От Renault к Chery. Новая орбита «Сатурна»

Площадка вокруг бывшего автосалона Renault на улице Блюхера заставлена собственно машинами Renault. Но это в каком-то смысле мираж, потому что эти «Логаны» и «Дастеры» — автомобили с пробегом и остатки со склада. А будущее ждет буквально за углом, где припаркованы кроссоверы китайской компании Chery, дилерство которой многолетний партнер Renault, автоцентр «Сатурн», получил в августе.

Теперь на видном месте красуется не Renault Koleos, а Chery Tiggo 7 Pro, на фоне — Tiggo 8 Pro Max

Еще восемь месяцев назад подобное сложно было представить, потому что Renault наряду с Volkswagen и Hyundai-Kia был мощнейшим игроком российского авторынка. Французам принадлежали три полноценных завода в Тольятти (Lada, Renault), Ижевске (Lada) и Москве (Renault), а в ближайшие годы планировалось полностью интегрировать производство АВТОВАЗа в корпоративную систему Renault. То же касалось и дилерской сети: за два десятка лет стороны настолько притерлись друг к другу, что чувствовали запросы и требования друг друга на почти уже интуитивном уровне.

— Когда с нашего автоцентра снимали логотип Renault, знаешь, у меня слезы подступали, — признается коммерческий директор автоцентра «Сатурн» Ирина Мещерякова, когда мы стоим у входа в тот же салон, брендированный уже как Chery.

Renault 4 сослан в угол автосалона, который теперь отдан китайскому бренду

Дух Renault еще никуда не делся: у входа — характерные зеленые кресла, а в углу обнаруживается классический Renault 4: одно время такой же стоял около макета Эйфелевой башни в автосалоне на Копейском шоссе. И пол в автосалоне черный, по стандартам марки Renault, тогда как бренд-бук Chery требует сделать его белым. Эта работа запланирована на ближайшее время, потому что китайская сторона очень настойчива в своих пожеланиях: прошли те времена, когда марки из КНР заходили в Россию стихийно и соглашались делить автосалон с другими брендами. Теперь их запросы в чём-то даже превосходят требования старожилов рынка.

Снимок 2014 года, когда нынешний кризис только зарождался

Для «Сатурна» уход от Renault был вынужденным. Когда стало ясно, что ситуация изменилась безвозвратно, руководство стало искать варианты среди активных марок, а это исключительно китайские бренды (УАЗ и АВТОВАЗ уже есть в портфеле «Сатурна»). Компания уже имела опыт работы с китайским брендом Lifan как раз накануне его окончательного разорения, и этот опыт оказался не слишком удачным, поэтому сейчас к выбору нового партнера подошли тщательно: по совокупности параметров Chery показался наиболее перспективным вариантом, хотя Haval и Geely рассматривались тоже. По итогам сентября Chery стала самым популярным инобрендом России, а в целом китайские марки заняли почти треть рынка — еще пару лет назад их доля не превышала 4–5%.

— Нам же надо было сохранить коллектив и дать людям перспективу, — говорит Ирина Мещерякова. — Поэтому у нас всех очень смешанные чувства: с одной стороны — грусть, с другой — новая надежда.

Скоро внутренняя отделка автосалона изменится под стандарты Chery

В Челябинске уже был дилер Chery — двумя автосалонами владеет компания «Планета Авто» (на улице Братьев Кашириных и Копейском шоссе). Но планы у Chery настолько амбициозные, что они хотят иметь несколько представителей в каждом крупном городе.

— Они настроены очень серьезно, поэтому искали еще дилеров марки в Челябинске, и одним из кандидатов стал «Сатурн» — говорит Ирина Мещерякова. — Chery сейчас максимально активна: мы выиграли тендер в июне, к концу августа уже готовы были работать, и компания выставила нам план продаж на остаток месяца: они не готовы и дня терять.

То есть версия о том, что китайские марки осторожничают, опасаясь санкций, не подтверждается: напротив, они стремятся максимально закрепиться на внезапно опустевшем рынке. Другое дело, что из-за резко возросших цен и общей ситуации на рынке продажи несопоставимы с теми, что обеспечивала Renault. В хорошие времена «Сатурн» передавал покупателям по 5–8 автомобилей в сутки, в случае с Chery планы в разы ниже. Но это неудивительно: Chery Tiggo 4 Pro, самая доступная модель марки, стоит сейчас примерно как Renault Koleos несколько лет назад, а «Колеос», по сути, был флагманом марки в России. Другое дело, что альтернативы сегодня практически нет, и, как это ни печально, тот же Chery Tiggo 4 Pro является одной из самых доступных иномарок — по крайней мере, из тех, которые поставляются в Россию полноценно.

Попутно я протестировал новый Chery Tiggo 4 Pro: репортаж выйдет в ближайшие дни. Его цена находится в диапазоне 1,7–2,24 миллиона рублей без учета скидок

Chery наладила ввоз автомобилей напрямую из Китая по железной дороге, и дефицита автомобилей не чувствуется, хотя нет и переизбытка: в «Сатурне» говорят, что поставки лишь чуть выше плана продаж. Переход на Chery позволил сохранить и коллектив, в том числе сервиса и кузовного цеха, и сотрудники уже прошли обучение по работе с новой маркой.

Каковы ожидания от будущего? Они двойственные, отвечает Ирина Мещерякова. С одной стороны, китайские марки радикально прибавили в качестве и уровне машин, их стремительная экспансия началась еще до нынешнего кризиса, и сегодня все три крупнейших автохолдинга Челябинска — «Регинас», «Планета Авто» и «Сатурн» — имеют в арсенале китайские бренды. И пусть требуется время, чтобы понять китайскую культуру ведения бизнеса, в новых партнерах чувствуется настрой добиться серьезных результатов, а это уже полдела.

Но вот сама атмосфера на российском автомобильном рынке сейчас депрессивная: в прошлом году его одолевал микропроцессорный кризис, потом — резкий рост цен и сбои поставок. Очередной спад наблюдался в конце сентября 2022 года.

Автосалон на улице Блюхера

Впрочем, челябинский автобизнес родился в разгар девяностых, и все крупные холдинги берут свои истоки в тех смутных временах. Я слышал этот тезис и от руководителей других автоцентров: мол, пережили 98-й год, пережили 2008-й. Поэтому и «Сатурн» надеется, что нынешние события открывают новую главу в истории автобизнеса, но какой она будет, пока не представляет никто. И годы сотрудничества с Renault вспоминают с теплотой.

На площадке рядом с автосалоном еще стоят автомобили Renault, но к концу года запасов новых машин почти не останется

3 Comments

  1. Все это мне напоминает выборы в СССР…голосование есть, а выбора нет. И если каждый дилер взамен ушедшей марки возьмет себе в портфель китайский бренд это не вернет ему прежней маржи, если вообще что то вернет. У нас в Тюмени на вскидку салонов 20, и если в каждом теперь выставить Черри или Чанган с Джили, то пропорция к ранее проданным автомобилям ни как не будет прежней. Если, к примеру, раньше продавалось в сутки в городе 100 автомобилей разных марок, то я сомневаюсь, что за эту же единицу отсчета продастся такое же количество Черри и Чанганов, да и люди не готовы покупать данные бренды и даже не в силу качества. Ну не хочу я себе китайца, вот никакого…даже если он будет как Панамера, это внутреннее НО иррационально и имеет место, не надо с ним бороться!!! Это равносильно тому что сказать что Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович не такие уж плохие ребята в сравнении с Тони Блэром и Жаком Шираком (условно). Да и время нынче явно не подогревает спрос, и хмарь на душе и в кармане смутное время… В общем отношусь к этому просто как к последней соломинке для дилерских центров перед неминуемой смертью, которая случится через 6-12 месяцев вне зависимости от того насколько поменяет направление политический флюгер не только в стране, но и в мире.

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ