Предвкушая Last of us

Вышел первый эпизод сериал The Last of us (Последний из нас), который уже прочат в лучшие сериалы года. Пока не буду смотреть, потому что финальная серия выйдет аж 12 марта, а хочется проглотить целиком, поэтому в качестве затравки расскажу об игре, по которой снят сериал, ибо это лучшее, что я видел в этом жанре.

Сначала пару слов о сериале. Его сделала студия HBO, и отзывы первых критиков восторженные, потому что авторы бережно работали с наследием игры, сохранив по большей части сюжет, атмосферу и, главное, химию двух героев — крепкого мужика Джоэла и подростка Элли, которую он сопровождает в качестве телохранителя через постапокалиптическую Америку. Кое-что авторы сериала добавили от себя, но вроде бы удачно, и критики особенно хвалят третью серию, в которой, видимо, фильм слегка отходит от игровой канвы.

Сама по себе игра очень кинематографична, и помимо непосредственно хождения, собирания лута и стрельбы в ней много кат-сцен (кинематографических врезок), поэтому персонажи и характеры получились рельефными. Я играл в неё после прохождения Metro Exodus — российского шутера с неплохой графикой по книгам Глуховского, но с один изъяном: у «Метро» тошнотворно тупой сюжет, деревянные персонажи и клишированные диалоги (все негодяи разговаривают на какой-то пародии блатного языка «Эй, падла, я тебя уработаю, сука»).  На этом фоне Last of Us сразу выглядел шедевром, потому что с первых сцен, с харизмы Джоэла и понятной мотивации героев он вызывает эмоциональную сцепку. Может быть, по меркам большого кино сюжет достаточно очевиден (думаю, в сериале его усложнили), но на этот простой каркас авторы наслоили так много страшных и тёплых эмоций, что история выглядит цельной, близкой, интересной.

В игре много мелких трогательных диалогов: вот Джоэл рассказывает Элли, что в 2013 году смотрел этот фильм

Механика игры незатейлива: ты бегаешь за Джоэла (иногда за Элли), собираешь ресурсы, пролезаешь в разные зданий, истребляешь зомби и бандитов всеми доступными способами, от рукопашного боя до стрельбы из снайперской винтовки. Но войнушка отходит на второй план, потому что это не игра на реакцию или боевую стратегию — это именно кусок переживаний чужой, жутковатой, но по-своему привлекательной жизни.

Джоэл — мужчина средних лет, в начале зомби-апокалипсиса потерявший дочь, поэтому прикипевший в Элли. Он прагматчен, рассудителен, надёжен и силён: архитипичный защитник. Элли имеет иммунитет от заражения, но выросла в разгар апокалипсиса и для неё происходящее — это более-менее нормальная жизнь. Она строптива и бесстрашна, и её взаимодействие с Джоэлом — это типичная перекличка поколений, буйной и принципиальной молодости и разумной зрелости.

Для меня половина удовольствия от игры — чисто эстетическая (я же обожаю брошенные здания). В игре невероятное внимание к деталям, она визуально насыщенная, пугающе достоверная. Порой ходишь по брошенным домам и просто разглядываешь планировку, интерьеры, фотографии на стенах (примерно так это выглядит, смотреть в HD). Или заходишь в пустой офис и видишь доску с диаграммой роста компании, видимо, не случившимся. Или попадаешь в гостиницу, где когда-то люди хорошо проводили время, а там ветер гуляет. Кстати, игра порождает массу тянущих рефлексий, насколько шикарно мы жили и как легко и безвозвратно это можно потерять. Джоэл знает об этом, Элли уже нет: для неё жизнь (и своя, в том числе) не бог весть какая ценность.

Когда я впервые узнал о съемках сериала, то обрадовался, потому что если уж снимают какую-то тупь по Mortal Combat, то Last of us однозначно заслуживает места в большом кино. Но был и страх, что снимут тяп-ляп, потому что игра популярна и можно просто капитализировать бренд. Но пока критики едины во мнении, что как минимум авторы сериала не испортили дух игры и подошли основательно, а потому зрелище получилось интересным как для фанатов, так и для тех, кто никогда не играл. Для вторых вроде бы даже больше, потому что одна из критических оценок связана как раз с дотошным повторением игровых кат-сцен.

Я проходил Last of us дважды, и второй раз кайфанул больше, потому что уже почти не отвлекался на сложности борьбы с зомби и просто погружался в сюжет и картинку.

У Last of us есть вторая часть (которую прохожу второй раз сейчас), но по сюжету она абсолютно никакая, затянутая и спорная. В качестве мотива персонажей на первый план выведена месть, причём в иррациональном виде. Уже в начале игры понятно, что в условиях апокалипсиса месть является бессмысленной роскошью, и часов через 40 очень затянутого повествования авторы как бы приводят тебя к этой идее. Почему играю? Из-за ещё более невероятных пейзажей. Гибнущий мир продуман до мелочей, где-то он законсервировался, где-то порос мхом, и картинка никогда не бывает типовой — ты часами идёшь и всё время видишь что-то невероятное. Зацените маленький фрагмент.

 

6 Comments

  1. Добрый день, Артем! С Вашей подачи, как кстати много довольно чего, запал на эту игру, точнее содействие — сопереживание. Эффект погружения действительно потрясающий. Окружающий мир поражает подробностями, он настоящий. И, конечно, не оставляет ощущение тонкости нашего бытия — как практически мгновенно все может поменяться принципиально. На природе я уже давно присматриваюсь: вот здесь удобно было бы спрятаться, а вот отсюда очень удобно вести обстрел. Вот такая деформация сознания. Или тренировка?

    1. Олег, здравствуйте! Прикольно) Я, кстати, думаю, что за играми будущее — скоро они станут эко-системами, которые придут на смену соцсетей, кино и живого общения (не заменят, но потеснят).

      >>> И, конечно, не оставляет ощущение тонкости нашего бытия — как практически мгновенно все может поменяться принципиально. На природе я уже давно присматриваюсь: вот здесь удобно было бы спрятаться, а вот отсюда очень удобно вести обстрел. Вот такая деформация сознания. Или тренировка?

      Есть такое)))) Я когда на праздниках слишком долго играю, выхожу потом из дома, жмусь к стенам, прячусь за стволами и собираю всё, что блестит.
      И в 2022-2023 году, играя, я ещё сильнее ощущал атмосферу безвозвратной печали в этой игре. В хорошие времена она была всё же некой абстракцией, так, пощекотать нервы. А в этот раз прохожу и часто залипаю на какой-то сцене от чувства, которое Джоэл должен испытывать: тоски по такому благополучному миру с детскими игрушками, широкоформатными телеками, уютными спальнями. И ты как бы помнишь их, но чувствуешь безвозвратность потери, и думаешь: зачем вообще я это помню? Уж лучше уйти в лес и жить, как будто ничего и не было.
      А во второй части есть сцена-флешбэк, где Джоэл приводит Элли в космический музей, очень трогательная. И смотришь и думаешь: ребята, а при таком уровне разрухи вам до полётов в космос теперь — лет двести. И ради чего вы пытаетесь выжить? Хотя и вроде и понятно, но мысли всё равно есть: мол, царапаются, бьются, а человечество уже сыграло финальный аккорд, остался только отзвук.

      1. Скорее всего, попади мы в подобную ситуацию, цеплялись бы за все возможности выжить, по крайней мере так мне из нашей жизни кажется. А до второй части пока не дошел.

      2. Конечно, в пылу борьбы за выживание и был бы смысл. Просто та сцена про космос — она такая созерцательная, настраивает на более глобальные мысли о человечестве вообще. А так игра и хороша тем, что несмотря на весь апокалипсис, чувствуешь теплоту отношений героев. Мне очень линия с Сэмом (негритёнком) нравиться, очень драматичная.

        А на вторую часть надо настроится. Она местами прям капец как затянуты, кат-сцены, блин, словно Джеймс Кэмерон Аватара снимает. И местами думаешь: ну вот, конец близко, а там ба-бах — и ещё квест часов на десять. )))

  2. Напоминает роман Дорога
    Кормака Маккарти. Который когда-то прочел после комплимента о нём от Джереми Кларксона. По нему, кстати, тоже фильм сняли неплохой. У друга пробовал играть в эту игру на PS. Толи я стар душой уже, как-то вообще не зацепило.

    1. Не читал, но фильм «Дорога» смотрел, по атмосфере и исходным данным действительно весьма похоже. Думаю, сюжет «Последнего из нас» вообще не претендует на библейскую свежесть, особенно с точки зрения литературы и кино (с играми планка пониже).
      А игра, конечно, имеет определённые условности, под настроение. Опять же она 2013 года, в то время, наверное, она прорывом во многих областях выглядела, сейчас уже есть игры с ещё более крутой графикой. Но поскольку я любитель бродить по заброшенным мирам, мне она ещё и этим аспектом понравилась

Добавить комментарий для ОлегОтменить ответ