Почему Lada дорожает, а «китайцы» дешевеют

Продукция липецкого завода «Моторинвест» под брендом Evolute — перелицованные китайские электромобили

В августе 2022 года авторынок России продолжил скрипучее восстановление. Худшим месяцем остаётся май, когда было зарегистрировано 27 тысяч новых автомобилей, летом месячные продажи перевалили за 30 тысяч, а к концу августа составили 42,5 тысячи — такие данные приводит агентство «Автостат». Впрочем, год назад они были близки к 120 тысячам, несмотря на разгоревшийся микропроцессорный кризис, так что нынешние «достижения» — это в любом случае провал. Вот краткий обзор авторынка, перемолотого кризисом.

АВТОВАЗ погряз в успехах

По данным автозавода, ему практически удалось выйти на докризисный уровень продаж, и в августе выпущено более 18 тысяч автомобилей «Лада», что лишь на 7% ниже показателя годичной давности. Что особенно любопытно, год назад АВТОВАЗ выпускал полный ассортимент моделей, включая Lada Vesta и XRAY, тогда как нынешние показатели обеспечили в основном Lada Granta, Niva, а также небольшая партия дособранных «Ларгусов» и Vesta NG. Впрочем, август 2021 года был омрачён сильным дефицитом машин, и если сравнивать с августом 2020 года, нынешние показатели хуже на треть.

С начала июня АВТОВАЗ продал 12 тысяч машины в упрощённых комплектациях без АБС, и в основном это Lada Granta: на «Нивы» приходится менее 10% «упрощёнок».

Осенью АВТОВАЗ вернулся к пятидневному режиму работы

Завод пользуется отсутствием конкурентов: в сегменте ценой до миллиона рублей альтернатив «Грантам» и «Нивам» просто нет. Поэтому начался очередной виток роста цен: в начале августа Granta прибавила в некоторых комплектациях 44 тысячи рублей, а в начале сентября на 8-16 тысяч прибавили и другие версии. Правда, в последнем случае это объясняется возвращением в комплектацию подушек безопасности. Базовая цена автомобиля формально держится с июня (678 тысяч рублей), но если нужна версия с подушками безопасности, минимальная стоимость — 767 тысяч.

Lada Granta формально подешевела, но комплектация лишилась важных пунктов

Уже точно известно, что Lada Vesta переезжает из Ижевска в Тольятти, но её выпуск не начнётся ранее 2023 года. Судьба Largus и XRAY на АВТОВАЗе обсуждается: завод не исключает возобновление их производства. Последняя партия упрощённых «Ларгусов», собранная летом, поступила в продажу, но АВТОВАЗ накрутил их цену сразу на 65 тысяч: теперь они стоят минимум 1,3 млн рублей.

Спрос на новые «Лады» обеспечивают и сервисы такси и каршеринга, например, о переходе на отечественный продукт заявили в «Яндекс.Такси».

Lada Largus оказался в числе наиболее подорожавших моделей

УАЗ переходит на ноль

Ульяновский завод тоже не стоит на месте и освоил сборку автомобилей экологического стандарта «Евро-0», от которого Европа ушла 30 лет назад. Упрощённые двигатели предложат для «Хантеров» в самой простой версии и «буханок». Попутно Sollers, владелец марки УАЗ, сообщил о создании собственного автомобильного бренда — тоже Sollers. Что это будут за автомобили, пока неясно, но руководство обещает разумный баланс между заимствованиями и собственными разработками. В России это обычно означает выпуск перелицованных китайских автомобилей, но дождёмся подробностей.

Китайцы осваивают толстосумов

У китайских марок настоящий пир: они плотно оккупировали сегмент кроссоверов ценой от 2 млн рублей и заняли четверть рынка — рекордная величина для чайнабрендов. Для сравнения, год назад их доля не превышала 5%. При этом рынок контролируют три китайские марки — Haval, Geely и Chery (включая Exeed),

Самым популярной китайской маркой остаётся Haval, самой популярной иномаркой — Haval Jolion тульской сборки. При этом продажи моделей F7 и F7x, видимо, ниже ожиданий, потому что китайская марка уже в третий раз за год снижает цены: с 1 сентября они упали на 50-120 тысяч рублей. Минимальная цена F7 теперь стартует от 2,45 млн рублей. Отчасти это может быть связано с кратковременным возобновлением продажи Kia Sportage нового поколения по цене от 2,85 млн рублей: F7 важно держать дистанцию от дебютанта.

Omoda C5 — кроссовер, сопоставимый с Kia Seltos. Старт продаж запланирован на осень, но цены вряд ли будут ниже 2-2,5 млн рублей. В Китае автомобиль стоит от 92 тысяч юаней (менее миллиона рублей).

Китайские марки — единственные, кто выводят на рынок новые модели в кризис: летом начались продажи тульского Haval Dargo, Changan объявил цены на Uni-K, а Chery — новый бренд Omoda, первая модель которого (кроссовер C5) уже сертифицирован в России.

Слово «электромобиль» стало паразитным

Российская марка Evolute впервые показала троицу своих электромобилей публично, причем случилось это во время велофестиваля в Москве. Все они являются копиями электрокаров китайской компании Dongfeng, которые локализуют на заводе «Моторинвест» в Липецке (кстати, предыстория у завода весьма скандальная). Уже этой осенью должны начаться продажи модели i-Pro, построенной на платформе Nissan Sylphy — это седан С-класса, переделанный китайцами в электромобиль. Стоимость модели без учета государственных скидок близка к 3 млн рублей. Следом за ним в серию должен пойти кроссовер i-Joy, по размерам близкий к Kia Seltos. Наконец, в Липецке планируют выпускать 694-сильный полноразмерный электрокроссовер i-Jet, который пока выкатили лишь в гибридной версии с бензиновым мотором мощностью 122 л.с.

Продуктовая линейка Evolute во время первого публичного показа: красный i-Joy, синий i-Jet и белый i-Pro

После кризиса в России случилось электромобильное обострение: АВТОВАЗ планирует наладить в Ижевске производство электро-Ларгусов, о необходимости таких машин любит рассуждать руководство «Москвича», а на днях внезапно проснулся бренд «Кама», пообещав к 2024 году наладить выпуск городских электромобильчиков: их прототип несколько лет назад разрабатывал КАМАЗ на деньги государственного гранта. С учётом российского климата и неразвитости сети электрозарядных станций автомобили на электротяге плохо вписываются в наши реалии, зато хорошо подходят для поддержания имиджа страны-передовика.

Kia напоминает о себе

Большая часть привычных брендов по-прежнему стоит на паузе, и некоторую активность в последнее время проявляет разве что Kia: сборка машин из остаточных комплектов на «Автоторе» позволила начала продажи нового Kia Sportage, а на днях марка объявила цену на седан K9 — от 7,4 млн рублей. Впрочем, речь о распродаже ограниченной партии машин, ввезённых ещё до кризиса.

Kia K9 ранее был известен как K900, а его предшественник продавался под именем Quoris. Это автомобиль представительского класса, который, видимо, заменит BMW 7 и Mercedes-Benz S-класса

Ренессанс правого руля

Вторичный рынок в августе 2022 года сжался на треть, а доминирует на нём традиционно продукция АВТОВАЗа. Впрочем, есть и несколько интересных тенденций, например, в августе резко вырос импорт праворуких автомобилей: через Дальневосточную таможню прошло свыше 21 тысячи автомобилей, что вдвое больше показателя годичной давности. Получается, что в августе объем ввоза праворульных машин составил почти 50% от рынка новых — такого соотношения мы не видели с 90-х годов. Дошло до того, что в портах Владивостока стали образовываться пробки.

Автомобили также везут из ОАЭКазахстанаБелоруссии и Китая. При этом ввоз новых автомобилей в режиме «серого импорта» упростился после отмены обязательного оформления ОТТС.

А сегмент недорогих иномарок в России скоро пополнят две иранские марки.

6 Comments

    1. И тем более не за такие суммы. Причины накруток понятно, поляна зачищена, рынок… Но всё же средненький кроссовер по цене квартиры — это не для среднего класса.

      1. Справедливо. Поэтому квартиры тоже подорожают, чтобы удовлетворить потребителей китайских авто

      2. Владельцы китайских авто теперь настолько элитарны, что только коттеджи на берегу озера (для владельцев Лифанов — просто коттеджи).

      3. Ща много предложений subaru levorg 2.0 300 лс, полный привод, стоят примерно 1500000 с минимальным пробегом. И вот я начал смотреть в сторону правого руля:)

  1. Я, конечно, не знаю, какого качества сейчас праворульки, но появилась во мне одна нотка скорби. Дело в том, что я всегда утверждал, что новый автомобиль лучше старого, и со мной мало, кто спорил. В общем, я и сейчас нахожусь на этих позициях, но тут такое дело. Получив во владение камри, я не смотрю свысока на весту, но с лёгким укором смотрю на свой выбор пятнадцатилетней давности.
    За одни и те же деньги у меня была возможность купить либо ВАЗ 2110 с пробегом 100 тысяч, в возрасте пяти лет, или купить свежепригнанного марка в возрасте 8-ми лет, но с правым рулём. И я, неприличный артикль, выбрал отечественный автомобиль.
    Что-то мне подсказывает, что тот марк ездил бы до сих пор

Добавить комментарий для СерёгинОтменить ответ