Завод VW в Калуге продают дилерскому холдингу

На калужском заводе VW я был дважды. Вот фотоотчёт ещё на старом блоге

Дилерский холдинг «Авилон» стал главным претендентам на покупку завода Volkswagen в Калуге, и сделку могут анонсировать уже 3 марта, пишет РБК. До февраля прошлого года на заводе делали лифтбеки Volkswagen Polo и Skoda Rapid, а также кроссовер Volkswagen Tiguan, но производство остановили еще весной 2022 года из-за невозможности наладить поставку компонентов. Volkswagen официально не поддержал уход из России, но производство и поставка новых моделей не восстановлены, а разговоры о продаже завода идут уже не менее полугода.

«Авилон» входит в топ-10 российских автодилеров по объему выручки (данные Forbes), и имеет в портфеле дилерство марки Volkswagen. В последние месяцы холдинг прославился тем, что наладил поставки почти всего модельного ряда Volkswagen из КНР в режиме параллельного импорта, включая и линейку бюджетных моделей Jetta. Интересно, что, по данным газеты Handelsblatt, немецкий концерн пытается заблокировать подобные схемы, запретив отгрузку автомобилей Volkswagen и Jetta как самим производителям (в Китае это SAIC и FAW), так и китайским дилерам. Это не исключает притока таких машин в Россию через посредничество частных лиц, но такая схема сложнее и рискованней, поэтому не позволяет ввозить большие партии автомобилей.

Завод был одним из самых крупных автосборщиков России, а VW считался главным инвестором русавтопрома, опережая по объёмам вливаний даже Renault

Завод Volkswagen в Калуге запущен в 2007 году и первое время производил автомобили методом крупноузловой сборки, включая и некоторые модели Audi. В 2009-м он перешел на режим полного цикла со штамповкой, сваркой и окраской кузовов. Процесс отличался высокой степенью локализации: например, для кузовных панелей Volkswagen Polo использовался российский стальной прокат. Мощность производства составляла до 225 тысяч машин в год, что делало завод одним из самых крупных предприятий такого рода в России. Но в последние годы по разным причинам выпуск был ниже: в 2021-м было собрано 118 тысяч машин. Также в Калуге действовал моторный завод VW, который делал моторы 1.6 MPI и готовился к локализации двигателя 1.4 TSI.

Skoda Rapid второго поколения выпускался в Калуге. Автомобиль был так удачен, что второй Volkswagen Polo для России стал почти полной его копией (тоже лифтбэк)

В числе претендентов на российский актив Volkswagen называлась также АФК «Система» и казахстанский холдинг «Азия-Авто», причем в обоих случаях прицел был на возобновление выпуска родных для предприятия моделей, то есть «Фольксвагенов».

Идет ли речь о том, что и «Авилон» перезапустит сборку Volkswagen в Калуге? Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин категорически заявляет: нет, не идет. Предположить, что именно они будут выпускать и будут ли вообще, по его словам, пока невозможно, но это точно не машины немецкого бренда. Собственно, это вполне очевидно, потому что при наличии такой возможности ей бы воспользовался сам Volkswagen, который официально не заявлял об уходе из России.

На заводе варили кузов, начиная от самых мелких деталей. Штамповали их также в России из череповецкого проката

Антон Шапарин приводит в пример другой завод, выкупленный по схожей схеме: это бывшее предприятие Mercedes в Подмосковье, которое в октябре продали компании «Автодом», дистрибьютору немецкой марки в России. До сих пор нет ясности, вернется ли завод к выпуску автомобилей, когда и каких именно. Кстати, «Авилон» называли в числе претендентов на покупку и завода Mercedes.

Впрочем, большого выбора у заводов, оставленных ушедшими марами, сегодня нет: все они полагаются исключительно на китайских партнеров. На бывшем предприятии Renault в Москве собирают JAC JS4 под маркой «Москвич», коммерческие «Джаки» делаются на заводе Sollers в Татарстане, на китайскую марку Kaiyi пересел «Автотор», АВТОВАЗ же планирует наладить выпуск машин из КНР на бывшем заводе Nissan под Петербургом.

Не исключено, что российский владелец завода в Калуге сделает ставку на продукцию концернов FAW и SAIC, которые имеют совместные предприятия с Volkswagen и хорошо знают используемое им оборудование и технологии. Но даже в этом случае речь вряд ли идет о моделях на немецких платформах.

Ранее концерн Volkswagen отказался от сборки автомобилей на нижегородском ГАЗе: здесь делали Skoda Octavia, Karoq, Kodiaq, а также Volkswagen Taos.

А вот здесь отчёт с первой поездки на завод.

Добавить комментарий