Самокат-шеринг: весело, но тряско

Когда едешь по Челябинску на прокатных электросамокатах, идиотская улыбка счастья то и дело сменяется инфернальной грустью. Потому что и тротуары то и дело сменяются заплатами, рельсами и бордюрами — это в порядки нарастания боли, которую испытывают колёсики самоката. Кикскутеры Ninebot ES4 компактны, шустры и просты в управлении — это плюс. А из минусов, помимо нетерпимости к бордюрам, довольно высокая цена — 5 рублей в минуту, не считая прочих расходов (о них чуть ниже).

Что такое кикшеринг

Шеринговая компания Urent заработала в Челябинска на прошлой неделе, предложив аренду электросамокатов (кикшеринг) с поминутной тарификацией. Аналогия с каршерингом не случайна, потому что условия плюс-минус идентичные. При этом воспользоваться кикшерингом проще: мы скачали приложение, привязали дебетовую карту и сразу отправились искать ближайший самокат.

Три вида экрана приложения. На последнем — итог нашей поездки

Главный экран приложения — это карта с обозначением парковок, где разрешено оставлять самокаты, и россыпью точек — это сами аппараты. Кликнув, можно увидеть уровень зарядки. Бронирование на 10 минут бесплатно, при этом с одного аккаунта можно взять сразу пять самокатов.

Велопарковка на Кировке: здесь нас ждали три заряженных самоката. Один, правда, «угнали» из-под носа

________________________________________

Самокаты Ninebot ES4 имеют аккумулятор увеличенной ёмкости, что обеспечивает пробег на зарядке до 45 км. Заряжают самокаты сотрудники Urent, забирая их на машине и возвращая обратно по мере готовности.

________________________________________

Оставить самокат можно на любой обозначенной на карте парковке, а самом финале сфотографировав его с помощью приложения. Все действия комментируются подсказками, так что разобраться несложно. Но имейте в виду разнообразные штрафы, например, за оставление вне разрешённой зоны. Можете также познакомиться с договором, условия которого вы принимаете при регистрации.

Активировать самокат можно, отсканировав QR-код на руле. На этой же плашке есть номер, который используется при бронировании

Вопрос цены

Оплата состоит из двух частей: 50 рублей сразу, а далее — по 5 рублей за минуту (минимум 6 минут). Можно также добавить страховку имущества и здоровья с лимитом 600 тысяч за 30 рублей. Мы, например, взяли полный пакет, и часовая поездка обошлась в 370 рублей.

Это недёшево: например, цены на челябинский каршеринг начинаются от 7,5 рубля за минуту. При этом шеринговый Lifan X50 стоит более 700 тысяч рублей (плюс бензин, плюс обслуживание, плюс безлимитное ОСАГО), тогда как самокат — 40-50 тысяч рублей.

По нашим прикидкам, стоимость получасовой поездки на самокате плюс-минус сопоставима с ценой такси на этом же плече, в общем, экономических мотивов для его использования не просматривается. Впрочем, и пользуются сервисом не ради экономии.

Две гашетки и педаль

Слева — гашетка тормоза, справа — газа. В целом, управление очень интуитивно

Управляется аппарат элементарно. Чтобы поехать, нужно оттолкнуться ногой (без этого мотор не активируется), а затем регулировать тягу правой гашеткой. Правда, управлять скоростью поначалу сложно: гашетка работает по принципу выключателя, а заявленные 25 км/час самокат набирает шустро. Нажал, и в ушах свистит ветер, а рот полон пыли. Чел-ля-яба!

Скорость набирается легко, и минут через десять начинаешь получать кайф

А вот замедляется он плоховато, и это нужно иметь в виду. Тормоза два: передний электрический активируется левой гашеткой и вполне пригоден для мягкого сброса скорости. Второй сделан на манер детских самокатов: пяткой давишь на заднее крыло, которое прижимает колесо. Но даже в режиме полного торможения выбег самоката больше, чем ожидаешь, а с учётом его динамики, для новичков это проблема. Так что сначала пристреляйтесь в безопасности месте.

Задний тормоз примитивный: прижимаешь крыло к колесу

В отличие от велосипеда, рулится самокат более нервно, а в крутых поворотах требует больше места, чем кажется на взгляд. Разворачиваться безопаснее в сторону опорной ноги. И не стоит гонять с телефоном в руке. Я попробовал ради съемки, но пожалел: лишаешься и устойчивости, и переднего тормоза.

Комплекс аргонавта

К повадкам самоката привыкнуть несложно: минут через десять уже чувствуешь азарт проехать во-он через тот узкий скат или обогнуть вот эту урну.

Но на плитке возле Оперного театра нещадно трясёт, потому что подвески у самоката практически нет. Переднее колесо подпружинено, но вибрации всё равно изрядные и порой именно они ограничивают скорость.

Даже в центре встречаются прогалины «бездорожья», а уж в жилых кварталах…

И с проходимостью беда. Полукруглые водосточные желобы самокат одолевает с ощутимым толчком. При проезде рельсов ходом тебя порой вытряхивает из «седла», а бордюры и лестницы требуют спешивания. Наверное, опытные самокатчики могут запрыгивать на них, но модель с электромотором тяжела, да и прыжки вряд ли ей полезны.

Самокат переднеприводный, и на таких покрытиях буксует передним колесом

Весит самокат 14 килограммов, то есть как тяжёленький велосипед. Женщина, которая вдруг заинтересовалась нашим транспортом, быстро поставила крест на концепции социального самоката: подёргав аппарат за руль, она поняла, что это штука не для пожилых.

— А я его подниму?
— Ну, попробуйте.

Но молодому человеку поднять его несложно, а вот волочить неудобно. Прокатная модель не складывается, а когда поднимаешь самокат за руль, по ноге бьёт основанием с закреплённым аккумулятором. Приспособиться, наверное, можно, но особенного удовольствия от регулярного втаскивания самоката на бордюры не испытываешь. В общем, поездки по Челябинску: это путешествие аргонавта — то ты на корабле, то корабль на тебе.

С такого бордюра можно и спрыгнуть, но на самокате не хочется

Пунктир челябинских тротуаров, по сути, и убивает весь кайф от поездки. Перед каждой проплешиной нужно замедляться с помощью вяловатых тормозов, на каждый бордюр — втаскивать его, пачкая штанины, обувь или руки, смотря какой хват.

Но, может быть, лучше ехать по проезжей части?

Взрослая неожиданность

О да, это кайфово, но о минусах вы сами догадываетесь. Видно самокатчика плохо, скорость может быть большой, а водители не ожидают такого подвоха. К тому же вертлявость самоката и отсутствие зеркала заднего вида создают риск затереться под попутную машину.

Кстати, с точки зрения ПДД самокатчики приравнены в правах к пешеходам, правда, правила в основном создавались в эпоху, когда электросамокатов не было. А они формально относятся к механическим транспортным средствам, точнее, к мопедам (при мощности более 250 Вт, как в нашем случае). То есть вроде бы могут ездить по проезжей части. Однако власти планируют устранить эту неоднозначность, добавив в ПДД определение «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), включая электросамокаты. Для них приоритетной зоной движения станут тротуары и велодорожки, а скорость ограничат 20 км/час. Поэтому пока исходим из того, что ареал кикшеринга — это именно тротуары.

На переходах лучше спешиваться или как минимум снизить скорость и двигаться не быстрее человеческого шага

И это проблема, потому что шустрые аппараты с неважными тормозами изрядно нервируют пешеходов. Взрослый мужчина вместе с самокатом весит поболее центнера, и при скорости 20-25 км/час представляет вполне реальную угрозу, особенно для детей.

То же справедливо для велосипедистов, но проблема самоката — его шустрый разгон и инстинктивное желание держать гашетку зажатой, пока позволяет дорога. А поскольку аппарат почти бесшумный, вряд ли пешеходы будут в сильном восторге. Имейте в виду, что у людей на тротуарах — приоритет.

________________________________________

Шанхайская фирма Ninebot специализируется на производстве роботов и электротранспорта. В 2015 году она купила американскую компанию Segway («Сигвей»), поэтому полное имя самоката — Segway-Ninebot Kickscooter ES4

________________________________________

А как сложить-то? А никак. Для шеринга используют цельные модели — они надёжнее

Общественный «фанспорт»

Тема с кикшерингом особенно любопытна в разрезе скорого перекрытия Челябинска из-за масштабного ремонта дорог, соединяющих запад города с востоком. И самокат в таких условиях может быть и быстрее, и приятнее.

Впрочем, многое зависит от маршрута. На проезжей части, наверное, можно поддерживать среднюю скорость 15-18 км/час, что по городским меркам очень недурно. Но по тротуарам и дворам получится этак вдвое медленнее и не так приятно. Придётся тормозить из-за колдобин, тягать самокат на бесконечные бордюры, думать о пешеходах, а где-то просто тащить на себе.

Компания Urent декларирует, что в городе работают уже 500 самокатов, но доступны они не все сразу. Часть стоит забронированная, часть — на подзарядке

Открыт и вопрос географической доступности. Пока в городе работают 500 электросамокатов, которые концентрируются в центре, но в течение пары месяцев их число обещают увеличить втрое. Оставлять их можно не только на велопарковках, но и в местах, которые позволяют закрепить самокат тросиком: например, у ограждений вдоль тротуаров (но не остановках). Так что, в теории, к середине лета самокаты могут быть в шаговой доступности от всех популярных локаций.

Свой кайф в электросамокатах есть. Но лично я предпочёл бы велосипед

Приживутся ли самокаты именно как вид транспорта, узнаем через год-два, а пока сойдёмся, что это как минимум весело. Главное, выбрать маршрут, где поменьше злых бордюров и пешеходов.

11 Comments

  1. Привет Артем. Я сейчас временно живу в Геленджике. Тут этими самокатами все уставлено. Есть и Urent, и BusyFly и какие то другие конторы. Это не считаю всяких прокатов. И самокаты уверенно вытесняют велосипеды. Если раньше , пару лет назад самокаты были редким исключением, то сейчас они доминируют. Стоят возле крупных магазинов в городе, вдоль всей набережной. Кучками и поодиночке, народ то медленно лавирует, то носится метеорами. Есть выделенная дорожка желтого цвета для велосипедов и самокатов. Тянется вдоль всей набережной. По опыту скажу однозначно самокат лучше чем велик. Удобнее. Но опять же город весь закатан в асфальт и плитку. Улочки узкие, встать на машине местам негде. Проехать на машине небыстро через весь город. А самокат за считанные минуты позволяет перебраться с одного конца в другой и оставить на ближайшей стоянке. Насчет бросать где попало можно или нет не знаю, но в условиях использования такого не видел, внимания не обратил. Народ по крайней мере на набережной бросает где попало. Что касается цены то тут 30 рублей+4 рубля минута. Или тариф Пока не сядет. Там высчитывается заряженность батареи. У BusyFly 5.5 рублей минута но нет платы за активацию и есть ограничения по зонам использования и парковки.

    1. Володя, привет! Интересный экскурс. Тут в том и дело, что удобство самоката зависит от удобства инфраструктуры, а у нас с этим напряг. Если для них есть удобные ровные дорожки, со скатами, то да — они очень шустрые. Я думаю, в час пик они быстрее машин.

  2. У меня личный. В нормальную погоду езжу на работу 15 км туда-обратно. Езжу по обычной проезжей части. А в чем проблема? Троих за пьяную езду на самокате лишили водительских прав на авто, значит официально можно ездить по автодороге!

    1. Да, всё так, официально препятствий для езде по дороге нет. Тут, скорее, вопрос безопасности, но каждый, конечно, для себя сам решает.

  3. Вещь прикольная. Брал с собой в поезд при поездке в Оренбург. Объехал весь город. Минус один: долго заряжается! Зимой в сервис отдавал на увеличение емкости батареи. Ну и расход энергии зависит от того, с какой скоростью ехать. Медленнее едешь- дальше уедешь.

  4. как они от угона защищены, интересно? сопрут имхо все эти самокаты суровые челябинцы в ближайшее время. )))

    1. В теории это возможно, но рискованно. Там блокировка стоит, её, наверное, можно взломать, но какие-то усилия потребуются. Просто так уволочь его под камерами — палево. Цена ему копейки, а срок можно получить вполне нормальный. Желающие будут, но вряд ли много. А для самих компаний это и не проблема, потому что, я прикинул тут, отбивается он за месяц-полтора. Вчера с директором каршеринга челябинского говорил, он вздыхает, мол, вот у самокатов рентабельность — не то что у тачек)))

  5. Конечно, хорошо, когда погода сухая. А в дождь все как миленькие полезут в маршрутки и тачки. Да и по лужам рассекать в офисной одежде — ну такое….

    1. да и у нас урал все-таки, хоть и южный, но точно не геленджик. ))) с апреля по октябрь покатаешься, еще и при условии хорошей погоды, а зимой? короче баловство все это.

Добавить комментарий для Владимир ДикунОтменить ответ