Выделенные полосы на Труда. Вершина айсберга

Новые выделенные полосы, которые в эти дни наносят на улицах Труда и Северо-Крымской, вызывают тревогу автомобилистов: те опасаются, что в начале сентября улицы встанут в пробках. Полосы являются частью большого проекта по превращению Челябинска в подобие Казани с точки зрения качества общественного транспорта. Мы побывали на участках с новыми выделенками и познакомились с подробностями плана, который выглядит весьма амбициозным. Если к началу этого года в Челябинске было лишь 15 километров выделенок, к концу 2024 их протяженность составит без малого 100 километров. Но на 2022 год планы скромные — всего около 4 километров.

Сейчас полосы делают на улице Труда от перекрёстка с улицей Энгельса до «Родника». До конца августа они должны появиться и на соседней улице Северо-Крымской от Труда до Кашириных. Участки выделенных полос здесь уже наносили в 2019 году, но тогда идея не сработала: фрагменты получились короткими, а в городе доминировали (и продолжают) маршрутки и старые троллейбусы. Сейчас же строительство выделенных полос идёт в рамках общей транспортной реформы, которая предусматривает закупки новых автобусов, троллейбусную концессию и более экзотические идеи вроде метротрама.

Новая выделенная полоса вдоль ЖК «Манхэттен»

Оформление новых полос такое же, как на Комсомольском проспекте, где они появились в прошлом году. Выделенки обозначаются знаками и отделены от основной проезжей части сплошной линией разметки, которая имеет локальные разрывы для поворотов на прилегающие территории и перекрёстки, а также для выездов с них.

Знак «Полоса для общественного транспорта» обозначает начало выделенки. Стрелки на асфальте предписывают автомобилям (кроме такси) перестроиться во второй ряд
Перестраиваться можно через разрывы сплошной линии. Чаще всего они односторонние, то есть позволяют либо выезжать с выделенной полосы, либо заезжать на неё перед поворотом
Затор перед началом выделенной полосы. Что будет после 1 сентября?
Полосы имеют разметку в виде литеры «А» и отделены сплошной линией, пересекать которую нельзя
Знак, обозначающий конец выделенной полосы. После него правый ряд можно использовать без ограничений

Штраф за езду по выделенной полосе составляет 1500 рублей (часть 1.1. статьи 12.17 КоАП), и в Челябинске подобные нарушения фиксируются автоматическими камерами. Например, круг по правым полосам Комсомольского проспекта обойдется в 18 тысяч, потому что камеры считают каждый проезд за отдельное нарушение.

Пример нарушителя

Проект создания сети выделенных полос в Челябинске реализуется неспешно. Изначально о нём заговорили в 2018 году при подготовке комплексной схемы организации дорожного движения (её делала компания из Питера), но тогда сетка полос выглядела нелогичной: например, разработчики проигнорировали улицу Кашириных. Из плана 2018 года нарисовали только 2,5 километра полос на улицах Энгельса, Труда и Северо-Крымской, но полосы получились «рваными» и пользы не принесли. Нынешняя работа — это, по сути, исправление тех ошибок.

Выделенная полоса на Северо-Крымской появилась ещё в 2019 году

Новая транспортная схема, разработанная специалистами ЮУрГУ, реализуется областным министерство дорожного хозяйства и транспорта. Первые полосы в рамках этой схемы нанесли на Комсомольском проспекте, совместив работу с капитальным ремонтом, вызвавшем немало шумихи. Однако власти признали опыт создания выделенок удачным, и, по данным Миндортранса, время проезда автобусом контрольного участка на проспекте сократилось в полтора раза, с 37 минут до 25 минут. Кроме того, возросла ритмичность, и если раньше разброс времени прибытия составлял 23 минуты, теперь — 7 минут.

Выделенные полосы облегчают соблюдение расписания

В начале года появились планы строительства ещё 40 километров выделенных полос, хотя сейчас сроки скорректировали: до конца 2022 года нанесут около 4 км полос на указанных улицах, а остальные участки сделают в 2023 году: на улицах Чичерина, Молодогвардейцев, Кашириных, проспекте Ленина и фрагменте Копейского шоссе. Это позволит замкнуть сеть выделенных полос. Например, 75-ый автобус будет ехать по выделенным полосам около половины пути.

Для маршруток выделенные полосы мало что меняют, но полноразмерным автобусам и троллейбуса они нужны

Планы на сезоны 2023-2024 годов ещё грандиознее: построить 44 километра полос на главных магистралях города, в их числе — большая часть Свердловского проспекта и проспекта Ленина, улицы Воровского и Блюхера, Доватора и Худякова. Также запланировано продление полос на улице Кашириных и Копейском шоссе (первая их очередь должна появиться уже в 2023 году). Интересно, кстати, что выделенные полосы запланированы на расширяемом участке улицы Худякова, а значит, для автомобильного потока останутся всё те же четыре полосы. Эффективность такого решения будет зависеть от того, сколько именно общественного транспорта пустят в посёлок Западный и захотят ли его жители частично отказаться от автомобилей.

Улицу Худякова на участке вдоль бора расширяют с 4 полос до 6, повреждая при этом деревья

Проблема заполненности выделенных полос чувствуется и сейчас: в конце августа новые участки пустуют, а едут по ним преимущественно маршрутки и старые троллейбусы. Новые автобусы тоже есть, но за полчаса съемки удалось увидеть лишь три зелёные машины.

Типичный выгодополучатель челябинских выделенок. Власти обещают радикально изменить соотношение маршруток и крупногабаритного транспорта
Троллейбусы являются одним из самых деградированных видов общественного транспорта в Челябинске. Решать проблему планируют с помощью концессии: вот как выглядят новые троллейбусы
Новые автобусы встречаются, но реже. Любопытная деталь: они настолько шустрые, что стремятся выехать из выделенки для опережения ржавых пазиков и троллейбусов

Одним из главных движителей транспортной реформы в Челябинске является Александр Егоров — заместитель регионального министра дорожного хозяйства и транспорта. Он говорит, что комплексный эффект челябинцы ощутят, когда будет создана полноценная сеть выделенных полос, предусмотрена комплексной схемой организации дорожного движения.

— Когда выделенные полосы появятся на большей части магистральных улиц общегородского значения, как это реализовано в Казани или в Москве, мы все почувствуем разницу, — говорит он. — И это является базовым условием для полноценной замены так называемых маршруток на автобусы большого, среднего и малого классов. Сроки будут зависеть от скорости реализации: проектирование и согласование проектов организации движения с выделенными полосами — сложный процесс, требующий целого комплекса мероприятий. Частично положительное влияние выделенных полос на всю систему общественного транспорта почувствуется уже к концу 2024 года.

Пока же челябинцы смотрят на новые полосы со скепсисом:

— От «Родника» до зоопарка нарисовали выделенные линии для общественного транспорта, и время в пути выросло с 1,5 минут до 5-7 минут, — жалуется читатель. — Такой же вопрос по

Комсомольскому проспекту. Я езжу регулярно в течение 20 лет и за это время на велодорожке не видел ни одного велосипедиста. Зачем было её делать, если у нас зима 7-8 месяцев в году?

Утром мощный поток идёт по Труда в сторону центра. Частично он уже едет вдоль выделенных полос

Впрочем, вопрос о выделенных полосах уже решён: их сеть в ближайшие годы будет расти. И ключевым становится вопрос, будет ли это подкреплено обновлением парка перевозчиков, лучшим контролем за ними и прогрессом в области организации дорожного движения? Ведь тот же Комсомольский проспект испортили перекрёстком с улицей Красного Урала, где каждое утро собираются пробки.

15 Comments

    1. Пока так и получается. Вчера вечером Егоров позвонил мне, час, наверное, разговаривали. Он говорит, мол, зря вот ты не поддерживаешь выделенные полосы. Я отвечаю: я их поддерживаю и уже давно, просто нынешний фрагментарный подход создаёт им плохой имидж: он злит автомобилистов, не принося пока ощутимых результатов. Такие проекты нужно делать комплексно, и таков был план: 40 км полос в этом году. Сделали 4. И ездят по ним пока маршрутки. Он говорит, мол, это задел на будущее, но с таким подходом мы ещё десять лет будет идти к этому будущему. Я так понимаю, городские власти его рвение сильно не разделяют, поэтому проект буксует, забюрокрачивается, что, конечно, тоже обидно.

      Я так вижу: нужно заранее готовить проект (скажем, к марту), с мая по август по всему городу делать выделенки, и сразу же запускать по ним новую технику. Чтобы люди ощущали совокупный эффект. Он мне объясняет, что так не бывает. Ну, в Челябинске, наверное. Хотя вон Ленинградский мост взялись и сделали нормально, и в сроки уложились: а сколько тоже обещаний было и сложностей.

      А делать такие проекты в час по чайной ложке — это как продавать машину по частям. Вот тебе колёса, а двигатель потом привезу. Езди пока так.

      1. Именно так(( Почему это очевидно нам, обычным людям, но не очевидно «профессиональным управленцам»?

      2. Ни кому не в обиду и без надменности. Просто, простые люди далеки от бюджета. И регионального и тем более федерального. Пока поставишь, докажешь и обоснуешь, утвердят, тендеры закупки торги, техзадания госэкспртизы, техрешения, утверждение победителей, проверка победителей, проверка материалов, поэтапное закрытие статей и оплата, проверка выполненых работ составление актов приема передачи, согласование или устранение недостатков, подписание актов или судельные тяжбы, перечисление денежных средств. уже на исходе, и близится к концу год, а деньги не освоены, а на следующий год и этого не дадут если не освоено, а ещё и присесть в любой момент. А с федеральными деньгами ваще швах. Потому и не получается новые полотно, с одновременной разметкой, и тут же новая техника, и бюджеты разные, и статьи расходов.

      3. План по выделенным полосам появился в 2018 году. «Пока то, да пока это…» — отмазки, чтобы прикрыть неспособность нормально организовать процесс. Пример с Худякова показывает, что всё за пару месяцев под ключ решается.

        Другое дело, что во власти дефицит нормальных организаторов и управленцев, потому им и любая задача кажется неподъемной, но в реальности всё решается и делается. Съезди в другие города, глянь как там.

      4. Слушай, я не мало езжу по городам и весям, и не только уральским, и могу сказать, именно в этом плане, плане дорог, Челябинский обыватель «не много» охуел и зажрался.
        Даже исходя из маршрута Чё — Евпатория, с 2013 года различными маршрутами.

      5. Причём тут дороги? Речь про ОТ и его инфраструктуру. Если по-твоему мы в своих требованиях охуели — ну, окей, вопросов нет. Зачем ты вообще с нами, охуевшими, водишься

      6. Стой, Подожди, в предыдущем посте, ты меня в другие города отправлял сам. Я и говорю, что дороги, что ОТ, даже в областных городах миллионниках, не говоря о прочих областных городах, не ахтунг. Это не в отмаз наших чиновников.
        Есть, к чему стремиться, но и есть с чем сравнивать. А города федеральных центров и республик всегда имеют средств чуть более, хотя не все.

      7. >>>Это не в отмаз наших чиновников.

        Проблеме реально 20 лет. Все её видят невооружённым глазом. Каждый год звучит один и тот же нарратив: это не так просто, всё не сразу делается, дайте время, учтите нюансы…
        Каждый год рисуют красивые планы. Когда мы выражаем сомнения, разные Ярики начинают нам про «сквознячки скепсиса». А когда носом ткнёшь, начинается: ой, да всё же не так просто. Да неужели? А нафига тогда все эти планы и битиё себя пяткой в грудь, что вот на этот раз-то всё получится?
        Тогда и не надо шелестеть направо. Надо честно сказать людям: тут жопа, маршрутки с вами навсегда. На этот год было 40 километров полос, сделали 4. И в этом проблема. Нафиг нужны эти 4 км без всего остального? Это как машину без руля продавать: главное же, колёса есть.
        Что научились делать? Контракты отыгрывать на закупку техник (да и то, видимо, потому что это имиджевый проект Текса был). Вот здесь преуспели: на бюджетные нефтедоллары набрали новых автобусов. Это хорошо, да. Но только автобусы нужно ещё как-то использовать. А дальше начинается сложная работа, когда надо организовать автобусное движение, продумать, просчитать. И тут всё встало, потому что ни специалистов, ни руководителей нет. Есть только громадьё планов к 2024 году, когда аж 160 км выделенок будет, ага. И если я сейчас усомнюсь в них, ты мне очередную песню споёшь, как надо родину любить. И как я должен к этому относиться?
        Метротрам опять же: все подпрыгивают от радости, но я вижу, что это проект на три порядка более сложный, чем выделенные полосы. И как с ним быть? А когда я скепсис выражаю, мне говорят — ты неправ, на этот раз всё случится. Ну, окей. Только если начнётся бесконечные переносы сроков, не говорите потом, что это-де такой сложный проект, ай-ай-ай… Типа вы одни только это и поняли сразу.
        Да, любая реальная работа по-своему сложна. И твоя, и моя. Но как-то мы её делаем.

      8. А вообще, знаешь, есть такой тип людей: у них нихрена не получается. И им бесполезно за это предъявлять, потому что в их видении это действительно невозможно.
        Быль из жизни: купили мы предыдущую квартиру на первом этаже, у неё были пластиковые окна, но без решёток. Решили поставить решётки. Зовём мастера, он говорит: ну, окна придётся переставлять потом, потому что при сварке решёток мы их прожжём насквозь. Я говорю: да охуеть, нельзя, что ли, как-нибудь закрыть их или поаккуратнее сделать? И дальше начинается объяснение в твоём стиле: да ты не понимаешь, да вот дядя Вася так делал и всё прожёг, ты просто не специалист…
        Ладно, мы расстроились, решили другого мастера позвать. Он посмотрел, говорит — окей, сделаю. Я такой: а как же окна? Он такой: а что с ними? Я: ну, прожжёте же. Он так удивился: не буду я прожигать, типа, дебил я, что ли. Короче, в его системе координат такой проблемы не было вообще. Потому что руки тем концом вставлены и голова на месте. В итоге они, по-моему, картоном просто закрыли окна и всё заварили как надо.
        Но если вокруг только «специалисты» первого типа, то да, ничего не возможно.

      9. 😀
        Артем, про окна это вообще шедевр. Мне кажется, каждый человек годам к 50 должен выпустить тоненькую книжку с фельетонами из жизни.

      10. Ты знаешь, прийдя на предприятие, тоже думал… Как в анекдоте, «а я, а у меня, да я щас вам всем тут пиздюлей дам». Ан нет, там каждый считает себя охуительным начальником. Вроде есть мысли наладить процесс, что то автоматизировать, но разрабатывает что нибудь чтобы считалось все в автомате, а приходишь к главному специалисту, а он к таким формам не привык, да и форма эта типа в ручную должна заполняться. Работаешь в 1с, хочешь что то предложить, а тебе говорят, спецы 1с сидят в другом регионе, а когда приезжают спецы, они говорят идея классная, но другим подразделениям, как вашего предприятия так и другим предприятиям это нах не надо, а только для вас нам не надо. Про тендеры это ваще пиздец, какая отдельная тема, особенно когда этим начинает заниматься отдел коммерции, холдинга а не предприятия.
        Юристы готовят договора, ни кого с ними не знакомят, а потом бухгалтерия начинает задавать вопросы, не юристам а подразделениям. И такая дребедень каждый день.
        И это каких то пара тысяч человек. Т везде охрана труда промышленная безопасность, ИСО приказы и законы по промке приказы и законы по Минтрансу, сертификаты, лицензии, разрешения. И не дай бог у кого то из подрядчиков чего то не будет, минимум стоп работы. У простых «обывателей» все просто. Я сейчас говорю за деньги частного предприятия. За деньги и планы бюджетных организаций я слушаю от своей супруги, геморроя там на порядок больше.
        К какому номеру из твоего списка приписать мне себя. Когда работал экспертом, приписал бы к первому, потому что даже судебная практика сегодня одна, а через месяц абсолютно противоположная, и берясь за дело, понимаешь, что денег можно насчитать до хрена, а по факту, в лучшем случае, клиент именем Российской Федерации может быть выиграет дело а может и проиграет, получит бумажку с нормальным количеством нулей или вообще ни чего не получит даже выиграв дело, ноостанется должен заплатить мне, юристу. Хотя все цифры прописаны в законах. А ведь в этих процессах задействованы люди профессий исключительно экспертных: эксперты -эксперты, эксперты -юристы, и супер эксперты -судьи.
        Оценивать со стороны всегда проще. Развешивать ярлыки, ваше как два пальца об асфальт. Я, по немногу, приобретаю различные практики, и навыки в различных сферах и секторах, хотя почти всегда по профилю своего основного диплома.
        А у кого-то, истинных практиков, все просто и понятно. Начиная от работы президентов не заканчивая региональными министрами, почти как у таксистов.
        Нет, ты свою работу, делаешь отлично, по крайней мере, на мой обывательский взгляд, имхо, и да именно поэтому читаю и пишу только здесь. Отмазки членов, с 10;17 или 22 года мне глубоко и без разницы, я вижу, что живём мы в Чё, ни хуже, а во многом даже лучше, да не во всем, но…. Меня не радует что в чё нет Меги и то исключительно из за декатлона, и Оби, и аквапарка. Но я вполне доволен уровнем дорог, на ОТ я ваще не езжу, может пара раз в год, полгода я живу там где километров десять нет почти ваще дорог, а зимой в те места я вообще могу не попасть. Езжу отдыхать не в европейские и азиатские страны а исключительно в Крым, я вижу, то как меняется страна в целом с 2013 года постоянно на протяженности маршрутов в 3000км. Я вижу как она поменялась с 2000 в некоторых городах некоторых областей.
        Кто то пиздИт, кто то пИздит, кто то работает. Где то есть результаты где то нет, что то делается что то нет, что то сделано что то нет, кто то доволен а кто то нет.

  1. Мне в марте стукнул полтинник. Я не только фельетон, я целый роман могу написать :))

  2. Мне в марте стукнул полтинник. Я не только фельетон, я целый роман мону написать 🙂

  3. Мне непонятно рвение Егорова. Строит себе портфолио или какой другой интерес. Странно когда все как в басне про лебедя, рака и щуку )

Добавить комментарий