Неуклюже, но искренне

Сначала вся история показалась мне чересчур комичной, чтобы всерьез в ней разбираться. Потом я подумал: ну, черт возьми, если человек делает что-то искренне, путь даже не вполне логично, это уже неплохо. Водитель Toyota Chaser пытался уступить пожарному автомобилю, но вышло не слишком удачно: камеры видеофиксации оформили ему штраф, а пожарная все равно застряла. При всей курьезности ситуации, она иллюстрирует популярную проблему: когда и как водители должны уступать дорогу спецмашинам?

Toyota Chaser остановилась на запрещающий сигнал на перекрестке проспекта Победы и улицы 40 лет Победы, когда сзади появился автомобиль со спецсигналом.

— Ожидая зеленого сигнала, я услышал громкий звуковой сигнал и увидел маячки в зеркале заднего вида, — объяснил водитель. — Пожарная машина двигалась по моей полосе, и я незамедлительно принял решение освободить ее, но сделал это аккуратно, чтобы не создавать помех другим участникам движения. Я проехал за стоп-линию (другого варианта не было) примерно на 15 метров, чтобы другие участники движения также могли проехать вперед и уступить дорогу спецмашине.

Нарушение зафиксировал автоматический комплекс «Азимут». Выезд за стоп-линию на запрещающий сигнал светофора по части 2 статьи 12.12 КоАП наказывается штрафом в 800 рублей. В отличие от проезда на красный, данное нарушение не влечет прогрессивного увеличения штрафа при повторных инцидентах.

В поданной жалобе водитель Toyota сослался на действия в состоянии крайней необходимости, которая, согласно ст. 2.7 КоАП, освобождает гражданина от административной ответственности: причиненный вред, по мнению водителя, был менее значительным, чем предотвращенный.

Юрист, представляющий его интересы, пояснил сайту 74.ru следующее:

— Водитель — молодой и очень ответственный парень. Он много раз видел в интернете статьи и видео, связанные со скандалами о непропуске скорой помощи, поэтому и решился на маневр. Приложенная запись в данном случае не отражает всей картины: пожарная неслась по его полосе с сиреной и проблесковыми маячками, поэтому другого варианта у водителя Toyota просто не было.

Скандалы, связанные с непропуском автомобилей скорой помощи, действительно происходят регулярно. Самый известный случился чуть более года назад на Камчатке: водитель легковушки заблокировал проезд скорой, в результате чего умер 21-летний пациент. Буквально на днях похожая история случилась в Магнитогорске, в деталях которой сейчас разбирается полиция.

На волне подобных скандалов законотворцы весь прошлый год обсуждали радикальное ужесточение наказания за непропуск спецмашин. Предлагалось, например, повысить штраф до 30 тысяч рублей и предусмотреть уголовную ответственность с реальными сроками заключения в случае, если действия строптивого водителя привели к гибели пациента. В ходе обсуждений законотворцы договорились, что законопроект должен касаться не только автомобилей скорой помощи, но всех спецмашин, включая пожарные. Правда, пока обе инициативы не приняты.

Поэтому сейчас нарушителей наказывают по части 2 статьи 12.17 КоАП, которая предусматривает штраф 500 рублей или лишение прав на 1–3 месяца.

Впрочем, дело не только в штрафе: ажиотаж вокруг темы заставляет порядочных водителей активнее пропускать спецмашины, что само по себе хорошо. Другое дело, что есть ряд пограничных ситуаций, когда не все понимают, что и как они должны сделать.

Правила требуют от водителей уступить дорогу спецавтомобилям с проблесковыми маячками синего и красного цвета и специальными звуковыми сигналами (п. 3.2 ПДД). Но есть важная тонкость — термин «уступить дорогу» определен в правилах и не предполагает освобождения проезжей части в ситуациях, когда водитель не может сделать этого законно.

— В данном случае обязанности проезжать за стоп-линию у водителя Toyota не было, — поясняет автоюрист Юрий Панченко. — Полагаю, водитель молод, может быть, пожарная машина ехала позади него с сиреной, создав психологический прессинг, поэтому при ее приближении на светофоре он решил что-то предпринять. В любом случае, от автомобилистов не требуют невозможного. Один раз я был в похожей ситуации. Я жестом попросил водителя справа дать мне перестроиться, и, как только появилась возможность, ушел в правый ряд, пропустив скорую помощь. Нарушать правила необходимости нет.

В ответе на апелляционную жалобу водителя также отмечается, что его действия не привели к пропуску спецмашины, цитируем:

— К тому моменту, когда водитель начал движение с целью, как он утверждает, уступить проезжую часть машине со спецсигналами, пожарный автомобиль уже перестроился в другую полосу, следовательно, у водителя Toyota Chaser отсутствовала необходимость выезда за стоп-линию. Действия нельзя расценивать как совершенные в условиях крайней необходимости.

Впрочем, помимо юридической казуистики есть еще и чисто человеческое желание пропустит автомобиль, который едет на срочный вызов. Несколько лет назад водитель автомобиля Hyundai пропустила автомобиль скорой помощи, выехав за стоп-линию под камерами. Впоследствии штраф был отменен. Поэтому, если маневр не создал опасности и действительно помог спецавтомобилю проехать, водитель имеет шанс аннулировать штраф.

В данном случае главным аргументом против водителя Toyota является тот факт, что спецмашина в любом случае свернула в другую полосу и осталась стоять.

Но мы, со своей стороны, отдадим должное водителю Toyota хотя бы за его желание помочь. Подробнее о технологии пропускания спецмашин — в специальном материале.

16 Comments

  1. Мне кажется, водителю нужно расценивать этот случай, как вклад в его водительскую опытность. Заплатить штраф, сделать выводы и, конечно, не менять ответственного отношения к таким ситуациям. Просто с поправкой на опыт оно со временем станет более адекватным и целесообразным.
    А сам опыт необходим обязательно.

    1. Согласен. В конце концов, если мотивом было в самом деле пропустить скорую/пожарку, чтобы спасти людей, то черт с ним, с этим штрафом. Плюс в карму жирнее.

  2. Жалко форума тут нет, придётся тут оффтопить…кароче юзаю приборчик 2 дня…есть интересные наблюдения, но их нужно проверять, пока только экспресс-тесты…за наблюдаемый период по РМ 2,5 превышений не было…в искусственных условиях (курение, увлажнитель) превышения фиксирует…машины класса ниже Евро-3 сильно фонят по ЛОВ (TVOC)…сразу шкалит….у классов ЕВРО-4 и вы выше отклонений от нуля не фиксируется…нужно еще тестить дизели…там много сажи…свалка дико фонит формальдегидом…но это нужно еще уточнять, т.к. возможно источник внутри моей машины…

    1. Надо познакомиться с этим прибором, давай после праздников устроим рейд на какой-нибудь тестовой тачке.

      1. Я только за! мне сейчас интересен вопрос свалки и её фона, думаю доеду до нее специально, поизмеряю подольше. Пока могу сказать, что превышение нормы по пыли РМ2,5 видно невооруженным взглядом, т.к. там норматив 115 ед. При такой концентрации помутнение воздуха уже заметно. А вот формальдегид — более опасный агент…глазом его не различить. Для наглядности нужны НМУ…хотя если в ближайшее время не будет осадков, то дорожная пыль создаст нужный фон моментально.

      2. Ну ок, давай созвонимся в начале недели постпраздничной. Ты в будний день в принципе можешь выехать?

      3. В будний могу, только нужно заранее (за день) согласовать дату.

      4. На всю неделю снег, метель ,месячная норма обещана . Пока уберут ,высохнет , не раньше пары недель пыль ждать. Но для сравнения и в снегопад стоит померить . Наглядней будет .

      5. Мля…как назло…точно снег выпал…измерять сейчас нечего…воздух как в альпах…прозрачный, чистый…никаких тебе НМУ…на дорогах черная каша, которая живописует причину загрязнения «от заводов»…больше скажу, вся та черная хрень, что пачкает нашу обувь, и которая потом грязными следами тащится по коридорам и закоулкам офисов — она тоже сугубо автомобильная….в деревне обувь всегда чистая, следы от нее в худшем случае просто мокрые…никакой грязи…в городе после снегопада — тоже….но как только машины заносят грязь с дорог, она тут же попадает в офисы, ТРК и квартиры.

      1. Года два мусолят тему, даже знаки разработали для этих целей. А так да — электромобили наступают (кстати, «бензиновые» в контексте новости неверное слово, дизели тоже под запретом будут).

      2. А у нас электромобили одна Tesla выпускает?

      3. Ну наконец-то вменяемые идеи начали возникать…там вопрос шире запрета на въезд ДВС…организация перехватывающих стоянок у въездов в курортные зоны…экология тут не при чем…хотят снизить трафик в курортный сезон…типа приехал на авто, оставил его на стоянке и далее на общ. транспорте…вполне вменяемые предложения….просто без экологического флера народ такое нововведение не поймет…это видно даже по реакции здесь…поздравляю, друзья, начинаем окультуриваться помаленьку…если процесс принятия неизбежного пойдет и дальше, то жителям загородных поселков не позавидуешь…рекомендую продавать загородный неликвид пока он чего-то стоит…судя по поднимаемым волнам, вопрос качества воздуха в городе попал в резонанс…потому нас ждет путь Москвы с платными парковками, заужением уличных проездов, организацией пешеходной и велосипедной инфраструктуры в такой парадигме личный автомобиль должен стать обузой владельца.

Добавить комментарий