Кто виноват в ДТП с полицейской «Октавией»

В спорном ДТП разбиты два автомобиля: полицейская Skoda Octavia и десятилетний Ford Focus Надежды Уткиной. Вина признана обоюдной

10 мая Надежда Уткина на своем Ford Focus столкнулась с полицейской Skoda Octavia, которая, преследуя нарушителя, проезжала перекресток Доватора и Воровского на красный свет. Челябинка ехала в плотном потоке и, по ее словам, не видела машину ДПС, а сирена последней была отключена непосредственно перед столкновением. Автомобилистка говорит, что вскоре после аварии ей позвонили от начальника областного ГУ МВД Михаила Скокова и заявили, что не будут признавать ее неправой и помогут. Но в итоге женщине вменили превышение скорости, а вину в аварии разделили пополам, из-за чего страховая выплата снизится вдвое. Этих денег не хватает на ремонт «Фокуса», и Надежда, мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, вынуждена ездить на такси. Мы разобрались в деталях этой ситуации.

Куда мчалась полицейская «Октавия»

Полиция преследовала водителя синего BMW, который проскакивал перекрестки на красный. Вскоре он был задержан, но получил лишь 1000 рублей штрафа по части 1 статьи 12.12 КоАП (проезд на запрещающий сигнал), пообещав впредь так не делать.

Ситуация Надежды оказалась сложнее: она получила травму ноги — разрыв связок голеностопа и залечивает травму до сих пор. Ее Ford Focus оказался сильно разбит, и технические эксперты сказали, что страховая с большой вероятностью признает его неподлежащим восстановлению. В случае невиновности автомобилистка получила бы компенсацию по ОСАГО в размере предельных 400 тысяч рублей, но «обоюдка» снижает сумму вдвое.

У Ford полностью разбита передняя часть

Виновата ли Надежда в ДТП?

Это спорный вопрос. При выполнении неотложного задания спецавтомобили имеют право отступать от ряда требований ПДД, а также получают преимущество на перекрестках. Но для этого нужно соблюсти три условия: на полицейской машине должен был включен проблесковый маячок и специальный звуковой сигнал, а ее водитель обязан убедиться, что ему уступают дорогу.

На видеозаписи из салона полицейской машины слышно, что часть пути она действительно ехала с включенной сиреной, но непосредственно перед аварией, примерно за 6 секунд до столкновения, выключила ее. Сотрудник полиции использовал «крякалку» — альтернативный звуковой сигнал. Равноценен ли он сирене?

— Нет, в ПДД эта «крякалка» не упоминается, и для получения преимущества на автомобиле помимо проблескового маячка должна быть включения сирена, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — При отключенной сирене автомобиль полиции теряет преимущество при движении через перекрестки на запрещающий сигнал светофора.

Что показала экспертиза

Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД по Челябинской области провел автотехническую экспертизу аварии. В заключении отмечается, что если видимость на приближающуюся полицейскую Skoda Octavia для водителя Ford Focus была ограничена, водитель «Форда» не мог уступить дорогу спецмашине и имел право первоочередного проезда. Впрочем, сам вопрос об условиях видимости с водительского места Ford в рамках экспертизы не исследовался, поэтому конкретных заключений нет. Так, эксперт не смог прийти к выводу, нарушил ли водитель Ford требования пункта 10.1 ПДД: при обнаружении опасности тормозить вплоть до полной остановки. Эксперт сослался на то, что заказчики экспертизы не указали в качестве исходного данного момент обнаружения опасности — ключевое понятие для разбора подобных ДТП. В результате судить о нарушениях водителя Ford в категоричной форме нельзя, приходит к выводу эксперт. Он также указывает скорость движения «Форда» на уровне 65–70 км/час с пометкой «со слов водителя».

Skoda Octavia получила боковой удар. Следов торможения не было: столкновение произошло на полном ходу

«Готовы оказать всяческую помощь»

Вскоре после ДТП Надежде, по ее словам, позвонила женщина, сказав, что связаться с ней велел генерал Михаил Скоков, начальник регионального главка МВД.

— Эта женщина принялась меня успокаивать, — вспоминает автомобилистка. — Она говорила: «Никто вас ни в чем не обвиняет, желаем скорейшего выздоровления и обещаем всякую помощь, но просим не общаться больше с прессой». Я растрогалась, сказала «большое спасибо», и когда она в следующий раз звонила, я спрашивала, как там здоровье сотрудников ГИБДД — у них всё было хорошо. Я думала, что получу компенсацию по ОСАГО и починю машину.

Сообщения о том, что генерал Скоков простил Надежду, появлялись и в СМИ: начальник МВД потребовал тщательно разобраться в ситуации и заявил, что претензий к владелице Ford быть не может. Он также пообещал, что сотрудники ГИБДД готовы оказаться матери-одиночке всяческую помощь. При этом из контекста не было понятно, о каком именно прощении идет речь. Значит ли эта фраза, что с Надежды не будут требовать за разбитый полицейский автомобиль или что ее признают в принципе невиновной в этом ДТП?

Вменили превышение скорости

Когда шумиха улеглась, началось рутинное расследование ДТП. Надежда говорит, что пыталась следить за его ходом и неоднократно звонила в ГИБДД:

— Мне там постоянно говорили: «Дело у генерала, работа идет». Потом мне сказали, что будет обоюдка, я начала писать обращения в ГИБДД и в прокуратуру. И тут мне позвонили из страховой компании и спросили, почему я не обращаюсь за компенсацией. Я ответила, что дело еще не закончено и вопрос о виновности не решён, а мне сказали: «Нет, вторая сторона, то есть полиция, уже обратилась за компенсацией, потому что вина признана обоюдной». Они получили половину положенной выплаты от моей страховой, а я должна обращаться за половинной выплатой в их страховую, — объясняет Надежда.

Сотрудникам полиции вменили нарушение пункта 3.1 ПДД (не убедились в том, что им уступают дорогу), самой Надежде — пунктов 10.1 ПДД и 10.2 ПДД, фактически, превышение скорости. Она настаивает, что всё дело основано на ее собственных показаниях:

— Сразу после аварии сотрудники ГИБДД говорили мне: «Куда ты так гнала? Все остановились, а ты мчишься!», — объясняет Надежда. — А я была в шоке, всё болело, в салоне у меня находилась дочь-инвалид. И когда меня спрашивали, сколько я ехала, я отвечала: «Не знаю, наверное, 65».

Но даже если превышение скорости было (о чем судить сложно), связано ли оно с причиной аварии?

— Поскольку речь об административном деле, вопрос о причинно-следственной связи не исследуется, — говорит Лев Воропаев. — То есть после ДТП устанавливаются нарушения, которые совершили водители, вне зависимости, являются ли эти нарушения причиной аварии. Их связь с ДТП исследуется, например, при гражданском делопроизводстве, когда речь идет о распределении материальной ответственности, но в данном случае такой анализ не нужен.

Вину поделили пополам

В итоге страховые получили документы, согласно которым нарушения были в действиях обоих водителей, и поделили сумму компенсаций пополам. В случае с Надеждой, если автомобиль признают не подлежащим восстановлению, выплата снизится с 400 тысяч до 200 тысяч рублей.

— В общем случае при конструктивной гибели автомобиля компенсация рассчитывается по его среднерыночной цене за минусом стоимости годных остатков, но, по закону об ОСАГО, она ограничена лимитом в 400 тысяч рублей, — объясняет Лев Воропаев.

Ford Focus 2012 года, по данным сайта Auto.ru, стоит в пределах от 500 тысяч до миллиона рублей. Поэтому у Надежды был хороший шанс получить выплату на уровне максимальной компенсации в 400 тысяч.

— Мне сказали, что ремонт стоит примерно полмиллиона рублей, повреждена силовая структура и двигатель. Эксперт страховой заключил, что машина, скорее всего, пойдет в «тотал», — говорит Надежда. — Теперь я не знаю, что делать: забрать 200 тысяч и взять кредит на покупку другой машины? Купить что-то совсем дешевое?

Что ответили в МВД

В региональном главке нам пояснили, что комментарии начальника ГУ МВД по Челябинской области Михаила Скокова были даны после обращения Надежды, которая боялась, что ее обяжут оплачивать ремонт служебной Skoda Octavia. Узнав детали инцидента, генерал дал обещание, что МВД не будет взыскивать подобные расходы. В остальном компенсацией ущерба в таких ДТП занимаются страховые на основании документов ГИБДД, и если Надежда не согласна с выводами Госавтоинспекции, она вправе обратиться в суд.

«Пока спасет такси»

— Я официально мать-одиночка, живу с дочкой и мамой, — продолжает Надежда. — У ребенка ДЦП, мать не ходит после перелома, я сама хромаю в результате ДТП. Мне нужно возить дочку на реабилитацию, маму — в больницу. Пока спасет такси, но своя машина нам необходима. Мы писали жалобы в полицию и прокуратуру — ничего не изменилось. Адвокат говорит, нужно судиться, но это дорого, и душевных сил на борьбу нет! Обидно, я ведь действительно не видела полицейскую машину!

Ситуация отчасти напоминает скандал с ДТП, в котором участвовал Rolls-Royce предпринимателя Александра Аристова и «Лада» челябинца Владислава Кантимирова. История получила большую огласку не только из-за дороговизны «Роллса», но и благодаря заявлениям Александра Аристова сразу после аварии. На вопросы журналистов, пора ли Кантемирову продавать почку, прежний совладелец ОАО «ЧЭМК» отвечал, что никаких денег с него просить не будет. Тем не менее дело дошло до суда, и Кантемирова обязали выплатить несколько миллионов рублей.

10 Comments

  1. Созвучие слов: «благодаря благородности Аристова и генерала.
    Возможно, это и есть благородство генерала, что не снял стружку с Надежды в виде полной вины по препятствию исполнения сотрудниками полиции своих обязанностей по поимке опасных нарушителей. И теперь благородно недоумевает, что люди недостаточно довольны его поступком. Можно только предположить три варианта исхода событий: какой получился, полная вина полицейских и полная вина гражданина. Скорее был выбран «нейтральный» вариант. Хотя я больше склоняюсь ко второму: всё-таки, потеря машины для обычного гражданина это сильно существенно, чем для госструктуры.

    1. В этой истории вообще большие сомнения вызывают действия сотрудников ГИБДД. С одной стороны, вроде и респект, что не оставили без внимания нарушителя. С другой, судя по записи из салона, погнались за ним чисто по фану (там первая фраза матерная «поехали, сейчас мы его взъе**м»). Меня больше всего убило, что в итоге, когда его поймали, сюсюкались с ним, штраф 1000 рублей выписали и взяли честно слово больше так не делать. Серьезно? Вот ради этого нужно было по встречке, распугивая пешеходов, ломиться через восемь полос? Ладно был бмводу потом уголовку вменили, ещё туда сюда, поймали бандита. А так… Да и понятно, что городе не место для полицейских погонь, если речь не идёт о банде терроритов. Типа нельзя было передать другим экипажам, по камерам его найти?
      Ну, а по поводу ущерба: как по мне, пусть ГИБДД не умышленно аварию совершили, всё же на них большая доля вины. Выехали на перекрёсток без сирены, ломанулись, не оценив обстановку. И тут я согласен с тобой, для женщины потеря машины более чувствительна, чем для государства (ему что машины, что люди вообще не проблема, как мы убедились). При таких исходных данных, думаю, если уж генерал взялся её опекать, нужно было до конца дело доводить. Потому и напомнило мне аристовскую историю: вроде и сказанул, а потом начались оговорки и дисклеймеры.
      И потому я таких людей элитами не признаю. При власти, но не элиты, а так — обычные люди мелочные.

      1. Ну да, здесь смешались коне-люди. На первой поре было ляпнуто, потом, когда нужно держать ответ и следовать ляпнутому, начинается сыковство: непонятно, как начальство отреагирует, имидж в глазах подчиненных, что «своих не бросаем» и еще куча мелких внутренних крючков. Вот и включается, если не задняя, то нейтральная и никуда не едем.
        Ну и вторая мысль, которая крутится в голове: было такое понятие, как офицерская честь. про нее много что можно почитать в книжках, особенно в старых. ну, так куда она испарилась? Вроде, из-за нее люди даже стрелялись. Или, все-таки, не нужно к ней относится с особым пиететом: ну офицер и офицер, такой же человек. И если уж должна быть «офицерская честь», то у каждого. Во все времена всякие люди находились, но в мое время все больше какой-то шкурности. Изредка всплывает про действительно самоотверженных людей, но все больше где-то на периферии.
        Вчера встречал дочь с бабушкой на вокзале, у вокзала есть выход напрямую с перрона. И этот выход перегорожен шлагбаумом так, что пешеходы могут проходить, машина не может проехать. Ну и за шлагбаумом, возле самого перрона стоит крузак тонированный. Я сначала подумал, что какой-нибудь начальник вокзала. В машину сел такой небольшой человек, типа Семена Семеновича Шпака, в шляпе. Он только что ехал с обычными людьми в обычном поезде, или даже электричке, но здесь вот должна была проявиться элитарность: встречают прямо у перрона, а не как смертные, через 10 метров за шлагбаумом.

  2. я тут посчитал, у меня не сходится:
    расстояние от момента начала фиксации до столкновения примерно 35 м (там стоит в ряд 5 машин и еще одна в соседней полосе, пусть по 5 метров на машину — 30 м, пусть даже еще по 1 метру на расстояние между машинами — 5*1 = 5 итого 35). Время от начала фиксации до подъезда к перекрестку около 4.5 с. итого, в нерелятивистской теории, 35/4,5 = 7,8 м/с. 7,8*3,6 = 28 км/ч. Пусть даже там было 50 м, все равно, скорость не выше 40 км/ч.

    1. Ты про скорость «Форда»? Я не считал её, но чисто визуально она не гнала. Думаю, твои прикидки верны

      1. Я к тому, что в экспертизе 65-75, со слов. Здесь вполне можно даже по камере оценить лучше, чем со слов

      2. Эксперт же отвечает на вопросы, которые ему ставит заказчик. Он не вправе делать посторонние умозаключения. В данном случае вопросы были не вполне уместные: какими пунктами правил должны были руководствоваться участники ДТП? Ну, так-то известно какими. А если бы вопрос был по скорости, эксперт бы посчитал. Тут 65-70 км/час в исходных данных фигурировали, но ГИБДД потом это перенесли в определение по делу, которое и сделало ситуацию «обоюдкой».

  3. Ну и еще, на то же вентилятор: поимкой нарушителя занимались уже другие люди, то есть, как ты отметил, никакой необходимости в гонке не было. Был азарт и возмущение, что кто-то посмел проигнорировать целого полицейского.

  4. Что-то странные показатели скорости на регистраторе: намного меньше, чем по факту ))) То есть запись же в реальном времени, а показания хз какие. Странно очень (подкручен изначально?)…

    Хотя справедливости ради надо заметить, что когда ты едешь, а все ряды вместе остановились перед чем-то на перекрёстке, это как минимум должно насторожить и заставить уже притормаживать, ожидая неизвестную опасность в виде, например, пешехода, который просто идёт через поток (такое бывает). По мне, странно выглядит заявление воительницы о полной невиновности…

    ПС: очень полезное качество водителя — это при открытом жд переезде просматривать наличие поезда в обоих направлениях; при зелёном тебе на перекрёстке (главная на нерегулируемом) всё равно посматривать на встречный поток и тд и тп

    1. >>>Что-то странные показатели скорости на регистратор

      Ага, регик у гаишников похоже, чипованный)))

      >>>Хотя справедливости ради надо заметить, что когда ты едешь, а все ряды вместе остановились перед чем-то на перекрёстке, это как минимум должно насторожить и заставить уже притормаживать,

      У опытных водителей есть такой рефлекс, но требования в ПДД делать именно так нет. А нестись без сирены через нагруженный перекрёсток в слепой манере, когда ты представитель ГИБДД — всё же более явное нарушение. Тем более и повод был сомнительный.

      >>>По мне, странно выглядит заявление воительницы о полной невиновности…

      Ну, формально-то она права. Даже безотносительно обещаний генерала. Нет сирены, нет приоритета. Она, напомню, ехала на зелёный в левом ряду, да и не очень быстро (насколько сужу по записи).

      >>>очень полезное качество водителя — это при открытом жд переезде просматривать наличие поезда в обоих направлениях; при зелёном тебе на перекрёстке (главная на нерегулируемом) всё равно посматривать на встречный поток и тд и тп

      Это да, но когда ты едешь в городской толчее, вряд ли ты каждый раз просматриваешь перекрёстки — их банально не видно. Да, она не отреагировала на тормозящие машины, видимо, не очень матёрый водитель, но само по себе это не преступление.

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ