Почему бьются возле «Академа», и при чём здесь тросовые ограждения

Университетская набережная в районе пересечения с Наркома Малышева имеет тросовые ограждения. Не в них ли причина аварийности, ведь они перекрывают обзор?

В октябре прошлого года на пересечении Университетской набережной и улицы Наркома Малышева разобрали тросовое ограждение и сделали регулируемый перекрёсток. Это казалось вполне логичным: утром из «Академа» выезжает большой поток машин, и возможность поворачивать налево на Университетскую набережную сильно разгружает соседние узлы. Перекрёсток на первый взгляд незатейливый: светофор работает в двух фазах, переход через широкую Университетскую набережную есть только с одной стороны, в середине — островок безопасности. А ещё есть тросовые разделители. Но перекрёсток тут же стал очагом аварийности, и я поехал на место, чтобы понять, а что с ним не так?

Рядом есть несколько детсадов, школа (ОЦ7) и университет. Через перекрёсток ходит много детей и подростков

Мелкие аварии, по словам местных жителей, происходят почти ежедневно, но случают и крупные. Через месяц после запуска светофора здесь произошло массовое ДТП, в феврале 2023 года сбили девушку, а ещё через две недели случилось нашумевшее ДТП: BMW X5 снёс выезжавший с Малышева Hyundai Solaris, водитель которого погиб.

Hyndai выезжал на Университетскую Набережную по Наркома Малышева со стороны реки Миасс и получил удар в левый борт

Перекрёсток кажется абсолютно простым. Светофор здесь предсказуемо настроен пропускать поток по Университетской набережной, зелёный для которой горит более 80 секунд из 120 секунд цикла. В оставшееся время машины выезжают с Наркома Малышева, которая похожа на дворовый проезд.

Вид на перекрёсток со стороны реки Миасс. Наркома Малышева здесь пока грунтовая. Отсюда и выезжал Hyundai Solaris, попавший под BMW

Однако есть и проблемы, и самая очевидная — это скоростной режим на Университетской набережной. Лет десять назад, до плотной застройки, улица воспринималась многими как загородное шоссе, и в те годы сформировалась привычка ездить здесь быстро: поток держал 80 км/час (при лимите 60 км/час), а отдельные таланты умудрялись давить по 120 км/час и выше. Излюбленным приёмом было резкое ускорение на мигающий зелёный, так что улица в принципе была потенциально опасной. Сейчас из-за появления новых светофоров, камер и повышения плотности потока скорости упали, но в любом случае встречаются сверхбыстрые машины. И, кстати, в двух описанных выше ДТП одна из машин ехала с превышением скорости, насколько можно судить по видеозаписям.

Широкая и некогда полупустая Университетская набережная сформировала у водителей привычку ездить быстро

Трафик по Университетской набережной идёт порционно, поэтому временами улица пустеет, создавая обманчивое впечатление спокойствия. Пешеходы сигают здесь на красный свет.

Товарищ в капюшоне (а, возможно, и в наушниках) поленился подождать 16 секунд

А ещё здесь есть тросовые ограждения, которые «прозрачны» при виде сбоку, но превращаются в почти сплошной забор, если смотреть под острым углом. Поскольку поворот налево здесь разрешён во всех направлениях, не исключено, что тросовые «жалюзи» осложняют восприятие обстановки. Вот несколько фотографий.

Снимок сделан примерно с высоты водителя, сидящего за рулём. Дальние машины скрываются за барьером
В направлении Шершней Университетская набережная изгибается
Обзор дополнительно перекрывают знаки. Видите несущийся навстречу Ford Focus?
А это вид через лобовое стекло автомобиля при подъезде к перекрёстку со стороны Шершней
При повороте налево закрывают обзор встречные машины. С учётом высоких скоростей, манёвр получается рискованным. Водители позади нервничают и сигналят

Водители в любом случае обязаны соблюдать правила и при поворотах налево убеждаться, что не подставляются под встречную машину. Однако левые повороты на столь широких пересечениях считаются небезопасными, поэтому на многих перекрёстках для них отводят отдельную фазу светофора, как, например, на опасном пересечении Кашириных и Молодогвардейцев. Но это существенно урезает время горения зелёного, что может повлечь возникновение пробок на Университетской набережной (впрочем, этот момент нужно просчитывать).

Улица Наркома Малышева когда-то была дворовым проездом, но в 2021 году стала сквозной, соединив Кашириных с Университетской набережной

В последние два года изменился и статус улицы Наркома Малышева, что увеличило трафик. Изначально она была разбитой грунтовой дорогой, и даже после её реконструкции в 2021 году выехать на Университетскую набережную можно было только направо. Это почти исключало сквозное движение по Малышева через «Академ», ведь конфигурация прилегающих улиц позволяла разве что кружить по ним. Но, разрешив поворот с Наркома Малышева налево, дорожники сделали её привлекательной, например, при объезде утренних пробок на Кашириных.

Теперь по Наркома Малышева можно поворачивать и направо, и налево. Плюс здесь приличный поток пешеходов, так что в часы пик возникает нервозность

Ну, и добавлю ещё один мелкий фактор: вдоль улицы Наркома Малышева множество парковок, на которых ночуют машины, так что иные водители наверняка выезжают полусонными. А быстрая Университетская набережная требует сосредоточенности и спокойствия.

Даже сейчас, когда трафик стал довольно плотным, находятся чемпионы, которые стремятся сделать всех на светофоре или успеть на зелёный

Подытожим. Аварийность перекрёстка, вероятно, объясняется сочетанием факторов: возросшим трафиком по Наркома Малышева, нарушениями скоростного режима на Университетской набережной и ограниченной обзорностью, в том числе из-за знаков и тросовых ограждений. Впрочем, я бы не преувеличивал последний фактор, тем более, ограждения уже неоднократно спасали от более тяжелых ДТП. Например, они поймали BMW X5, который после удара в Solaris мог уйти на встречную полосу.

BMW X5 уничтожил ограждение, но остался на своей половине дороги

1 Comment

  1. причина ДТП — несоблюдение ПДД. причина несоблюдения ПДД — дебильные водители. тросовые разделители здесь не при чем.

Добавить комментарий для ТотЧувачокОтменить ответ