О странной настройке светофоров

Пример такого перекрестка: пересечение улицы Красной и проспекта Ленина

В Челябинске появилось несколько перекрестков с непривычной настройкой светофоров, которая, по мнению автомобилистов, приводит к тяжелым авариям. Суть вот в чём: при повороте налево автомобилисты выезжают на перекрёсток на зелёный и пропускают встречный поток, готовясь повернуть после мигания зеленого и включении желтого. Но перекрестках, о которых идёт речь, разрешающий встречному направлению горит значительно дольше, чем попутному. Это путает водителей, ведь обычно фазы таких светофоров «симметричны». Законна ли такая настройка?

«В часы пик там просто хаос»

Она используется, например, на пересечении улицы Красной с проспектом Ленина: проблемы возникают при повороте налево со стороны площади Революции в сторону ТРК «Урал». Вот пример аварии на этом пересечении.

Такси подставилось под движущийся прямо Kia. Фото: Агентствo чрезвычайных новостей / VK.COM

— В часы пик там просто хаос, зимой бились чуть ли не каждый день, — делится наблюдениями Александр, которые ездит через перекресток регулярно. — Продленную фазу зеленого сделали для потока, который движется в направлении школы №1 на Красной. Но те, кто поворачивает налево с обратной стороны, в сторону магазина «Школьник», не ожидают, что встречный поток продолжит ехать, когда им уже загорелся красный.

На этом пересечении смещение фаз составляет 5 секунд, то есть дольше времени, чем обычно горит желтый. На похожую ситуацию жалуется жительница Тополиной аллеи Анна:

— На перекрестках Университетской Набережной с улицами Академика Королева и Академика Сахарова разрешен разворот, но зеленый длится для встречного направления дольше, чем для попутного. Моргает зеленый, водители готовятся к развороту, а встречка продолжает ехать. Уже несколько раз была свидетелем, как чуть не произошло столкновение.

Вообще светофоры с «несимметричными» фазами встречаются в городе частно, но в случае поворота налево это достигается в основном за счет установки дополнительной секции светофора. В этом случае поворот налево происходит при включенной стрелке, когда встречный поток стоит. С учетом интенсивного трафика на пересечении проспекта Ленина и улицы Красной, возможно, стоило бы рассмотреть такую схему. Но при регулировке в две фазы обычно светофоры встречных направлений синхронизированы.

При повороте налево с проспекта Ленина на Красную приходится гадать, когда именно остановится встречка

Неудобно, но коллизии нет

Автоюрист компании «Форлекс» Николай Попов соглашается, что такая настройка неудобна для водителей, но подчеркивает, что с точки зрения Правил дорожного движения никакой коллизии нет.

— Водитель при повороте налево в любом случае должен уступать дорогу встречному потоку и ждать максимально долго, — говорит он. — То есть пока ты не убедился, что поток впереди остановился, ты не едешь, и от светофора это никак не зависит.

Он говорит, что даже при нормальной настройке светофора часто возникает вопрос виновности, когда одна из машин поворачивала налево, а другая ехала на желтый или красный.

— Но если нет видеозаписи, где очевидно, что встречный транспорт ехал со значительным превышением скорости или уже на горящий красный, водитель, который поворачивал налево, будет виноват. Правила поворота налево должны быть закреплены в сознании водителей на сто процентов: еду, когда точно понимаю, что встречный поток стоит.

Несколько лет назад Верховный суд разъяснил, что водитель, грубо нарушивший ПДД, лишается приоритета. Применительно к повороту налево это означало, что если встречный автомобиль проскочил на красный, он может быть признан виновным в аварии. Но ситуация с проездом на желтый отнюдь не так однозначна. Если же, как в нашем случае, встречный водитель ехал на «затянувшийся» зеленый, с практически стопроцентной вероятностью виновным признают того, кто поворачивал налево.

И всё же настройка светофоров неудобна водителям хотя бы в силу сложившихся привычек.

Похоже на сбой светофора

Автоэксперт Юрий Панченко считает такую настройки светофоров не соответствующей нормативам:

— Не исключено, что светофор сбоит: таких фаз быть не должно, — убежден он. — Для безопасности движения при смене сигналов светофора предусматривается так называемый промежуточный такт: когда запрещающий сигнал горит сразу всем направлениям. Он нужен как раз для того, чтобы автомобили, выехавшие на пересечение на разрешающий, успели покинуть его до того, как поедет транспорт с других направлений. В данном случае одно из направлений лишено такой возможности: они не могут покинуть перекресток вовремя. Как минимум такая настройка светофора сбивает с толку, а основа безопасности движения — это предсказуемость.

Мы направили запрос в ГИБДД Челябинска с просьбой оценить законность и безопасность такого решения.

3 Comments

  1. Когда по Победе сделали адаптивные светофоры для трамваев, по Чайковского фазы еще веселее работали первое время. Сначала загорался зеленый в сторону Комсомольского, а встречке горел красный. Через какое-то время встречке тоже загорался зеленый. Дальше вроде бы после фазы общего зеленого, в сторону Комсы загорался красный и какое-то время еще горел зеленый встречке.
    Там и раньше то налево в сторону Северка поворачивать было долго и не очень приятно. А стало совсем уж..

  2. Еще странный светофор поставили для пешеходов на площади Революции. Переход через половинку Цвиллинга к трамвайной остановке. Там есть только секция для пешеходов, но нет для водителей. Останавливаешься пропустить пешеходов, которые идут на свой зеленый, а сзади начинают сигналить, объезжать и т.д. и т.п. Не понимаю как это должно работать по задумке создателя. Давно не ездил там, правда, может уже поменялось что-то.

Добавить комментарий для foxОтменить ответ