Автозаводы России. Что они делают после ухода иностранцев

К 2022 года российский автопром переродился в «филиал» глобального автопрома, а потом всё это рухнуло: часть марок ушла официально, другая часть попала в режим неопределённости. Но что случилось с оставленными впопыхах заводами? Cобрал актуальную информацию о каждом из предприятий (в алфавитном порядке), и любопытных новостей немало. Так, вместо Mercedes планируют делать «Хунцы», а на смену московским «Дастерам» уже пришли китайские «Москвичи».

АВТОВАЗ (Тольятти, Ижевск)

Ижевский завод пока стоит, а выпускавшаяся там Lada Vesta переехала в Тольятти на конвейерную ветку, где раньше собирали модели Renault, а также Largus и XRAY. Последняя модель отправлена на досрочную пенсию, но Largus обещает вернуться, в том числе в электрической версии. Выпуск универсалов должен стартовать в Ижевске в 2023 году.

В Тольятти помимо линии Lada Vesta работают две другие ветки конвейера: на одной собирают Niva в двух версиях, на другой — Granta.

Следующей вехой должен стать выпуск абсолютно новой Lada Granta на оставшейся от французов платформе CMF-B-LS: работы уже идут, но дебют ожидается не ранее конца 2024 года. В планах и кроссовер на базе Vesta в 2025 году.

«Автотор» (Калининград)

За свою историю завод собирал множество моделей, а до кризиса 2022 года здесь делали BMW, Kia и Hyundai. Их выпуск остановлен, и в начале 2023 года завод перешёл на сборку китайской модели Kaiyi E5, пока в отвёрточном режиме. В планах — локализация модели и расширение ассортимента за счёт других китайских машин.

УАЗ (Ульяновск)

Маленький островок стабильности. УАЗ с небольшими паузами продолжал работать в 2022 и 2023 году, а недавно вернул на конвейер модели с АБС. В остальном новостей нет: ассортимент из «Патриотов», «Хантеров» и «Буханок» не меняется уже 18 лет.

Haval (Тульская область)

Единственный сборщик иномарок, сохранивший производство в 2022 года, чему есть объяснение: Haval — китайская марка, принадлежащая концерну Great Wall. Под Тулой выпущено более 100 тысяч автомобилей Haval Jolion, F7, F7x, Dargo и H9. Планов громадье: в ближайшее время планируется добавить ещё 8 моделей. Не исключено, что в списке будут и внедорожники Tank.

Haval Dargo тульской сборки

Hyundai (Санкт-Петербург)

Предприятие встало и судьба не определена: корейская компания не заявляла об уходе из России, но сборка и поставка новых моделей не ведётся. Это был один из крупнейших автозаводов России, который в лучшее время выпускал более 200 тысяч машин в год. В последнее время здесь собирали Hyundai Solaris и Creta, а также близкую им Kia Rio. Все три модели стабильно входили в топ-5 российского авторынка.

Mazda (Владивосток)

На заводе делали кроссоверы Mazda CX-5 и CX-9, а также седан Mazda6, но их сборка остановлена, а владелец, группа Sollers, пока не делала громких заявлений. По информации губернатора Приморского края Олега Кожемяко производство перезапустят в 2023 году, но делать будут, скорее всего, китайскую модель.

Mercedes (Московская область)

Завод был продан немецкой маркой холдингу «Автодом», и, по последней информации, здесь будут выпускать четыре модели люксового китайского бренда Hongqi (Хунцы): H5, H9, HS5, EHS9. Марка Hongqi является старейшим и самым престижным автопроизводителем Китая и до недавнего времени была доступна только номенклатуре КНР.

Внимание к марке Hongqi возросло после приезда в Россию Си Цзиньпинa, который использовал автомобиль бренда

Nissan (Санкт-Петербург)

После заявления Nissan об уходе из России завод был передан ФГУП НАМИ, а оно перепоручило контроль АВТОВАЗу. Выпускать здесь будут не классические модели Lada, а машины более высокого класса китайского происхождения. Конкретики пока мало, но, возможно, часть из них будет нести иной бренд (не «Лада»).

Renault (Москва)

Завод выпускал кроссоверы Duster, Kaptur, Arkana, а также близкий им Nissan Terrano. После ухода Renault он передан столичному правительству, и сейчас здесь выпускают автомобили «Москвич» (вот детальный обзор модели). В этом году планируется дополнить её ещё парой моделей: лифтбэком и среднеразмерным кроссовером. Во всех случаях речь о перелицованных китайских машинах, например, «Москвич 3» — это JAC JS4.

«Москвич 3» — компактный передеприводный кроссовер, который идёт на смену Nissan Qashqai и соразмерным ему моделям

Skoda (Нижний Новгород)

С 2011 года в одном из цехов группы ГАЗ в Нижнем Новгороде по контракту делали модели Skoda и Volkswagen, в частности, Kodiaq, Karoq, Octavia и Taos. В 2022 году немецкий концерн разорвал отношения с группой ГАЗ, но та посчитала шаг незаконным и пытается взыскать с VW 15,6 млрд рублей. Арбитражный суд арестовал активы европейской компании в России.

Sollers (Елабуга)

На предприятии в Татарстане когда-то выпускали модели Ford, включая кроссоверы Kuga и коммерческие Transit. После окончательного ухода Ford предприятие перешло на производство машин под собственным брендом, но все они являются пока перелицованными моделями JAС. Ассортимент состоит из двух позиций: мини-грузовичка Sollers Argo и фургона Sollers Atlant.

Sollers Atlant (JAC Sunray) — скоро на них, видимо, пересядут маршрутчики

Stellanis (Калуга)

Здесь выпускали Peugeot 408, Citroen C4, коммерческие автомобили Peugeot, Citroen, Opel и Fiat, а также Mitsubishi Outlander и Pajero Sport. Предприятие остановлено, судьба его не ясна.

Toyota (Санкт-Петербург)

Завод, где выпускали Camry и RAV4, законсервирован с прошлого года и вряд ли вернётся к выпуску «Тойот». Обсуждается передача актива ФГУП НАМИ по аналогии со схемой, по которой российская сторона получила контроль над расположенным недалеко заводом Nissan. Из вероятных «клиентов» на актив: иранские и китайские марки.

Volkswagen (Калуга)

До кризиса здесь выпускали Volkswagen Polo, Tiguan и Skoda Rapid. Летом появились слухи, что завод готовят в продажи, и в числе претендентов называли российский холдинг «Авилон», плотно работавшем с маркой. Даже в этом случае возобновление выпуска именно Volkswagen эксперты считали маловероятным, а сейчас продажа осложнилась иском группы ГАЗ к немецкому концерну из-за нижегородского предприятия Skoda.

2 Comments

  1. Меня интересует «шкурный» вопрос: как так гиганты бросают миллиардные инвестиции? Вполне ведь возможно, что эти площадки даже не успели себя окупить (за исключением самых старых). Понятно, что на них там давят и очень сильно. Наверное, какие-то компенсации обещаны от политиков. Второй вариант, инсайдерскими путями, через китайских производителей продолжать, получать прибыль с выпуском их моделей.

    1. Думаю, ввиду внезапности этого шага никакой чёткой прагматики там нет. Скорее всего, бросают инвестиции под гарантии российской стороны не накладывать иные обязательства — за коллектив, за взятые на предприятие кредиты, гарантийные обязательства и пр. Конечно, это колоссальные потери. Но зато без шлейфа долгов.

      Renault, которая заключила сделку о продаже за рубль, ушла вроде мирно, а против того же Фольца ГАЗ теперь начал судебное разбирательство, то есть в этом, наверное, и разница. Фольц же формально не ушёл, соглашений не подписывал — получите тогда претензии.

      Я, кстати, недавно писал про долговую нагрузку АВТОВАЗа в 100 млрд. Как я понимаю, это кредиты, взятые в том числе Рено. Но сейчас они уже на самом заводе, что хочешь, то и делай. Всем сторонам не сладко.

Добавить комментарий для kriptonusОтменить ответ