В четверг Renault Group объявила о приостановке выпуска автомобилей в России и возможном выходе из альянса с АВТОВАЗом. Заявление сделано вскоре после выступления президента Украины перед французским парламентом, где он призвал Францию усилить санкции против РФ. Renault был последним из европейских производителей, кто продолжал выпуск машин в марте (хотя и с остановками). Концерн владелеет АВТОВАЗом и крайне значим для российского автопрома. Каковы возможные последствия в случае, если Renault в самом деле подаст на развод?
А кто-нибудь помнит АВТОВАЗ тех времен, когда он еще не принадлежал Renault, то есть до 2009-2014 годов, когда началось поглощение? Это помнят все: завод-бракодел, клепавший морально устаревшую технику и беспрерывно сосущий бюджеты всех уровней. Предприятие, завязанное на моногород Тольятти, тащили всем миром: для него придумывали программы господдержки, он же был главным бенефициаром таможенных пошлин на подержанные иномарки.
Впрочем, к концу нулевых годов от неспособности советского гиганта встроиться в капиталистический мир устали, кажется, даже в правительстве и стали подыскивать ему партнера. Первые контакты с Renault начались после кризиса 2008–2009 годов, а выкуп контрольного пакета акций занял пять лет.
В первые годы АВТОВАЗ сохранял идентичность. В 2011 году вышла успешная модель Granta, глубокая эволюция платформы ВАЗ-2108, а в 2015 году дебютировала сногсшибательная Lada Vesta. В инженерном смысле обе машины были именно «Ладами», и унификация с Renault у той же «Весты» была ограничена. Сейчас на «Весты» с японским вариатором Jatco ставятся франко-японские моторы H4M местной сборки, есть общие с Renault решения в конструкции подвесок, но в любом случае «Весту» можно считать своим продуктом. При этом влияние французов чувствовалось сразу по возросшему качеству автомобилей.
Lada Largus стал первым опытом создания машины на иностранной платформе и была копией Dacia Logan MCV, мгновенно став бестселлером. В 2014 году Renault уже перенесла из Москвы в Тольятти выпуск Logan и Sandero, а в 2016 запустила еще одну «Ладу» на платформе B0 — хетчбэк XRAY.
Финализация покупки АВТОВАЗа Renault Group состоялась в 2018 году, когда доля французов превысила 67%. Но даже тогда оставалось пространство для сохранения идентичности завода: ходили даже слухи, что новый Logan III будет построен на удачной платформе Lada Vesta.
Но победили прагматики: год назад Renault сформулировала новую стратегию, в рамках которой АВТОВАЗ объединяется с румынской Dacia (также принадлежит Renault), а его автомобили полностью переезжают на платформу CMF-B. Первой новинкой должна была стать сменщица Lada Granta, которую до начала военной операции уже собирали в Тольятти малыми партиями.
В новой стратегии Renault роль АВТОВАЗа существенно снижалась: из полноценного завода он превращался в филиал франко-румынского альянса, полностью зависимый от глобальных поставок. Lada теряла инженерную и технологическую самостоятельность, а от соплатформенных Dacia отличалась бы дизайном, имиджем и рядом легко настраиваемых параметров. Для крупных корпораций такой подход абсолютно естественен — так меньше издержки.
Нынешний кризис застал АВТОВАЗ в транзитной фазе: завод медленно врастал в структуры Renault-Dacia, но еще не слился с ними окончательно. Костяк модельного ряда у «Лады» еще свой: Granta, Vesta, Niva Legend, Niva Travel. В случае ухода Renault потери вроде бы невелики — Largus да XRAY. Но АВТОВАЗ уже интегрирован в структуры Renault, например, пользуется единой системой закупок компонентов, поэтому даже исконно российские модели частично зависимы от иностранных владельцев АВТОВАЗа.
Что будет, если Renault примет решение свернуть деятельность в России? Сразу оговорюсь, что подобное решение для французской стороны крайне болезненно, потому что Россия является для марки вторым после Франции рынком сбытом, в несколько раз опережая все прочие страны, в числе которых (по убыванию значимости) Германию, Италию, Бразилию, Турцию. В распространенном французами релизе отмечалось снижение плановых показателей на 2022 года, например, уменьшение прибыльности с 4% до 3%, что свидетельствует о некоем пессимизме французской стороны. На заявление Renault отреагировали на АВТОВАЗе, но возможность ухода материнской компании отрицать не стали, пообещав лишь снизить количество импортных компонентов в автомобилях.
Хорошая новость: в отличие от чистопородных автосборщиков (Hyundai под Питером или Volkswagen в Калуге), АВТОВАЗ всё ещё остаётся предприятием полного цикла и в теории способен выпускать автомобили и без прямой помощи Renault. Мы не знаем, какие именно компоненты и технологические операции при выпуске «Гранты» или «Весты» зависят от Renault, но развод вряд ли будет мгновенным, и у завода будет время для адаптации. Проблема с автокомпонентами начались еще в прошлом году и специфическими для нынешнего кризиса не являются, а потому поиск решения идет уже некоторое время.
Плохая новость: о развитии завода можно будет забыть. Лишившись инженерной мощи Renault и западной культуры производства, скорее всего, он вернется в ту же точку, с которой начал свой французский вояж. Я не удивлюсь, если нормой станут «Лады Гранты» в самых простейших комплектациях без АБС (такие выпускали в первые годы), а «Ладу Весту» включат в перспективный план развития до 2036 года. Уход Renault торпедирует АВТОВАЗ, хотя такой гигант может тонуть достаточно долго.
Есть ли надежда, что завод найдет свой особый путь? Надежда всегда есть: в конце концов, возможен альянс с китайцами, которые знают толк в создании совместных предприятий. Но подобные партнерства вызревают десятилетиями, а собственный потенциал АВТОВАЗа нам хорошо известен по опыту 1990-х годов. Снижение конкуренции плюс статус градообразующего предприятия вернут завод в исходную точку: ту, где его доходы определялись лояльностью властей, а не удовлетворенностью клиентов.
Вспомнил, как говорили о некоторых дедах — у него «копейка» ещё итальянская. Теперь у меня есть шанс стать дедом, про которого говорят — у него веста еще французская
Положительного в этом только одно: возможно они не перестанут выпускать ниву))
Ахаха, Жентос снова попал в телевизор:)
Когда покупаешь нетленку нужно быть готовым остаться в вечности)))) Ничо-ничо, мы ещё полвека на конвейере Нивы отметим. Теперь без вариантов 😀
«Для сохранения уровня доходов сотрудников в период четырехдневной рабочей недели руководство АВТОВАЗа совместно с губернатором Самарской области обратились за поддержкой в правительство России с просьбой о выделении средств для организации временных и общественных работ, в том числе на площадке Индустриального парка АВТОВАЗа».
https://autoreview.ru/news/avtovaz-pereydet-na-chetyrehdnevku
началось
Да вроде и можно их понять: сейчас все в тяжелом положении, даже те, кто, может, и не поддерживал всё это. Другое дело, что для АВТОВАЗа это симптоматично.
Я вообще сомневаюсь, что Рено уйдет: думаю, они могут сделать вид, что уходят (приостановка — это всё же не уход). Потянуть время. Ну, а дальше уж как сложится.
Но если, конечно, ситуация затянется и реношникам не оставят выбора, автоваз опять ярмом станет. Ростех его выкупит, посадит на бюджетную иглу, будут пустые гранты за 1,5 млн клепать.
Как же я был рад, когда начали делать весту. Думал — ну началось. А потом стали делать машину двухцветными, менять коврики, и говорить, что это новая комплектация. Выгнали Бу. Короче, день сурка. Веста была прорывом.
Разделяю!
Интересно, где столько финансов найти, что бы всем помогать. На бумаге все красиво: индексация пособий и пенсий, поддержка IT, выплаты на детей (почему только с 8 лет?), кредитные каникулы (банки, привет, вам тоже нужна поддержка), АвтоВАЗ и металлурги, и т.д. Бюджетные доходы скорее всего сократятся в этом году (меньше экспорта, меньше рабочих мест, возможно сокращение доходов от НДС и т.д.). Тот момент, когда очень трудно предсказать будущее.
А помимо прочего это ещё и сформирует у нас очень сильный комплекс иждивенца. Рынок отменяется, остаётся только поддержка государства и его руководящая роль. Привет позднему социализму.
А про Макрона, и его рекомендациями, своим бизнесменам не торопиться с выходом из России, фуфломет? Просто в иностранной прессе ни чего нет, да и хранцузский, далеко не мой конек.
Я думаю, что безотносительно Макрона французы сами не уйдут, по крайней мере, сделают всё возможное, что остаться: мы для них действительно важный рынок, куда они серьёзно вложились и достигли успеха. Я думаю, тактика того же Рено: делать вид, что они уходят, а на деле просто выжидать и надеяться, что ситуация немного отмякнет.
ну да, деградация. думаю временная.
ну так спасибо надо сказать тем, кто санкции против нас вводил. вины завода в этом нет.
Первой должна выйти на рынок «импортозамещенная» версия Granta, которая останется без ABS, ESP, подушек безопасности и системы экстренной связи «ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме того, модель лишится одного или двух датчиков кислорода в выпускной системе, в результате чего экологический уровень понизится с нынешнего «Евро-5» до «Евро-2».
Источник: https://www.autostat.ru/news/51103/ © Автостат.
неоднократно встречал фанатов такого варианта до сих пор. ну чтож, мечты сбываются.
В принципе, и фанаты клея «Момент» встречаются. Странный критерий.
это не критерий, это ирония
Ясно)
Пошли разговоры что Рено ищет покупателя на долю в АВТОВАЗе https://www.kommersant.ru/doc/5282597
Впрочем, такие сообщения могут быть информационным шумом, чтобы создать видимость ухода. Но могут и не быть