В Челябинской области потратят 200+ млн рублей на систему «умный город»

«Умный город» предполагает оснащение города детекторами интенсивности потока. На основе этих данных работа светофоров оптимизируется в режиме живого времени

В Челябинской области намерены купить за 207,7 миллиона рублей интеллектуальную транспортную систему. Использовать ее хотят в Челябинске, Магнитогорске и в приближенных к ним районах. Судя по данным документации, размещенной на сайте госзакупок, речь идёт о системе, которую в народе называют «умный город», только сосредоточена она будет на дорожной обстановке. Система включает в себя адаптивное управление светофорами — в зависимости от ситуации на улицах и даже от погоды. Контролировать эти факторы будут с помощью специальных датчиков. Но что самое интересное — если верить проекту, все умные светофоры из этой закупки могут достаться не Челябинску, а Магнитогорску. Мы выяснили, почему задание сформулировано именно так.

В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона назначение интеллектуальной транспортной системы определили следующим образом:

— Она позволит оптимизировать условия движения транспортных потоков в городской агломерации, снизить риск возникновения ДТП либо минимизировать их негативные последствия, повысить оперативность управления дорожным движением с помощью технических средств регулирования. Также повысится эффективность транспортной инфраструктуры, качество планирования и управления транспортом и эффективность контроля за состоянием автомобильных дорог.

В ведомстве отметили, что в Челябинской области будет создан единый центр управления по аналогии с уже реализованными проектами в Москве, Казани, Перми, Ставрополе, Вологде и Уфе.

Работающие в адаптивном режиме светофоры обычно не имеют обратного отсчёта

Сейчас челябинские светофоры управляются по достаточно жёстким алгоритмам из единого центра: их фазы меняют несколько раз в сутки, но по заранее прописанной программе. Предпринимаются попытки оптимизировать потоки расчётными методами (как, например, на проспекте Ленина), а единственная попытка внедрить сеть адаптивных светофоров на проспекте Победы пока находится в зачаточном состоянии.

В адаптивный режим хотели перевести более 10 светофоров на пр. Победы, но к концу 2022-го по гибкой схеме работали только те из них, что стоят на переходах через Победы. Сложный перекрёсток с ул. Молодогвардейцев регулируют по-старинке

Новый проект предполагает активное внедрение адаптивных светофоров, которые реагируют на актуальную загрузку улиц (она фиксируется специальными детекторами), на ДТП, погодные условия, ремонт улиц, городские праздники и прочие факторы. Речь идёт не о синхронном переводе всех городских светофоров в гибкий режим управления, а о создании адаптивных групп, внутри которых управляют фазами «в прямом эфире». Кроме новых детекторов интенсивности движения в систему интегрируют существующие камеры видеофиксации, метеосистемы, а также рамки весогабаритного контроля.

Помимо ускорения автомобильного потока ожидается увеличение ритмичности движения городского транспорта. Система будет включать несколько дополнительных модулей, например, «Цифровой двойник» — это виртуальная модель города с данными о реальной транспортной нагрузке, которая позволяет прогнозировать эффект от тех или иных изменений. Такие подходы, к слову, используют и сейчас, например, для оптимизации движения по улице Труда после нанесения там выделенных полос.

В Челябинске и сейчас есть центр управления светофорами, но по заранее выбранным алгоритмам

По данным документации на сайте госзакупок, в Челябинске создадут центр управления дорожным движением и центр обработки данных. Но что касается самих адаптивных светофоров, то их установка предусмотрена пока на периферии — в частности, на дорогах Шершни-Северный и окружной дороге вокруг Челябинска (район посёлков Шагол, Красное поле). Куда больше работ предусмотрено в Магнитогорске: здесь модернизируют 29 светофоров и установят 47 датчиков. Такой крен в сторону этого города в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта объяснили так:

— Магнитогорск выбран в качестве старта проекта интеллектуальной транспортной системы не случайно: если Челябинске уже создана некая ИТС (точнее, автоматическая система управления дорожным движением), то в Магнитогорске до сих пор все светофоры работают через индивидуальные настройки. Также в настоящее время в Челябинске происходит интеграция существующей подсистемы автоматического управления движением в новую платформу, которая будет находиться в региональном центре организации дорожного движения.

Работы планируют завершить до конца октября 2023 года.

3 Comments

    1. 200 — копейки по нынешним временам. только софт (программное обеспечение) для подобной системы может легко столько стоить.
      а если светофоры, да с датчиками, да центр управления, да центр обработки данных. тут и мильярда мало.

    2. Пока ощущение именно такое, мало конкретики. Да и проводят его как-то без помпы. Так-то «умный город» — это же классный «бренд», можно пиариться. А тут втихаря, мы случайно заметили.

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ