Страсти по Худякова

Главным дорожным проектом минувшего года стоит признать расширение улицы Худякова: он и масштабный, и уж точно самый обсуждаемый. Идея оформилась весной, очень быстро её согласовали на всех уровнях, в июле стартовали работы, а уже к концу года шестиполосная проезжая часть была готова. Оправданы ли жертвы, ведь для проведения работ пришлось снести несколько десятков деревьев на самой границе городского бора? Я проехался по улице в разгар предновогодних пробок, чтобы понять, насколько сработал этот проект.

Проблемы «лесного» участка улицы Худякова чувствовались много лет и обострились в начале 2022 года. В часы пик движение здесь ежедневно регулировали инспекторы ДПС, а пробки закупоривали примыкающую улицу Лесопарковая, Университетскую набережную и плотину. Проблема участка заключалась в неравномерной ширине: со стороны плотины идёт слияние восьми полос (в обе стороны), со стороны Лесопарковой улица Худякова имеет шесть полос. Сам же перегон вдоль городского бора был четырёхполосным, поэтому пробка собиралась в сужающейся части улицы со стороны центра, из-за чего блокировалась улица Лесопарковая. Похожей была ситуация в обратном направлении.

Весна 2022 года: на снимке хорошо видно, как суммируются потоки на Худякова возле плотины

Проблемы при расширении Худякова создавала близость деревьев к проезжей части, поэтому идею много раз отправляли на полку. Однако прошлой весной власти города всё же решились на расширение. Из нескольких проектов выбрали тот, что предполагал минимальный ущерб деревьям. Проезжую часть нарастили с обеих сторон и в сумме её ширина прибавила 4,8 метра. Это позволило разметить участок шестью полосами, из которых крайние имеют ширину 3,75 метра под автобусы, а средние — 3,25 метра. Стоимость работ составила 314 млн рублей.

Расстояние до границ бора от проезжей части Худякова перед расширением

А что же бор? До его границы с южной стороны оставалось 6,2 метра, с северной — 16,2 метра, то есть увеличение проезжей части с каждой стороны на 2,4 метра позволило не трогать землю особо охраняемых территорий. Но всё равно пришлось снести несколько десятков деревьев, а корни многих были повреждены при прокладке коммуникаций. Власти обещали компенсировать ущерб за счёт новых деревьев, и первые 77 из 139 сосен были высажены в конце года. По официальной информации во время работ снесли 22 дерева (вот как это было).

При прокладке коммуникаций повредили корни десятков растений

Я проехал по обновлённому участку в предновогодние часы пик, и, по первым впечатлениям, он движется бодрее. Утром, например, пробка набухает на Университетской набережной перед мостом в районе Благодатово, но после пересечения с Худякова движение становится рабочим. Пропускной способности хватает и дальше, где Худякова вливается в улицу Доватора. Похожая ситуация наблюдается с обратной стороны.

Были проведены и другие работы, например, изменили регулировку светофоров, а летом обновили асфальт на плотине. В ближайших планах — превращение кругового перекрёстка за плотиной в Т-образный с рукавами для поворота направо и отдельным выездом со стороны улицы Прибрежной.

Кольцо за плотиной превратят в Т-образный перекрёсток

Из более глобальных планов: новая дорога от поселка Северный до Новоградского тракта, которая, по замыслу, позволит жителям западных посёлков ездить в северную часть города без заезда на плотину.

Новая дорога соединит посёлок Северный с Новоградским трактом

Ещё интереснее проект продления улицы Братьев Кашириных до её слияния с дорогами, ведущими в направлении западных посёлков. Работы пока в стадии планирования: улица пройдет вблизи коттеджных посёлков, что, вероятно, потребует множества согласований.

От идеи велопешеходного моста в районе Обкомовской дороги (идёт через бор) власти отказались, посчитав его слишком дорогим. Не будет на Худякова и реверсивного движения, о котором говорили несколько лет назад: по словам авторов нынешнего проекта, реверсивные полосы требовали слишком большой ширины проезжей части.

В хорошую погоду увеличивается поток велосипедистов и пешеходов по Обкомовской дороге

Пока неясно, надолго ли хватит эффекта от расширения Худякова, поскольку западный берег Шершней продолжает застраиваться, и в 2021 году здесь заложили жилой массив общей площадью 500 тысяч квадратных метров. Очередной проект был анонсирован в начале 2022 года. Мэрия говорит, что расширение Худякова увеличило пропускную способность на 17% с 3600 до 4200 автомобилей в час. При этом, по оценкам, только в ближайшие годы на западном берегу поселятся до 8000 новых автомобилистов. И даже если они не будут ездить в час пик одновременно, часть позитивного эффекта может быть нивелирована.

Устранение узкого места позволило снизить хаотичность потока

Власти города считают, что компенсировать эти явления должны новые проекты, включая продление улицы Братьев Кашириных. Кроме того, при движения от западных посёлков узким местом является четырёхполосная плотина, которая как бы защищает расширенную Худякова от избыточной нагрузки. Отдельные вопросы связны с общественным транспортом: в течение прошлого года власти корректировали маршруты, а в перспективе правый ряд улицы Худякова может быть отдан под выделенные полосы для автобусов.

Помимо транспортной доступности жители западных посёлков жалуются на серьёзный энергодефицит, из-за чего напряжение в их домах составляет 120-170 В против нормальных 220-230 В. Проблема касается практически всего Сосновского района, например, части посёлка Терема. Дефицит электроэнергии обострён отсутствие полноценной газификации многих посёлков, и губернатор Алексей Текслер заявил, что принципиально вопрос с газом решён, осталось лишь дождаться исполнения.

А у защитников городского бора есть как минимум ещё одна болевая точка: территория около спорткомплекса «Полёт», которую огородили забором. В 2020 году о строительстве на этих землях заговорили в очередной раз. Это вылилось в скандал, общественники пытались оспорить проект в суде, но суд отказал.

5 Comments

    1. Да мне изначально казалось, что этот проект пронизан чиновничьим интересом, им очень хотелось поскорее его сделать, отсюда какие-то невероятные темпы согласования и исполнения. Сейчас ситуация действительно стала как будто лучше, но у меня есть как минимум пара сомнений. 1. Меня не оставляет подозрение, что пробки там были организованы искусственно за счёт тупой регулировки светофоров и вывода регулировщиков (которые автоматически увеличивают пробки). Расширение провели одновременно с изменением регулировки, и сложно сказать, что сказалось сильнее. 2. Насколько хватит эффекта от этого расширения при таких темпах застройки?

      В принципе, в интересе западных застройщиков в этом проекте, считаю, ничего зазорного нет, потому что застройщик должен думать о транспортной доступности. Тут, скорее, вопросы к городским властям, которые допускают бездумную застройку, а потом решают проблемы по факту, компромиссными средствами, впопыхах

      1. Недавно смотрел одного интересного математика — Саватеева. Человек с опытом, интересно послушать. так вот, он говорил по поводу пробок, что дороги это, по-сути, разделяемая конкурентная среда. Какие бы дороги ни создавались, как бы идеально они ни проектировались, пробки все равно будут. Если происходит увеличение разделяемого ресурса, появляется больше пользователей этого ресурса. Парадокс: меньше пробок-больше пробок. Ну это так, больше философия)))

      2. Это как эффект винчестера: какой объем не покупай, всё равно забьётся. Но всё же есть разница, когда диск большой или маленький, с большим больше манёвра)) Дело, наверное, не в том, что асфальта должно быть очень много, скорее, важно не допускать появления узких мест, чтобы КПД дорожной сети был высоким. Лет 20 назад, когда машин было ещё меньше, уехать с Северо-Запада Челябинска было очень сложно, потом Юревич с его дорожной революцией часть узких мест расшил и ситуация нормализовалась. Не то что сейчас пробок нет, но всё же они «рабочие», то есть более менее понятные и движущиеся.

      3. Ну да, здесь же не только количество асфальта имеет место. Доступность к индивидуальному транспорту. Если у населения нет денег на машины, то пробок меньше. Но тогда и площадь асфальта меньше: зачем его плодить, если пользователей мало. Это клевая для водителя ситуация, в первый момент времени, когда транспортная сеть строилась на мегаполис, а внезапно пользователей осталось тысяч 100. Эгей! Но постепенно произойдет сокращение и разрушение дорог, то есть, ситуация отрегулируется.

Добавить комментарий для KoreezОтменить ответ