Пригласили меня на техническое открытие автоспортивного комплекса «Трасса 74»: здесь состоялся съемочный день, и в закрытом режиме автоспортсмены провели пристрелку к трассам для дрифта, дрэг-рейсинга и мотоджимханы. Мне эта трасса интересна и в личном плане, потому что с неё начиналась моя карьера автожурналиста почти 20 лет назад: тогда тестовых машин мне ещё не давали, и события на «Трассе 74» позволяли заполнить целую полосу издания «За рулём-Челябинск».
Трасса осталась на своём историческом месте: здесь, на автодороге Северный луч, 20 лет назад нынешний ее директор Сергей Ефимов с группой единомышленников расчистил площадку, создал полосу для дрэг-рейсинга (заездов на четверть мили) и кольцевую грунтовую трассу под автоспринт и зимний картинг. Комплекс пользовался большой популярностью в нулевых годах и позволил убрать часть гонщиков с городских улиц. А мне особенно нравилась атмосфера ночных гонок, которые устраивали тут по субботам, на что ещё наслаивался весёлый дух нулевых. Но затем «Трасса 74» пришла в упадок, хотя Сергей Ефимов продолжал проводить здесь ледовые гонки. Всё это время он пытался убедить городские власти в необходимости такого проекта.
Полтора года назад глава Челябинска Наталья Котова анонсировала проект реанимации «Трассы 74» с бюджетом 160 миллионов рублей. Работы начались весной прошлого года, а через год трасса была готова и теперь принимает первых посетителей. И это уже автоспортивный комплекс совсем другого уровня, с качественным асфальтом и продуманной схемой.
Из чего состоит трасса
Недавно здесь завершили укладку нового асфальта, который пока идеально ровный, как только что залитый лед. Площадка для дрифта — 100 на 200 метров, и опрошенные гонщики сказали, что этого вполне достаточно для проведения гонок любого уровня. Для сравнения: площадка у ледовой арены «Трактор», которую одно время также использовали дрифтеры, имеет размеры 70 на 200 метров.
В непосредственной близости располагается полоса для дрэг-заездов длиной более 800 метров: из них в зачет идут 402 метра (четверть мили), остальное — для торможения. Асфальт положили в том же месте, где располагалась прежняя дрэг-полоса, но ее расширили до 14 метров для безопасности и удлинили, кроме того она стала куда ровнее. Трасса оснащена телеметрией, и время проезда фиксируется автоматически. Полосу возврата теперь сделали параллельно основной, что ускоряет подготовку к старту и темп соревнований.
Отдельный участок отвели под мотоджимхану — дисциплину, в которой байкеры соревнуются в скоростном прохождении трассы, выставленной из конусов или других препятствий. Вчера на «Трассе 74» проводили бесплатные мастер-классы как раз для мотоспортсменов. Изначально комплекс ориентировали только на автоспорт, но с подачи губернатора Алексея Текслера добавили и мотодисциплины.
— Для мотоциклов есть отдельная площадка, и это направление очень значимо с точки зрения повышения мастерства и культуры байкеров в Челябинске, — объясняет Сергей Ефимов.
Кого ждет «Трасса 74»
У автоспортивного комплекса будет несколько режимов работы. Во-первых, здесь будут проводить тренировки и соревнования для спортсменов. Например, вечером 17 мая состоится трек-вечер «Уральской лиги дрифта» (подробнее), а в июне запланированы соревнования кубка «Трассы 74» по дрифту, мотоджимхана и этап соревнований «Уральской лиги дрифта».
Во-вторых, трасса будет работать в режиме трек-дней, когда потренироваться смогут все желающие, если их автомобиль удовлетворяет техническим требованиям (скажем, с него не льется масло и используется нешипованная резина), а водитель готов соблюдать правила безопасности. Сергей Ефимов подчеркивает этот момент отдельно:
— Понятно, что всем хочется выехать на трассу и нажать газ в пол. Но нужно помнить, что автоспорт связан с риском для себя и окружающих, поэтому, если мы видим человека, который отказывается выполнять требования безопасности, мы оставляем за собой права отстранить его от заездов. Кроме того, мы призываем всех бережно относиться к покрытию трассы, сейчас оно идеальное, и в наших общих интересах, чтобы оно таким и оставалось. Поэтому, например, запрещены заезды по асфальту на шипованной резине, а также на автомобилях с очень низкой посадкой.
Наконец, большой спрос на использование трассы ощущается со стороны школ водительского мастерства (контраварии), а также корпоративных клиентов, например, автодилеров, которые могут использовать ее для проведения тест-драйвов. Я тоже подумываю использовать трассу, например, здесь можно проверить, укладываются ли китайские автомобили в паспортные показатели разгона до 100 км/час.
Прайс на услуги утверждает мэрия и управление по физической культуре и спорту, и на момент публикации точных данных еще не было. Сергей Ефимов объясняет:
— Ценовая политика будет согласована с опытом других подобных комплексов в России. Содержание трассы требует расходов, связанных как с ее поддержанием в чистоте, так и обеспечением безопасности, поэтому стоимость выбирается таким образом, чтобы трассы работала в режиме самоокупаемости.
Этот год — пристрелочный
Полноценное открытие автоспортивного комплекса, по словам Сергея Ефимова, состоится в следующем, году, а этот сезон будет пристрелочным. Помимо гоночных трасс автоспортивный комплекс включает парковки и большие технические зоны, но еще предстоят работы по обустройству зрительских зон, создание гостиницы, автомойки, административных помещений. Далее в планах — строительство комбинированной трассы (асфальт + грунт) под ралли-кросс, а также картодрома, где вкусить прелести автоспорта смогут в том числе люди без водительских прав.
Для директора АСК «Трасса 74» Сергя Ефимова возрождение комплекса было многолетней мечтой, и я могу засвидетельствовать: этой трассе он посвятил полжизни, лелея её как родную дочь.
— Не представляете, сколько звезд должно было сойтись, чтобы у Челябинска наконец появилась полноценная площадка для занятий автоспортом, — рассказывает он. — В 2021 году проект поддержало правительство области в лице губернатора Алексея Текслера, глава Челябинска Наталья Котова, начальник городского управления по физической культуре и спорту Максим Клещевников, а также несколько руководителей ГИБДД и МВД.
Сергей подчеркивает, что проект работает на безопасность городских улиц, позволяя гонщикам разных дисциплин и просто горячим ездокам пробовать свои силы вдали от дорог общего пользования и городской застройки. В этом смысле расположение автоспортивного комплекса идеально: рев моторов будут слышать только зрители, но они ради этого и приходят.
В Челябинской области есть еще одна гоночная трасса для кольцевых гонок «Т-моторс Ring», но она находится в Магнитогорске.
Клёво, ждём от Артёма отчёта о сожжённых покрышках на тестовых автомобилях, ведь, как говорится, на чужой машине спидометра нет
К тестовым машинам я отношусь более трепетно, чем к своей: это в том числе вопрос самодисциплины. Но если вдруг китайцы выпустят заднеприводное купе с хорошей развесовкой и полностью отключаемой ESP, то, конечно))))
да, хорошая новость.