Опыт с Ивановым

Алексей Иванов и Юлия Зайцева. Сейчас основная активность направлена на продвижение «Сердца Пармы»

Рассказывал уже, но подытожу историю.

Прошлой осенью ко мне обратилась продюсер писателя Алексея Иванова и единственный в России успешный литературный агент Юлия Зайцева. У неё была идея сделать путеводитель для автопутешествий по местам и маршрутам, которые фигурируют в обширной библиографии Алексея Иванова. Она набирала команду исполнителей из регионов, близких к ивановским местам. Ей понравились мои посты об Урале, мы созвонились и она предложила взять на себя описания Челябинской области: Аркаим, Магнитогорск, Верхнеуральск, Троицк и так далее. Я, конечно, с большим энтузиазмом и гордостью согласился. Любопытный проект, серьёзные люди.

Работа оказалась довольно напряжённой, например, нужно было составлять большие таблицы маршрутов, указывая все нюансы, включая список гостиниц, ресторанов и достопримечательности с резюме.  Но погорел я не на этом. На каждый город требовалась визитка, написанная в ивановском стиле. Для примера Юлия прислал мне работы других авторов, и в одном тексте была такая фраза: «А снизу — хтонические топи соленых палеозойских болот, сотни километров калийных шахт с разноцветными сводами и железные шипастые динозавры и звероящеры, прогрызающие себе путь в толще соли». Я уточнил, точно ли нужно писать вот прям так, со звероящерами? Точно. Окей.

Я попытался. Один маршрут мы даже согласовали. Вот, например, фрагмент про наш город:

«ЧЕЛЯБИНСК. Главная достопримечательность Челябинска — реликтовый бор — проедает город чуть ли не до центра, как напоминание, что Урал — это не только заводы. Когда-то Челябинск был охранной крепостью, воздвигнутой на башкирских землях из таких же сосен, а «железный век», когда ковался новый Урал, Челябинск провёл в неге торгово-ремесленного города. На его гербе не наковальня с молотом, а верблюд, символ караванщика. В конце XIX века пузырь его провинциальности вскрыла железная дорога, часть Транссибирской магистрали, но настоящий расцвет пришёл с волной индустриализации и массовой эвакуации заводов. С тех пор красные директора делали план, посыпая сажей типовую застройку рабочих районов, топя город в промзонах, обнося его градирнями и решётками труб. Пережив метеорит и устав от дымного привкуса, Челябинск ищет себя заново, ведёт экологический торг с заводами, строит набережные и вновь осознаёт прелесть своего положения, как города на смычке торговых путей, климатических зон и культур. Но осознание себя даётся через боль, и Челябинск никак не может решить, то ли он по-прежнему Селябе (по-башкирски — яма), то ли солнцеподобный Челеби, город больших возможностей».

Но когда дошло дело до второго маршрута, честно скажу, я потух. Я писал, Иванов смотрел, переписывал, я никак не мог уловить, в какую сторону повернётся его мысль. Он гораздо более эрудирован и опытен, но также я понял, что вынужден безнадёжно ломать себя, занимаясь имитацией стиля, который ко мне не прилипает. И к началу декабря прошлого года, как раз к поездке с Renault, я извинился и сказал, что являюсь, вероятно, не тем человеком, который им нужен. Я получил гонорар (10 тысяч) и чёткое осознание, что хочу писать сам, а не дописывать за другими. Что мне это прям принципиально.

Афиша презентации одной из книг серии

Ровно год назад, 7 декабря, мы были в Выксе, металлургическом городке Нижегородской области. Было холодно, хмуро, к тому же я заболел и пребывал в подавленном состоянии. Вечером я даже ушёл с какой-то промозглой экскурсии по городу, и пока возвращался в отель, для согрева стал думать над сюжетом собственной книги — той, где атомная станция взрывается не в Чернобыле, а на Урале. И мне сразу стало теплее и радостней (извращенец, да). Плюс незакрытый гештальт с Ивановым привёл к тому, что я сразу задумал книгу как большое путешествие по Южному Уралу, в котором можно показать и его природу, и менталитет, но уже по-своему. Я понимаю, рискованно тягаться с мастодонтами, но мне нравится вызов. 

Месяц я собирал материал, с Нового года сел писать, ну, а дальнейшее вы знаете: началась война, в сюжете появилась Орда… Так родился роман «Чезар».

Я планирую беззастенчиво украсть идею и со временем проехать маршрут героев в реальности. Я был во всех локациях, кроме Тирляна, но не ездил именно тем путём, что описан. Впрочем, он довольно длинный и местами экстремальный.

9 Comments

  1. Добрый вечер, Артём, забавный пост в том смысле, что вероятно крутой творческий человек навязывает явно вычурный и трудночитаемый стиль. По мне — так Ваши тексты и описания гораздо естественнее и привлекательнее. Удачи в замыслах!

    1. Спасибо, Олег! Мне, честно говоря, тоже стиль показался слишком велеречивым, я больше на Ремарке воспитан и Довлатове, мне бы что-нибудь попроще, но пометче 😀

  2. Поздравляю с новым романом.
    Я, честно говоря, до сих пор не понимаю, как у людей может получиться написать что-то более длинное чем анекдот:)
    Ещё раз поздравляю!

    1. Серёга, спасибо за поздравление. Ты просто пишешь анекдоты каждый день без выходных, а потом склеиваешь их в длинную ленту и говоришь: вот, роман )))

  3. Не знаю почему вдруг Иванов мастодонт, тогда уж давайте Донцову в мастодонты перед ним запишем. По-моему попал человек в нишу, придумал эдакий наш вестерн да еще и величия добавил.

    P.S. если что «Сердце Пармы» до середины дочитал, не понял что там интересного и бросил.

    1. P.S. в маршрут тогда уж неплохо Мурадымовское ущелье добавить (бонусом вне книги)

    2. Если говорить о вкусах, то мне творчество Иваново также не близко (что, собственно, и ограничило мои возможности подражать его стилю). Например, одно из его самых ярких произведений «Географ глобус пропил» мне не зашло просто потому, что главный герой Служкин для меня выглядит полным мудаком, а это бросает тень на всё прочее. Ну, а его исторические вещи я не читал, не совсем это мой жанр.

      А мастадонт он по той причине, что из современных российских писателей является одним из самых читаемых и экранизируемых.

      В остальном я к нему, скорее, критичен.

  4. Артем, всегда отдельным жанром выделял твои этнографические очерки.
    Может, сказывается близость мест, которые ты описываешь, но, честно говоря, мне они заходят на 100%. Всегда отдельное удовольствие — их читать.

    1. Спасибо! Хорошо бы новый летний сезон прошёл в атмосфере, когда хочется ездить и писать про родной край, а то в этом году, честно говоря, настроения вообще не было (по сути, всё в роман ушло). Всё же азарт есть, когда видишь перспективу, а в этом году всё время был вопрос: а вот это всё будет ещё важно через год-два? (ок, я субъективен, но писанина вся такая, идёт от эмоции)

Добавить комментарий для СерёгинОтменить ответ