Жизнь после справки: как оформить ДТП по новым правилам

Вступивший в силу регламент ГИБДД избавил сотрудников ведомства от оформления справки о ДТП – документа, который является обязательным при получении страховых выплат. Как оформить ДТП без справки и не остаться без выплаты?

Зачем нужна справка

Справка о ДТП была сводным документом, в котором обобщалась информация о происшествии: данные участников, характер повреждений, оформляемые документы (постановления, протоколы и т. д.), наличие пострадавших.

Справка является важным документом для страховых компаний и по-прежнему входит в число обязательных документов при получении страховой выплаты по правилам ОСАГО (положении Центробанка 431-П). Она не требуется лишь при оформлении ДТП по европротоколу.

Почему справку отменили

ГИБДД уже не сколько лет пыталась снять с себя обязанность оформлять справки о ДТП. Автоэксперт Юрий Панченко считает, что ведомство стремится закрепить за собой карательную функцию, сократив количество «бумажной волокиты».

Нередко звучало мнение, что справка о ДТП потеряла актуальность. Ее основным назначением была страховка от мошенничества, но документом строгой отчетности справка не являлась и без труда подделывалась автоподставщиками.

Но даже если так, проблемы создает несогласованность инициатив: из административного регламента ГИБДД справку удалили, но в списке обязательных документов для получения разных видов страховок – и ОСАГО, и каско – она осталась.

Позиция ГИБДД

В отделении пропаганды УГИБДД Челябинской области нам подтвердили, что отделения полиции прекращают выдачу справок о ДТП.

— Теперь при оформлении ДТП сотрудниками полиции будут оформляться исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом. Это, в частности, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении. Все необходимые сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП, будут указываться в приложении к процессуальным документам. Гражданам смогут получать соответствующие страховые выплаты, что подтверждается представителями страхового сообщества, – пояснили в ведомстве.

Позиция страховщиков

Опрошенные нами страховые подтвердили, что готовы работать по новой схеме и рассматривать пакет документов без справки о ДТП. Вместе с тем, информация из справки должна фигурировать в прочих документах.

— К сожалению, регламент ГИБДД изменили в одностороннем порядке, – рассказывает заместитель директора челябинского филиала страхового дома ВСК Марина Кирпичникова. – В справке, например, содержалась информация о том, в каких страховых компаниях были застрахованы участники происшествия. Теперь для получения выплаты понадобится заполнять извещение о ДТП на месте аварии – сделать это должны все участники. Остальная информация, например, о виновности того или иного участника, содержится в постановлении, которое по-прежнему выдает отделение полиции, где оформляется ДТП.

Таким образом, после 20 октября 2017 года всем участникам ДТП настоятельно рекомендуется заполнять извещение, которое прикладывается к полису ОСАГО при его покупке. Скачать извещение и инструкцию по его заполнению можно на сайте РСА.

Извещение заполняется в двух экземплярах, причем на лицевой стороне каждого есть графы для заполнения вторым участником происшествия – ниже он должен поставить две подписи на вашем экземпляре.

Необходимость заполнять извещение подтвердили нам и в страховой компании ЮЖУРАЛ-АСКО:

— Извещение нужно заполнить максимально полно, – уточняет начальник отдела маркетинга ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» Александр Ромашов. – Если участники ДТП не имеют разногласий относительно произошедшего, то заполненное извещение заверяется подписями участников. Если процессуальные документы о ДТП оформлены сотрудниками полиции, то есть не использовался европротокол, потерпевший предоставляет их страховщику вместе с полностью заполненным извещение о ДТП. Если же есть разногласия, то извещение заполняется без проставления подписей, которыми подтверждается отсутствие разногласий. О происшествии уведомляют полицию, и получают от них стандартных набор документов. В зависимости от обстоятельств дела это может быть определение о возбуждении административного дела, протокол или постановление по делу об административном правонарушении.

Указанные документы должны содержать следующую информацию:

  • дату ДТП,
  • марку, модель, госномер, VIN каждого транспортного средства,
  • ФИО водителей-участников, место их жительства и даты рождения,
  • серия, номер и наименование страховщика по ОСАГО,
  • о нарушениях ПДД со стороны участников ДТП,
  • о направлении участников ДТП на медосвидетельствование на состояние опьянения.

На крайний случай

Юрий Панченко подчеркивает, что исчезновение справки о ДТП из административного регламента не означает, что сотрудникам теперь запрещено ее оформлять, поэтому в крайних случаях можно требовать предоставление справки о ДТП в отделении полиции, которое занималось оформлением инцидента.

— В приказе №664, которым утвержден административный регламент, есть список документов, которые он отменяет, – объясняет эксперт. – И среди них нет приказа №154, который утверждает форму справки. Обязанность полиции оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии также прописана в статье 12 закона «О полиции…». Я думаю, что в данном случае ГАИ пытается действовать по принципу: потихоньку попробуем, а там посмотрим, что получится. На всякий случай оставлена возможность вернуться к справке о ДТП, если возникнут сложности со страховыми. В любом случае, сотрудники ГИБДД имеют право оформлять такую справку по требованию водителя.

19 Comments

  1. Остается открытым вопрос о справке при ДТП в отсутствие иных участников, всякого рода наезды на столбы, в ямы и прочее. В этом случае какие постановления предусмотрены? Не помню, чтобы таковые оформлялись. Но для получения выплат по КАСКО справку требовали. Что теперь делать? Требовать?

    П.с. Артем, нет такой организации, как «Центробанк». Это так, для ремарки и точности, все ж СМИ. Есть Банк России, если кратко. Аргументы о таком написании якобы для простоты понимания приводят к дальнейшим заблуждениям народа, типа того же «Центробанк это Сбербанк».

    1. По первому вопросу: как я понимаю, получаешь в полиции документы (постановление от отказе возбуждения дела, например) и идешь в страховую. По идее, данных достаточно. Но с каской вопрос сложнее, потому что условия прописаны в договоре, а он, по сути, индивидуален для каждой страховой. Полагаю, они пойдут на встречу, но если будут проблемы — будем об этом писать.

      По поводу Центробанка: так и Госдумы нет, и автогражданки, и европротокола, и хетчбэков и тольяттинского автогиганта. Конечно, при защите диссертации нужно писать полностью, но для СМИ, полагаю, вполне допустимы сокращения, которые однозначно трактуются. Центробанк = Центральный банк Российской Федерации (если есть сомнения, что он существует, пруфчик https://www.cbr.ru/), если кто-то путает его со Сбером или Райффазеном, ну что ж… Пусть пишут гневные письма в редакцию 😀

    2. Ох уж эти софистические споры из серии «- это Алла! — Нет, это Пугачева!»… «Есть Банк России, если кратко», а есть Центральный Банк Российской Федерации, если полно 🙂 Даже на сайте у себя написали….Видимо «для простоты понимания…малообразованной части населения».

  2. О каком отказе речь? Дела об административном правонарушении? Там не будет и половины того, что было в справке. Страховые по КАСКО требуют документы из компетентных органов, подтверждающие факт страхового случая, не помню, чтобы где-то была конкретика в правилах КАСКО.

    Насчет пруфов спасибо, конечно, поржал )
    А вот знак равенства — не к месту, поищи на досуге, не найдешь, нет там такого сокращения. Нигде. )) Это только журналисты так сокращают. Хорошо хоть, не все.
    Поэтому в том числе у нас и бардак кругом, что вещи не называются своими именами. Говорим одно, имея ввиду другое. Ну ладно лирика всякая, там можно, наверное. Но так выходит, что для простоты СМИ опускается до уровня малообразованной части населения, глотающей любой поток информации, вместо того, чтобы поднимать этот самый уровень. А что, прочитали и норм, трафик же есть.

    1. 1. Дим, так про то и речь, что страховые сейчас формально согласились работать без справки, как оно на практике будет — это посмотрим. Вообще в страховых чаще говорили мне, что справка о ДТП — это просто удобно, потому что там собрана воедино вся инфа, в т.ч. о страховке второго участника. Теперь эту инфу раскидают по другим документам, вот и все, в общем. Юристы сказали мне, что если какая-то страховая откажет в выплате на основании отсутствия справки, суды встанут на сторону автомобилистов с высокой вероятностью.

    2. 2. Чет я вообще запутался, о чем ты. Что «другое» мы имеем в виду, когда сокращаем громоздкое Центральный Банк Российской Федерации до интуитивно понятного Центробанка?
      Кивки на малообразованную часть населения звучат не к месту, коль скоро слово «Центробанк» используется в заголовках, например, газеты «Коммерсант» https://www.kommersant.ru/doc/3366699 и еще https://www.kommersant.ru/doc/3415473, а вот «Ведомости» https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/09/22/735004-gosdumi-voprosi-bankovskomu-nadzoru, вот РБК http://www.rbc.ru/finances/17/10/2017/59e5ac639a79476f1096a3e1, а вот агентство «РИА Новости» https://ria.ru/economy/20170829/1501349600.html и так далее.
      Засилье быдла, просто ужас 🙂 🙂

      1. Ладно, позиция ясна, молчу, как рыба об лед 🙂

      2. Как раз, чтобы народ не ломал голову и не придумывал зоопарк интуитивно понятных сокращений, все уже придумано до нас, кратко, емко и юридически правильно. На приведенном по ссылке сайте это тоже есть. А то, что журналисты Коммерсанта и прочих издательств позволяют себе так писать — так это их тоже характеризует и не факт, что должно являться примером. Но к ним мне сложно обратиться, не знаком, а тебя я знаю, поэтому и решил уточнить )))
        А вообще, меня умиляют аргументы: статья вроде о государственных органах, нормативных актах и прочем, а на заметку о корректном названии этих самых органов идут отсылки насчет интуитивной понятности и как бы не творческом вымысле. )))

      3. На самом деле, это достаточно распространенные претензии к журналистам. Например, нет в природе административного регламента ГИБДД. Есть «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения».
        Сайт «Госуслуги» называется «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
        Поэтому в журналисткой среде общепринятой является практика, когда длинноты сокращаются. Но сокращаются таким образом, чтобы вменяемый читатель понимал, о чем идет речь. Есть очень много спорных слов, например, кроссовер и европротокол. Есть много канцелярских избыточностей, например, фрикционные шины в ГОСТах называются нешипуемые, но слово непривычное, корявое, поэтому мы пишем или фрикционные, или липучка, или нешипованные.
        Вот, честно, если кто-то путает Центробанк с Совкомбанком, он наверняка ЦБ РФ с КПРФ путает. И тут мы бессильны.

      4. Артем, изначально совсем не об этом шла речь. Не о сокращениях как таковых вообще, а о сокращении конкретном, которое уже есть и уже придумано, в том числе для того, чтобы не писать длинноту и не сочинять новое, в зависимости от фантазии пишущих. Если подобных сокращений законодатель не придумал для госуслуг и регламента, то и фиг с ними, но тут-то придумано краткое название. Непонятно, что именно мешает его применять, аргументов так и не увидел. Религия/убеждения журналистские не позволяют?
        Ладно, нет так нет, автору виднее, видимо.

      5. Мне слово «Центробанк» кажется более однозначным и понятным с точки зрения массового восприятия, чем ЦБ РФ и Банк России. Коль скоро оно общепринято (см. пруфы), не вижу проблемы.

  3. Очередная статья об дтп и очередная мысль что меня терзает. а почему водители должны этим заниматься. с чего это вдруг повесили на них. почему не аварийный комиссар. у нас люди и так во всем уже вынуждены разбираться :\

    1. Действительно, почему не аварийный комиссар? Какие вам видятся препятствия?
      Это личный выбор каждого. У некоторых страховых аварком даже бесплатный. Как и услуги ГИБДД для населения.

      1. А вот тут поподробнее…. когда это услуги государства стали бесплатными для населения? Кот пропустил отмену всех налогов в бюджеты?))))

      2. Ну это, строго говоря, не плата. Это налоги.
        Если же Кот настаивает, что это именно оплата услуги вызова ГИБДД, я попрошу его конкретизировать, сколько именно это стоит, ведь любая оплата совершает по прайс-листу. 200 рублей? Или 2000 рублей?
        И уточню также, что услугами ГИБДД могут пользоваться даже те, кто не платит налоги по тем или иным причинам.

      3. Да Кот настаивает, чтобы был отчет по стоимости сколько налоговых платежей пошло на выплату оплаты услуг ГИБДД и пусть это будет даже по прайс-листу…

      4. я не вижу препятствий
        я вижу статьи в которых описывают как и в какой позе люди должны подготовить тот или иной список документов.
        почему это вообще рассматривается, а не указывается что позвоните аваркому и сидите его ждите ровно на попе на сиденье автомобиля?

      5. И поваренные книги отменим, повара же есть. Как я сказал, это личный выбор. В любом случае, действия аваркома невредно проконтролировать, если нет «семейного доктора», который точно обманет.

  4. При оформлении ЕВРОПРОТОКОЛА как быть с медосвидетельствованием?

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ