«Трасса 74» заработала

Балет!

Пригласили меня на техническое открытие автоспортивного комплекса «Трасса 74»: здесь состоялся съемочный день, и в закрытом режиме автоспортсмены провели пристрелку к трассам для дрифта, дрэг-рейсинга и мотоджимханы. Мне эта трасса интересна и в личном плане, потому что с неё начиналась моя карьера автожурналиста почти 20 лет назад: тогда тестовых машин мне ещё не давали, и события на «Трассе 74» позволяли заполнить целую полосу издания «За рулём-Челябинск».

Трасса осталась на своём историческом месте: здесь, на автодороге Северный луч, 20 лет назад нынешний ее директор Сергей Ефимов с группой единомышленников расчистил площадку, создал полосу для дрэг-рейсинга (заездов на четверть мили) и кольцевую грунтовую трассу под автоспринт и зимний картинг. Комплекс пользовался большой популярностью в нулевых годах и позволил убрать часть гонщиков с городских улиц. А мне особенно нравилась атмосфера ночных гонок, которые устраивали тут по субботам, на что ещё наслаивался весёлый дух нулевых. Но затем «Трасса 74» пришла в упадок, хотя Сергей Ефимов продолжал проводить здесь ледовые гонки. Всё это время он пытался убедить городские власти в необходимости такого проекта.

BMW дрифтует на фоне отвалов ЧЭМК. Ну да, челябинский колорит. Зато расположенная через дорогу городская свалка теперь рекультивирована, так что на «Трассе 74» стало заметно чище

Полтора года назад глава Челябинска Наталья Котова анонсировала проект реанимации «Трассы 74» с бюджетом 160 миллионов рублей. Работы начались весной прошлого года, а через год трасса была готова и теперь принимает первых посетителей. И это уже автоспортивный комплекс совсем другого уровня, с качественным асфальтом и продуманной схемой.

Из чего состоит трасса

Недавно здесь завершили укладку нового асфальта, который пока идеально ровный, как только что залитый лед. Площадка для дрифта — 100 на 200 метров, и опрошенные гонщики сказали, что этого вполне достаточно для проведения гонок любого уровня. Для сравнения: площадка у ледовой арены «Трактор», которую одно время также использовали дрифтеры, имеет размеры 70 на 200 метров.

Некоторые дрифт-кары строятся на базе вазовской классики и едут впечатляюще

В непосредственной близости располагается полоса для дрэг-заездов длиной более 800 метров: из них в зачет идут 402 метра (четверть мили), остальное — для торможения. Асфальт положили в том же месте, где располагалась прежняя дрэг-полоса, но ее расширили до 14 метров для безопасности и удлинили, кроме того она стала куда ровнее. Трасса оснащена телеметрией, и время проезда фиксируется автоматически. Полосу возврата теперь сделали параллельно основной, что ускоряет подготовку к старту и темп соревнований.

Полоса для дрэг-заездов быстро покрывается пылью из-за отвалов ЧЭМК. Поэтому перед соревнованиями ее тщательно моют
Момент проезда фиксируют датчики в финишном створе

Отдельный участок отвели под мотоджимхану — дисциплину, в которой байкеры соревнуются в скоростном прохождении трассы, выставленной из конусов или других препятствий. Вчера на «Трассе 74» проводили бесплатные мастер-классы как раз для мотоспортсменов. Изначально комплекс ориентировали только на автоспорт, но с подачи губернатора Алексея Текслера добавили и мотодисциплины.

— Для мотоциклов есть отдельная площадка, и это направление очень значимо с точки зрения повышения мастерства и культуры байкеров в Челябинске, — объясняет Сергей Ефимов.

Мотоджимхана оттачивает мастерство езды на мотоцикле

Кого ждет «Трасса 74»

У автоспортивного комплекса будет несколько режимов работы. Во-первых, здесь будут проводить тренировки и соревнования для спортсменов. Например, вечером 17 мая состоится трек-вечер «Уральской лиги дрифта» (подробнее), а в июне запланированы соревнования кубка «Трассы 74» по дрифту, мотоджимхана и этап соревнований «Уральской лиги дрифта».

Основной формат соревнований по дрифту — парные заезды
Обратите внимание на угол наклона передних колес дрифт-каров

Во-вторых, трасса будет работать в режиме трек-дней, когда потренироваться смогут все желающие, если их автомобиль удовлетворяет техническим требованиям (скажем, с него не льется масло и используется нешипованная резина), а водитель готов соблюдать правила безопасности. Сергей Ефимов подчеркивает этот момент отдельно:

— Понятно, что всем хочется выехать на трассу и нажать газ в пол. Но нужно помнить, что автоспорт связан с риском для себя и окружающих, поэтому, если мы видим человека, который отказывается выполнять требования безопасности, мы оставляем за собой права отстранить его от заездов. Кроме того, мы призываем всех бережно относиться к покрытию трассы, сейчас оно идеальное, и в наших общих интересах, чтобы оно таким и оставалось. Поэтому, например, запрещены заезды по асфальту на шипованной резине, а также на автомобилях с очень низкой посадкой.

На «Трассе 74» можно легально проверить динамику разгона автомобиля

Наконец, большой спрос на использование трассы ощущается со стороны школ водительского мастерства (контраварии), а также корпоративных клиентов, например, автодилеров, которые могут использовать ее для проведения тест-драйвов. Я тоже подумываю использовать трассу, например, здесь можно проверить, укладываются ли китайские автомобили в паспортные показатели разгона до 100 км/час.

Дрифт — занятие недешевое: например, быстро уходит дорогая резина

Прайс на услуги утверждает мэрия и управление по физической культуре и спорту, и на момент публикации точных данных еще не было. Сергей Ефимов объясняет:

— Ценовая политика будет согласована с опытом других подобных комплексов в России. Содержание трассы требует расходов, связанных как с ее поддержанием в чистоте, так и обеспечением безопасности, поэтому стоимость выбирается таким образом, чтобы трассы работала в режиме самоокупаемости.

Дрифт — это как фигурное катание, но на автомобиле

Этот год — пристрелочный

Полноценное открытие автоспортивного комплекса, по словам Сергея Ефимова, состоится в следующем, году, а этот сезон будет пристрелочным. Помимо гоночных трасс автоспортивный комплекс включает парковки и большие технические зоны, но еще предстоят работы по обустройству зрительских зон, создание гостиницы, автомойки, административных помещений. Далее в планах — строительство комбинированной трассы (асфальт + грунт) под ралли-кросс, а также картодрома, где вкусить прелести автоспорта смогут в том числе люди без водительских прав.

Квадро-заезд. От гонщиков требуется прекрасное чувство локтя (ну, или борта)

Для директора АСК «Трасса 74» Сергя Ефимова возрождение комплекса было многолетней мечтой, и я могу засвидетельствовать: этой трассе он посвятил полжизни, лелея её как родную дочь.

— Не представляете, сколько звезд должно было сойтись, чтобы у Челябинска наконец появилась полноценная площадка для занятий автоспортом, — рассказывает он. — В 2021 году проект поддержало правительство области в лице губернатора Алексея Текслера, глава Челябинска Наталья Котова, начальник городского управления по физической культуре и спорту Максим Клещевников, а также несколько руководителей ГИБДД и МВД.

В июне начнутся соревнования по дрифту на кубок «Трассы 74»

Сергей подчеркивает, что проект работает на безопасность городских улиц, позволяя гонщикам разных дисциплин и просто горячим ездокам пробовать свои силы вдали от дорог общего пользования и городской застройки. В этом смысле расположение автоспортивного комплекса идеально: рев моторов будут слышать только зрители, но они ради этого и приходят.

Показательно, что на пристрелочных заездах на «Трассе 74» был Volkswagen, который я стебал  в одной из колонок. Теперь у его владельца есть возможность проверить качество чип-тюнинга вне городских улиц

В Челябинской области есть еще одна гоночная трасса для кольцевых гонок «Т-моторс Ring», но она находится в Магнитогорске.

3 Comments

  1. Клёво, ждём от Артёма отчёта о сожжённых покрышках на тестовых автомобилях, ведь, как говорится, на чужой машине спидометра нет

    1. К тестовым машинам я отношусь более трепетно, чем к своей: это в том числе вопрос самодисциплины. Но если вдруг китайцы выпустят заднеприводное купе с хорошей развесовкой и полностью отключаемой ESP, то, конечно))))

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ