Интернет 2039

Поскольку действие «Когеренции» происходит в 2039 году, мне понадобилось несколько идей о том, что за жизнь нас там ждёт. Я противник экстремального футуризма, когда будущее в каждой детали отличается от настоящего. В конце концов, мы до сих пор едим ложками и штопаем носки иголкой, хотя мечтателю XV века наверняка казалось, что к нашим годам всё это будет происходить как-то само. Будущее проникает в нашу жизнь очень неравномерно.

Я задумался, какими будут новые соцсети (а если шире — то и новый интернет)? Нынешний формат достигает своего апогея где-то в эти дни, а значит, на смену идёт что-то иное.

Я бы поставил на то, что соцсети будущего — это компьютерные игры. Ну, не Packman, конечно, а нечто более продвинутое, но по смыслу наиболее близкое именно к онлайн-играм, а не традиционным ленточно-текстовым формам.

Правда, сам термин «видеоигра» неудачен, потому что прочно ассоциируется с подростковыми развлечениями и множеством ограничений. Думаю, правильнее назвать это явление экосредой, которая может иметь и игровые элементы, но не сводится исключительно к ним. Виртуальные экосреды будущего, вероятно, будут столь же разнообразны, как интернет в целом, но среди них возникнут и отдельные лидеры, объединяющие огромные массы людей: своеобразные государства в государствах.

Знаю, что пока это сложно представить, потому что игры сегодня остаются нишевым продуктом с весьма низкой социальной ценностью, хотя тот же киберспорт с его пухнущими бюджетами понемногу меняет это мнение. Чтобы экосреды начали апеллировать к массовому пользователю, нужно несколько технологических прорывов, например, более продвинутая виртуальная реальность, создающая эффект присутствия. Кроме того, современные игровые среды зачастую раздражают механичностью своего мира и тупостью ботов (персонажей, управляемых компьютером), но эту проблему, думаю, решат нейронные сети.

Возможно, такие экосреды будут делиться на сугубо рабочие и сугубо развлекательные, но не исключаю, что лучшие продукты будут нести отпечаток обоих подходов, как и нынешние соцсети: из чисто досугового инструмента они быстро выросли до незаменимой в работе штуки.

Термин «видеоигры» неудачен ещё и потому, что подразумевает некую напряжённость процесса. В классических играх нужно куда-то бежать или стрелять или строить город, а это определённо не то, чем я хочу заняться после тяжелого дня. Экосреды в противовес им предложат абсолютно разные сценарии, включая и пассивные, вроде неспешного строительства дома своей мечты в умопомрачительно красивом месте — эту идею я развивал в рассказе «Соцсеть Пирамида». Или представьте условный гараж (доминошную, пивную, рыбалку), куда сбегают мужики с целью пообщаться вдали от жён. Экосреда может быть заточена на общение или наоборот изолировать игрока от социума.

Мы приближаемся к эпохе пост-ворка (post-work), когда возрастёт количество незанятых людей. Вероятная (но не единственная) причина — развитие нейронных сетей, которые сократят или оскучнят многие профессии. Чтобы люди, чувствующие себя всё более ненужными, не встали на тропу войны, нужно обеспечивать их не только хлебом, но и зрелищами. Экосреды станут продолжение жизни, своеобразной отдушиной, которая делает существование более осмысленным. Не исключено, что со временем именно там будет происходить 90% всех интересных событий.

В экосреды уйдёт и масса полезного функционала: можно будет исповедаться у нейросетевого батюшки, получить консультацию специалиста, организовать совещание в кругу у горящего костра или оплатить коммуналку внутренними валютами.

Термин экосреда кажется мне более подходящим, потому что отражает органичность этого феномена: люди будут не столько пользоваться ими, сколько проводить там всё возрастающую часть жизни. Эта перспектива пугает многих староверов, но по факту современный горожанин уже частично переселён в сеть. Конечно, будут и те, кто переходит некую красную черту и переселяется в виртуальные миры почти целиком: в «Когеренции» такие люди называются шипси.

Когда роман уже был почти готов, Марк Цукерберг объявил о переименовании холдинговой компании из ******** в ****, приуроченного как раз к его идее создать ***averse (что-то вроде ****вселенной), которая по смыслу идентична описанным выше экосредам. Ближайшие планы, конечно, скромны — создать виртуальные комнаты переговоров — но лиха беда начало. Тем более, когда берутся компании с триллиардными состояниями.

И поскольку влияние экосред на людей будущего будет колоссально, за их контроль развернётся настоящая война как между правительствами разных стран, так и между отдельными корпорациями: этот феномен я назвал вира-политикой, которая постепенно станет столь же важной, как и геополитика.

1 Comment

  1. Был в поездке, пропустил несколько вопросов в теме про «Сколько зарабатывают авторы», ответил сейчас

Добавить комментарий