянно придется, так еще и рвать будут 55 колеса тока в путь.

      5. Я пояснил, почему автоваз в качестве тестовых выбирает кроссы — они более фотогеничны.

      6. надеюсь для теста выкатят не только кросс
        было бы интересно почитать
        а я писал в общем, а не к вашему посту, про политику ваза, что везде поставил 17 на кроссе. не понравилось мне это и кросс был исключен.

      7. Я в целом тоже не любитель 17-дюймовых катков, и безальтернативность их на кроссе вызывает сомнения. Думаю, вумные маркетологи долго классифицировали потребителей и пришли к выводу, что те, кто готов будет доплатить за кросс, захотят и дисочки побольше. Хотя в целом это действительно спорно, ибо машина для плохих дорог должна иметь высокопрофильную резину, а катки на 17 — это, скорее, для пижонства или автомобилей с претензией на какой-то там драйв.

Добавить комментарий для СиплыйОтменить ответ