Что происходит с автобрендами: поимённый список

В последние дни ещё три японские марки (Toyota, Mazda, Isuzu) объявили об окончательном прекращении производства в России — цикл распада привычного нам авторынка, похоже, близок к завершению. До кризиса непремиальный сегмент включал около двадцати марок, и ниже я собрал информацию о состоянии каждой из них в алфавитном порядке. я не включил в дайджест китайские бренды — они появились сравнительно недавно и сейчас замещают привычные нам имена.

Chevrolet

Концерн General Motors был представлен в России марками Chevrolet и Cadillac, и стал первым, кто заявил о полном сворачивании деятельности после начала специальной военной операции. Шаг был во многом символическим, поскольку концерн уже уходил из России в 2015 году после присоединения Крыма, и в последние семь лет был представлен считанными моделями (Tahoe, Travese).

Более чувствительным для России является невозможность поставки в страну недорогих Chevrolet казахской и узбекской сборки. Кстати, УзАвтоМоторс возглавляет теперь бывший гендиректор АВТОВАЗа, швед Бу Андерссон, который понимает запросы российского авторынка.

Ford

Ещё один американский бренд свернул деятельность в России ещё весной 2019 года из-за низкого спроса на легковушки, но оставил завод в Елабуге, где делали коммерческие Ford Transit. Работа предприятия была заморожена в марте 2022 года. В сентябре стало известно о планах выпуска двух коммерческих автомобилей в Елабуге на замену «Транзиту»: владелец предприятия, «Соллерс Авто», подал соответствующую заявку в Минпромторг России. Но с самим «Фордом» мы, похоже, прощается окончательно, хотя когда-то он был безоговорочным лидером.

Honda

Ситуация с японской маркой неопределённая: громких заявлений компания не делала, при этом ещё два года назад говорила, что уйдет из нашей страны в 2022 году. Накануне нынешнего кризиса Honda была представлена в России лишь одной моделью — кроссовером CR-V.

Hyundai Tucson 2021 модельного года и близкий ему новый Kia Sportage так и не успели развернуться в России как следует

Hyundai-Kia

Не считая китайских марок, именно с корейским дуэтом связаны надежды России. На начальной стадии кризиса марки заявили о желании остаться, и хотя основной завод под Питером (там делали Rio, Solaris, Creta) стоит, летом удалось возобновить производство нескольких моделей на калининградском «Автоторе», включая и новый Kia Sportage. По итогам августа корейские марки были в топе продаж, хотя и с пятикратным отставанием от результатов прошло года. Но сейчас запасы компонентов подходят к концу, и в обозримом будущем «Автотор» переключится на сотрудничество с другими партнёрами. Что касается питерского завода альянса, новостей о его будущем нет. Дилеры распродают остатки машин: например, за Solaris просят от 1,5 млн рублей и выше.

Lada

У АВТОВАЗа всё более-менее стабильно: за лето компании удалось возобновить выпуск упрощённых версий Lada Granta и Niva и даже вернуть на них часть опций вроде подушек безопасности. Производство Lada Vesta свёрнуто в Ижевске, но должно возобновиться в 2023 году на одной из освободившихся веток в Тольятти. А вот хетчбэк XRAY в строй уже не вернётся, поскольку был наименее локализованной из «Лад».

Планы на будущее у АВТОВАЗа традиционно грандиозные: подготовка кроссовера на базе Lada Vesta, локализация новой Lada Granta на оставшейся от французов платформе CMF-B, а также выпуск электрического Largus в Ижевске.

Mazda

Автомобили японской марки пользовались в России стабильно высоким спросом. Завод компании на Дальнем Востоке собирал Mazda6, а также кроссоверы CX-5 и CX-9, а часть моделей, вроде CX-30, экспортировалась. Сейчас завод остановлен и, по последней информации, «Соллерс Авто» ведёт переговоры с японцами о выкупе доли в совместном предприятии и запуске другого проекта.

Mitsubishi

Компания остановила производство на заводе в Калуге ещё в апреле, и с тех пор новостей о её будущем нет. Несмотря на ограниченность модельного ряда, Outlander и Pajero Sport пользовались неплохим спросом, и по итогам 2021 года марка была 14-ой в рейтинге продаж.

Последние экземпляры калужской сборки

Nissan

Завод под Питером, где выпускали Qashqai, X-Trail, Murano, остановлен ещё в марте, и с тех пор компания несколько раз продлевала срок заморозки предприятия: сейчас дедлайн установлен на конец 2022 года. В последнее время Nissan терял рыночную долю, а его модельный ряд был представлен лишь пятью кроссоверами — помимо перечисленных он включал также новый Pathfinder, продажи которого стартовали и тут же закончились в феврале 2022 года, и Terrano, клон Renault Duster. Но Terrano делали на московском заводе, который после ухода Renault передан в собственность столичной мэрии и готовится к выпуску автомобилей под маркой «Москвич». Без перезапуска завода под Питером будущее Nissan в России выглядит бесперспективным.

Peugeot, Citroen, Opel

Концерн Stellanis (владеет всеми тремя марками) остановил производство на заводе под Калугой весной, а с учётом небольшой доли рынка и европейского происхождения марок возобновление полноценной работы выглядит маловероятным.

Renault

Крупнейшая потеря для российского рынка — уход марки Renault. Компания была одним из главных инвесторов в российский автопром, владела АВТОВАЗом и отдельным заводом в Москве, который выпускал кроссоверы Duster и сходные с ним модели. В 2021 году Renault объявила о полной интеграции АВТОВАЗа в свои производственные и инженерные цепочки, что, с одной стороны, лишало Россию национальных моделей вроде Granta и Vesta, с другой — открывала большие возможности по выпуску недорогих автомобилей стабильного качества на достаточно удачной платформе CMF-B. По суммарным продажам АВТОВАЗ и Renault были доминантами рынка с хорошими перспективами роста.

Компания ушла в резкой манере, передав оба своих завода за рубль. На ранних стадиях АВТОВАЗ заявлял о планах по локализации Renaut Duster, но больше к этой теме не возвращался. Из бывших моделей французской марки наилучшие шансы остаться у Lada Largus (Renault Logan MCV): АВТОВАЗ планирует переделать её в электромобиль.

Уход Renault создал проблемы для дилерской сети, которую сейчас планируется слить с сетью самого АВТОВАЗа. Гарантийные обязательства взяла на себя дочерняя компания завода «Лада Имидж».

Skoda и Volkswagen

Дуэт марок был ещё одним крупным инвестором русавтопрома, владея двумя производственными площадками под Калугой и на нижегородском ГАЗе. В Калуге выпускали Volkswagen Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid, в Нижнем — Skoda Kodiaq, Karoq, Octavia и Volkswagen Taos. В России выпускались и двигатели семейства 1.6 MPI, в планах была локализация турбомоторов 1.4 TSI.

Оба завода остановлены и, судя по всему, надолго. Из Нижнего Новгорода концерн Volkswagen ушёл официально, а на завод под Калугой ищет покупателей. Шансов остаться в России при нынешних исходных данных немного: санкционные ограничения ударили по европейским брендам сильнее всего.

Skoda — одна из самых динамичных марок на российском рынке, позиции которой с каждым годом становились всё крепче

Subaru

Японская марка почти утратила влияние на рынок, и по итогам 2021 года не попала даже в топ-20. Subaru не имела собственных производств в России, а модельный ряд был представлен лишь тремя кроссоверами и спортивной WRX. Тем менее Subaru стала одной из немногих фирм, заявившей о сохранении поставок весной 2022 года: опубликованный в апреле прайс-лист на Subsru Forester начинался от 4,15 млн рублей. Машины действительно есть в наличии у немногочисленных дилеров марки.

Toyota

Востребованная и уважаемая в России марка долгое сохраняла лояльность рынку: завод под Питером был остановлен ещё весной, но японцы говорили о желании возобновить производство Camry и RAV4 при первой возможности. Однако возможности не представилось, и марка заявила об отказе от выпуска на нём «Тойот»: предприятие или продадут, или приспособят под другие проекты. Пока Toyota не уходит из России и продолжит поддерживать дилерскую сеть. Её положение было отчасти уникально, и мало какой бренд мог похвастаться таким количеством востребованных моделей, которые импортировались из-за границы: например, стабильно высоким спросом пользовались Land Cruiser, LC Prado и Highlander. Если марке удастся наладить поставки машин, спрос на них будет. При этом конкуренцию официальным Toyota сейчас составляет серый импорт из Японии.

УАЗ

Ещё один пример стабильности, которая на заводе длится уже более полувека: в Ульяновске продолжают собирать «буханку» 1965 модельного года, полувоенный Hunter и Patriot, в том числе в упрощённых версиях. Неплохо обстоит дело и с продажами, которые на фоне обвала рынка упали лишь незначительно. Основными покупателями УАЗов являются корпоративные клиенты и госструктруры, так что пока дефицит заказов заводу не грозит. При этом минимальная стоимость той же «буханки» с двигателем стандарта «Евро-0» составляет порядка 1,3 млн рублей.

Завод марки Isuzu в Ульяновской области закрывается.

27 Comments

  1. Сразу вспоминается детская считалочка про А и Б сидевших на трубе)) Понятно что в нынешних условиях уход каких-то брендов это меньшее из зол, но тем не менее это один из штрихов картины нынешнего постапокалиптического для нашей страны сюрра. Как говорится ночь всегда темнее перед рассветом, и хоть это еще не самая темная ночь, но будем реалистами и здравыми прагматиками….рассвет наступит, и вернутся к нам и Хонда и Пежо и Тойота и даже Альфа Ромео. Уверен, это будет уже совсем другая страна и совсем другие мы….новые, переродившиеся, ответственные, очистившиеся от привычек и манер прошлого. Ну а пока скрещиваем пальцы чтоб все таки по нашим улицам еще ездили старые Ниссаны, Ситроены, Мазды, а не грузовики с РСЗО! И, да, Артем…всегда помню твой пост про оранжевую шапку, одевай ее обязательно в этом сезоне чаще! Нам всем нужны яркие пятна и добрые лица в городе! Я решил с этим бороться также…купил красно белую куртку и белую шапку, и улыбку на лицо надел, хотя может многим это и покажется сейчас неуместным))) Не жизнь такая….мы такие))

    1. А я думал, не пора ли мне сменить шапку, но ты меня убедил))) Не время шапки менять
      А вообще я думаю, что прежняя жизнь уже не вернётся. Не в обозримом будущем. Будет что-то очень другое, не факт, что хуже или лучше. Тут уж кому как.

      1. Что-то типа мировой феодальной раздробленности или наоборот, глобализованного мира? Мне кажется, что второе. Как бы это для кого-то глупо ни звучало, но есть пророчество и я убеждаюсь, что оно вполне подходит для человечества: оно будет перепугано, измотано войнами, болезнями, несправедливостью. Затем появится человек, который будет способен от этого всего избавить. Возможно, это только мое восприятие, как человека, находящегося внутри ситуации. Для жителей США, Аргентины, Бразилии, Японии или других каких стран жизнь не поменялась на до и после. Также как и я не слышал воплей из Сирии, Африки, Донбасса. Это я не к тому, что Россия поступает правильно, ведь по сути, она явилась триггером ситуации на востоке соседней страны.

      2. Не могу в деталях предсказать будущее, но по ощущениям всё идёт как минимум к серьёзному и затяжному кризису, который будет отличаться от предыдущих волн (кризис доткомов, ипотечный кризис США и пр.) тем, что он не ограничен одной сферой — будут рушится экономики, будут рушиться правительства, страны. Думаю, у многих будет ощущение хаоса происходящего, хотя кто-то умный потом с верхотуры прожитых лет заявит, что-де некий естественный процесс трансформации заблудшего постиндустриального общества.
        Возможно, этот кризис случился бы рано или поздно безотносительно действий России, но мы упорно делаем всё, чтобы стать страной, которая максимально пострадает от него. Это немного подпортит патриотам радость от того, что в Европе тоже плохо.
        Впрочем, предлагаю не впадать в уныние, поскольку в конечном итоге светлая сторона сила победит. Если человечество в принципе хочет выжить, у него просто не будет иного выбора. И вопрос касается более широкой повестки, чем отношение к своим гражданам или соседним странам. Не знаю сроков, когда зёрна начнут прорастать, но если человечество хочет увидеть, условно, 2100 год, ему придётся многое переоценить, а россиянам — впятеро больше.

      3. Я до 2100 точно не доживу, Дети — возможно, но с очень сильной натяжкой. Недавно разговаривал с товарищем, тот приводит в пример свою бабушку, которая в свое время голосовала за действующую власть. Идея такова, что пожилым людям не следует делать выбор, как бы им хотелось жить. Нужно делать выбор, как было бы лучше их детям или даже внукам. Подвох в том, что зрелые и пожилые люди имеют свою укоренившуюся, я бы даже сказал, закосневшую системы взглядов и понимания того, как же оно лучше.
        Недавно ролик видел, по-сути стихотворение. Смысл его такой: засейте поля, накормите и оденьте стариков, развейте технологии, постройте дороги. Тогда и никаких военных действий не потребуется. Я не знаю, какое довольствие полагается мобилизованным, помнится, ходила цифра про контрактников и 200 000. Если это так, то пусть все те же 300 000. Это получается 60 млрд ежемесячно. Это только зп воинского состава. Не считая диких денег на вооружение и снабжение. Мне кажется, это из 90-х : «просто бизнес, ничего личного». Если эти деньги вложить во что-то для людей, жителей можно все что угодно сотворить.

      4. В каждом веке из 20, по вагону подобных прорицаний. (да из недавнего, чего только крах доллара грядущий стоит) Очень удобная тема для привлечения внимания. Пока ничего не сбывается, а те кризисы что были, наступали внезапно, перенаселение земли кстати отменилось. Ну например ковид, в исторических масштабах, это вообще плевок в человечество.

        P.S. Но безусловно климатические проблемы являются серьезными.

      5. Опять же, если взять в сравнении экономики России и Запада с США и Японией, то это несопоставимые величины. Даже с точки зрения простой механики, инерция этих маховиков отличается на порядок. Прежде, чем остановятся маховики экономик загнивающих, наш уж точно будет стоять на месте. Это даже на примере окружающих нас стран видно, которые зависят от экономики России: как только у нас потрясение, там сразу все плывет. Тот же Казахстан: как вышла новость про мобилизацию, все, курс тенге сразу поплыл.

      6. >>>В каждом веке из 20, по вагону подобных прорицаний.

        И некоторые сбылись.

        Да я не настаиваю, Коля спросил, я ответил, как ощущаю. Думаю, ни вы, ни я будущего не знаем, можем только поделиться своими предположениями. Спорить тут не о чем, пусть каждый скажет, что думает, и оставим до тех пор, пока время само рассудит.

  2. Илья, как показывают события ветхозаветные, были пророчества, которые сообщали о завоеваниях Израиля другими народами: вавилонянами, ассирийцами. Конечно, можно сказать, что были ли эти люди, от лица которых эти пророчествования записаны, то ли они говорили, и вообще, все на несколько раз переписано. Здесь остается только вопрос доверия. то-то доверяет, кто-то нет. На мой взгляд, пророчествования несут не смысл запугивания людей, но именно о том, чему предстоит произойти. И это в большей степени подготовка людей, потому, что они, как правило, повествуют о неотвратимых событиях. Ну и если человек хотя бы будет осведомлен о них, то у него не будет сильной паники и необдуманных действий. Все это, конечно не значит, что нужно сесть в позу лотоса и ждать, пока река пронесет трупы врагов. Вот, как Артем, ожидает что грядет сильный мировой кризис. Он к этому морально готовится, делится своими мыслями. Пророчество это или нет? Как посмотреть. Но если душевно человек будет вооружен против накатывающихся волн, то ему будет несколько легче, чем тот, кого волны застанут врасплох. и шансов пережить это у него будут выше.

    1. Морально подготовиться к травме нельзя, душевно вооружиться нельзя. Можно быть самим собой и стараться достойно жить свою жизнь, не теряя разума и здравого смысла, но тогда пророчества Вам ни к чему.

      1. Спор в какой-либо теме имеет смысл, когда сторона сомневается. Если человек твердо уверен в своей позиции, то 99% что его переубедить не удастся. Вы можете высказать свою точку зрения и дальше просто сэкономить свои силы и энергию, ну а также пену во рту. Потому мы с вами обменялись точками зрения любезностями. С своей стороны я делаю низкий поклон в вашу сторону и касаюсь пола пером своей шляпы. При этом, скорее всего, у каждого из нас в голове одна мысль: «вот же дурень». Безо всякой злобы, просто каждый из нас считает себя чуть более правым и осведомленным.

      2. Это что-то из советской школы, где верная одна точка зрения. В современном мире побеждают команды (а почему? потому что в команде разные мнения), поэтому есть спор, а есть дискуссия.

        Молчать или не дискутировать — это точно утопия.

      3. Так дискутировать имеет смысл, когда тебя слышат хотя бы как-то. А когда люди уверены, что они правы и вместо того, чтобы искать точки соприкосновения, любое отклонение от их «правильного» мнения считают заведомо ошибочным, какие же дискуссии?! 😉 Это еще по ковиду было шикарно видно.

      4. Тут возможно играет еще момент советской практики, что если ты не прав, значит тебя своим мнением подавят. Т.к. люди из других культур не так боятся оказаться неправыми. (ИМХО) Мне порой кажется это какая-то травма.

        P.S. я говорю в том числе и про себя

      5. страх подавления другим мнением присущ более молодым. В зрелом возрасте он уменьшается, а в старости пропадает вовсе.
        Командная работа она успешна, когда изо всех точек зрения выбирается наиболее жизнеспособная, ну или составляется их симбиоз. В любом случае, если в команде два оппонента, которые горло грызут друг другу за свою идею, вряд ли такая команда уживется. Ну и главарь команды будет принимать решение о том, чью идею воплощать. То есть существует человек, который берет риск по принятию решения на себя. Из своей практики могу сказать, что на предыдущем месте работы мы пытались построить обезличенную форму правления. Не получается, нужен человек который будет все-таки делать выбор и браться за штурвал.

    2. Хотя я сам пророчествовал крах сами знаете кого, но не с целью подготовки, а ускорения и удешевления процесса. И как видите до сих пор не все глаза открыли. С другой стороны возможно это было не так уж и бесполезно, как кажется. Должно же конформистов потряхивать, а то они совсем вцепятся в стабильность, без каких-либо сомнений.

      1. «Тот, чье имя нельзя произносить» и «Мальчик, который выжил» 😀

  3. Автомобильные марки это конечно очень плохо. Почему-то я нигде в новостях не слышу сокрушений о том, что около 150000 программистов съебало из страны — повезли свои деньги и мозги в соседние государства, которые оказались поумней и принимают их. Всегда считал, что РФ сильна своими недрами и программистами(и другими образованными людьми). Сейчас минус программисты, удачи хуле. Большинство из них никогда не вернется, к сожалению. Они сейчас почувствовали и ощутили, что абсолютно реально могут уехать из страны, устроятся на новых местах, со временем сменят работу в России на работу в другом государстве и пиздец — вот это будет конец России, тогда уж не до автомобилей будет. Заебутся новых рожать. Охуенная многоходовочка, мудрый президент.

    1. А вот может, именно этот результат и был нужен, может и вправду, наше правительство установлено какими-то рептилоидами и в целях снижения ее статуса в мировом сообществе это все и делается. 😀 Других объяснений у меня нет.

    2. Я-то автомобильный журналист, слежу за авторынком уже в силу инерции, наверное. Плюс ситуация на нём достаточно прозрачная.
      Количество уехавших пока неизвестно, но то, что это громадная потеря для России в длинной перспективе — это факт. Я бы даже шире взял: мобилизация наносит огромный удар по населению в самых разных аспектах. Одни съебались, других загребли, третьи сидят и трясутся, что не повышает трудоспособность. А дети без отцов? Короче, это трагедия во всех смысла, причем сделанная своими же руками. Дождёмся комментариев патриотов, у которых по-прежнему всё заебок.

      1. Да я вообще не в упрек тебе, Артём. Всё понятно, тем более до некоторых что-то может дойти только если они не смогут новое бнв купить.

      2. Вообще, можно так ситуацию развернуть: если ты сильный «патриот», откажись от некошерной продукции тухлого запада, в костер мобильники, ноутбуки, инструмент. Не употребляй в пищу то, что имеет следы западной техники. Боюсь тогда, из одежды останется только пенька, да и той только вокруг шеи, лыко на лапти, да шишки с иголками в качестве еды.

      3. Мне кажется, эти «патриоты» самоустранились, осознав, какие они ебланы конченные. Но и это лучше, чем вообще ничего не осознать.

      4. Боюсь, что они самоустранились лишь потому, что боятся спроса. Так вроде исчез и фиг знает, то ли он уже на передовой с шашкой, то ли из дома воюет.
        В в остальном, думаю, как сидели на своих форумах, так и сидят — «ату их, всех порвём». Ничего они не способны осознать, тут единственный рецепт — если кого-то загребут всё-таки и откроется ему то, что он раньше фейком считал. Но поздно будет. Оттуда уже и не напишешь толком.

      5. Да я и без претензий))) Просто у меня профдеформация в сторону машину, многие другие аспекты, конечно, не так легко даются

  4. Ветка комментариев у Артема бывает интереснее самой заметки. Пожалуйста больше читателей и комментирующих этому журналисту и доброму человеку)

Добавить комментарий для ИльяОтменить ответ