Недавняя статья «Камеры настреляли на гостиницу к ШОСу» вызвала недовольство Министра общественной безопасности региона Евгения Савченко, которое он выразил в соцсети. Мы пообщались, и я понял, что больше всего его задел сам посыл, когда камеры представляются в первую очередь средством пополнения бюджета. По его убеждению, основной профит от них — это снижение аварийности и контроль города (в целом, я этот подход разделяю).
Мы договорились о встрече. Поскольку камеры видеофиксации — это профиль Министерства общественной безопасности, я смог, наконец, выяснить, почему возникала суета со сменой поставщика. Напомню, три года камерами занимался «Ростелеком», но в этом году он проиграл нижегородской фирме «АЭЛЬ-РТС инжиниринг», которая с опозданием начала монтировать комплексы в новых местах. Для Челябинска остановка ростелекомовских камер стала чувствительной потерей: они стояли на 42 рубежах против 15 объектов «Безопасного региона» (функционируют без пауз) и 19 новых камер «АЭЛЬ-РТС инжиниринг», заработавших только в мае. И хотя министр не любит акцента на денежных вопросах, в прошлом году камеры принесли областной казне 624 млн рублей, а за полугодие 2018 года — около 40 млн. Правда, разница по количеству нарушений не столь сильная: по оценкам министра, за полгода просадка составила порядка 10%. Как я понимаю, компенсировать удалось за счет более активного использования треног.
Но все-таки, в чему эта чехарда? Евгений Савченко рассказал предысторию вопроса. В 2015 году с бюджетом было туго, поэтому возникли мечты о государственно-частном партнерстве в развитии систем фотовидеофиксации нарушений. Уложиться в нормы жесткого закона не удалось, поэтому стали работать по 44-ФЗ (закон о госзакупках). Из-за особенностей местных законов в Челябинской области подобные контракты заключаются на год. Конкурс объявляется лишь в начале года, а работать система начинает не раньше марта-апреля. Так было и с «Ростелекомом», но в этом году пауза затянулась, поскольку пришлось монтировать камеры заново.
Сам министр считает такую практику неэффективной. Между строк можно услышать сетования, что когда-то кто-то мог дать «Ростелекому» некие гарантии долгой и счастливой работы, но эти гарантии, если и были, противоречили законодательству.
Министерству общественной безопасности работа по 44-ФЗ тоже неудобна. Например, антимонопольное законодательство не позволят указать в конкурсной документации точки расстановки камер — только список предпочтительных мест с шестикратным запасом, чтобы исполнитель мог выбрать удобные локации.
Но главное — это риск остаться без камер на важных участках, что и случилось в этом году. Причем если нас в большей степени волнует «штрафной» функционал камер, то для самого министра в приоритете контроль ключевых направлений: камеры используются в том числе для раскрытия преступлений.
— С 1 января у нас заканчивается контракт, и мы не можем требовать от коммерческой структуры предоставить нам трафик данных. У нас просто нет с ними отношений, пока не заключен новый контракт, — сетует он. — Так мы теряем важные для нас направления. Это недопустимо.
Он сконцентрировал на полном изменении подхода. Его видение такое: камеры видеофиксации на стратегических перекрестках и магистралях должны быть «бюджетными». «Коммерсам» разумно отдать фотовидеофиксацию мобильными комплексами, что выгодно и самим исполнителям. Стационарные камеры — громоздкое хозяйство, и тот же «Ростелеком» вряд ли в восторге, что инвестиции в 45 комплексов не отбились. Их «конверсия» крайне проблематична, а законных путей возобновления работы нет.
Для самого Савченко тема фотовидеофиксации значительно шире, чем отлов нарушителей ПДД. Он видит ее как часть комплекса «Безопасный город», который помимо видеокамер включает множество датчиков и других источников информации, которые позволяют быстро определять зоны риска и реагировать. Речь не только о преступниках и террористах: в списке задач и контроль погодных явлений, и экологический мониторинг.
Что до камер, то их поголовье планируют расширить за счет привлечения частных компаний к обмену информацией: скажем, ТРК будут мотивировать подключать свои камеры к общей системе, получая взамен обоюдную помощь в критической ситуации.
И, кстати, до конца года количество камер, фиксирующих именно нарушения ПДД, в Челябинске увеличится: еще 6 объектов установит «АЭЛЬ-РТС инжинириг», а 50 собственных рубежей планирует ввести «Безопасный регион». Возможно, удастся вернуть в работу и часть ростелекомовских камер, но преференций не будет — фирма имеет право участвовать в будущих конкурсах на общих основаниях.
Чет мне кажется такая чехарда далеко не во всех областях и крупных городах.
Или может вообще, Челябинск единственный, как наш болельщик челябинец на ЧМ, окруженный немцами — https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/8/7/2/11690278.jpg
«Окружен но не сломлен» ))
Кстати корейцы седня немцам жестоко наваляли 2-0. Битва была эпическая.
А что будет после нового года? Опять новый поставщик и город опять «чистый» — как хочу, так и лечу??