Один френд в соцсетях написал, что у него лёгкая форма прозопагнозии — расстройства, при котором человеку сложно запоминать и распознавать лица. Наконец-то нашлось слово, потому что с этой проблемой я сталкиваюсь давно, но никак её не называл. У меня, как и у френда, видимо, самая лёгкая форма и, возможно, врачи её даже не диагностирую, но мне в любом случае трудновато с лицами. Я, конечно, узнаю и отличаю близких, проблемы возникают со «средними знакомыми», включая, например, бывших коллег.
Много лет это ставит меня в неловкое положение. Ко мне подходит человек, хлопает по плечу, говорит «Здорово!», задаёт очень конкретные вопросы о моей жизни, и я понимаю, что мы каким-то образом знакомы. Я пытаюсь выиграть время, отвечая, мол, нормально, как сам, и в этом время гадаю: «Кто же ты нахрен такой?». Иногда лица узнаются, я просто не могу привязать их к конкретной сфере: это коллега, это соцсетевой френд, это далекий родственник? Иногда вообще туман. Иногда я путаю людей, поэтому никогда не спешу с предположениями и при случайных встречах тяну время, чтобы добиться от собеседника контекста.
Отчасти поэтому я не люблю массовки и сборища. В тупик ставят люди, подходящие на улицы: иногда это читатели, которые знают меня в одностороннем порядке, иногда — знакомые, которых я вроде бы должен вспомнить. А мне нужно минуту-две, чтобы прийти в себя, разархивировать лицо, связать его с какими-то обстоятельствами.
Я хорошо отличаю актёров или других известных деятелей, но мне важно увидеть человека в разных обстоятельствах. Не два-три снимка, а сотни образов при разных обстоятельствах. В случае с малознакомыми людьми меня сбивают с толку переменные детали, скажем, человек небритый, в очках, он поправился, он постарел: всё это осложняет задачу. С женщинами там вообще швах, ведь ещё и макияж добавляется.
Мне даже интересно, как можно запомнить лицо: когда очень нужно, я вглядываюсь, ищу характерные черты, но в этом есть оттенок искусственности. Порой мне легче отличить человека по походке, например, или по голосу.
Люди порой обижались или считали меня высокомерным, а я их просто не узнавал. Я и сейчас не люблю мимолётные встречи, и часто хожу с каменным лицом, не глядя по сторонам. А то вдруг кто-то кивнёт дружески, а я не буду знать, кто это.
При этом у меня развита символьная и цифровая память, я хорошо запоминаю слова, могу назвать множество ненужных дат из жизни и цену Skoda Yeti в 2009 году. Но лица незнакомцев для меня поначалу как таблетки: все беленькие, кругленькие, а какой у них там размер и толщина…
Хорошо, когда есть название недуга. Сразу чувствуешь себя человеком с солидным диагнозом. Осталось только его запомнить: прозопагнозия.
Прикольно. У меня то же расстройство, видимо. Мне трудно описать отдельные черты лица даже близких родственников. Кто те люди, которые помогают криминалистам составлять фотороботы? Для меня их память и внимание к деталям всегда были чем-то недосягаемым.
Ну и с лицами знакомых — все один в один.
Я бы тоже фоторобот вряд ли составил (хотя не пробовал). Меня сильно отвлекают «переменные»: усы, очки, причёска.
У меня чаще другое, при знакомстве с человеком, особенно если оно сопровождается каким-то бурным обсуждением или делами какими-то, я забываю имя человека. Потом стоишь и думаешь: а как человека зовут? И стараешься избежать в разговоре упоминания его по имени
Ну да, это известный эффект. Мозг видимо пытается сразу массу информации воспринять, а имя в утиль отправляется. Особенно достаёт, когда пять человек к тебе подходит: Ваня, Петя, Дима…
Сразу вспомнился фильм с Миллой Йовович, где после травмы головы она все лица видела некими усреднёнными масками-клише… Артём, вы известный человек, плюс у вас обязывающая к многочисленным знакомствам профессия, неудивительно, что мозг в какой-то момент начинает отсекать лишнее. Это как число Данбара – при пересечении условной черты в 150 человек старые связи – в данном случае, лица – будут отваливаться. Это не диагноз, это защита. А норовящие напомнить о себе при случайной встрече товарищи должны представляться, ващета…
Ольга, да, припоминаю этот фильм, он на меня жутковатенькое впечатление произвёл)))
Нет, у меня этот эффект довольно давно, с самых юных лет. Но может быть, проблема и не в памяти, а в том, что мне тяжеловато смотреть в лица незнакомых людей (а почему так, нужно отдельно разбираться). Возможно, я плохо их запоминаю, потому что не могу заставить себя разглядывать людей.