Открываю тут сайт любимого издания «Авторевю», а там на главной странице тест-драйв Jetour X90, который резанул глаз знакомыми формами: в отпуске я брал такой же. Смотрю — тоже белый, тоже на кубанских номерах. Проверил, да это вообще та же самая машина, которую я брал у люберецкого дилера Jetour: из того района удобно было ехать в Павловский Посад.
Немного удивительно, что крупное федеральное издание берёт тестовую машину у дилера. Эта практика свойственна региональным автожурналистам, потому что мы в силу географии лишены доступа к столичным пресс-паркам. Но на российском авторынке всё настолько печально, а китайцы положили на маркетинг такой большой болт, что даже федеральные издания вынуждены катать клиентские машины. Правда, авторевюшники затёрли надписи на бортах, чтобы Jetour не выглядел дилерским.
А вообще даже по работе «Авторевю» видно, как сильно просел авторынок. Скажем, появился такой жанр: прийти в автосалон и рассказать про новинку в статике. На волне расцвета авторынка такое сложно было представить: презентации машин проводились где-нибудь за границей задолго до их выхода на российский рынок, и серьёзные издания не делали статичных обзоров — ну, разве что с крупных автосалонов.
Похоже, исчезла такая форма знакомства с машиной, как выездной пресс-тур. Я не был в таковых с 2021 года, но я всё же регионал, и казалось, что для федеральных журналистов практику сохранят: надо же объяснить людям отличия Jetour от родственных Chery, Jaecoo, Kaiyi или Omoda. Но судя по тому же «Авторевю» — не больно-то: большинство машин они тестят уже в России по собственной инициативе. И для чего китайским маркам вкладываться в такое хлопотное мероприятие, как пресс-туры, если рынок пожирает их продукты по заоблачным ценам, а россияне стали, фактически, невыездными?
Да ппц. Лиса рулит вон снимает бесконечные видео-обзоры прямо у дилера в салоне о внешнем виде и фишках, а потом катается кругами по лежачим полицейским вокруг этого же салона. Может, я зажрался, а может блогеры устали и им надо просто побыстрее за вечер отснять про очередного китайца-кроссовера.
Я думаю, в данном случае автоблогеры не устали, просто объективно сейчас нет пресс-парков и маркетинговых служб, то есть машину для теста просто негде взять: только в автосалоне.
Китайские марки (особенно новые для рынка) торгуют примерно как в 90-х, с колёс, без особенной рекламы и выстроенной промо-стратегии. Если ситуация устаканится, думаю, через год-два начнут возвращаться и маркетинговые службы со всеми атрибутами, но пока китайцы ведут разведку боев, выводят на рынок избыточное количество марок-клонов, вероятно, пытаясь понять, у какой лучший потенциал. Вкладываться на данном этапе в маркетинг, наверное, действительно смысла нет, тем более дефицитный рынок всё равно поглощает машины.
У дилеров не так много свободных автомобилей, из-за нехватки автовозов возник логистический кризис. В таких условиях зачем рекламировать в принципе? Вот блогерам и приходится идти в автосалон и снимать клиентские машины, как в начале нулевых прям.