Компания Nio — вундеркинд мира электромобилей даже по китайским меркам. Она создала сеть станций для быстрой смены батарей, а теперь внедряет новую фишку: возможность установить на такой станции дальнобойную батарею емкостью 150 кВт*ч. Это станет возможно с 1 июня 2024 года.
Вообще батарея WeLion на 150 кВт*ч известна уже пару лет. У неё высокая плотность энергии в 360 Вт*ч/кг, поэтому весит она всего 575 кг и встаёт в слот обычный 100-киловаттной батареи. Достигнуто это за счёт использования полутвердотельной конструкции.
В абсолютных величинах емкость в 150 кВт*ч не рекордная, например, Chevrolet Silverato EV имеет батарею на 200+ кВт*ч. Но у него сдвоенный блок батарей Ultium, и Silverado — это всё же пикап с габаритами «Газели». Для легковушек же 150 кВт*ч являются очень впечатляющим значением (по крайней мере, не могу припомнить электромобиля с большим аккумом).
С этой батарейкой пятиметровый седан Nio ET7 проезжает более 1000 км на зарядке со средней скоростью 84 км/час. Это неплохое значение: например, если ехать из наших краёв, с Урала, в сторону Москвы, не шибко нарушая ПДД, обычно и получается в районе 75-90 км/час.
Проблема, конечно, в цене батареи, и хотя компания не раскрывала её, основатель Nio прозрачно намекал, что она стоит как сам электромобиль. Журналисты пересчитали, что речь идёт о сумме порядка 40 тысяч евро. Понятно, что продавать такую можно разве что в комплекте с каким-нибудь гиперкаром, которых у Nio пока нет.
Зато есть станции для быстрой смены батарей. За 6-7 минут они снимают опустевшую батарею, ставят другую, а пользователь оплачивает как замену ($10), так и разницу в энергии.
Раньше пользователи могли выбирать из двух типов батарей на 75 кВт*ч или 100 кВт*ч, и теперь к ним добавляется третья — на 150 кВт*ч. Смысл понятен: если вы собрались пересечь континент, чем больше батарея — тем лучше. А в обычной жизни такая емкость, скорее всего, и не нужна.
Правда, стоит это недёшево: если изначально у вас стояла батарея на 75 кВт*ч, то дневная аренда блока на 150 кВт*ч обойдётся в $20, если же была батарея 100 кВт*ч — то $13. С другой стороны, такая батарея и не нужна надолго: скажем, едете вы семьёй к морю, берёте её на два-три дня по пути туда и на два-три дня по пути обратно. Набежит сумма порядка $100, но в масштабах отпуска это вряд ли критично.
Впрочем, сама концепция сменных станций для батарей пока кажется мне тупиковой. Nio в основном продаёт электромобили без аккумуляторов (что снижает их цену примерно на $10 000), а пользование батареями на сменных станциях оформляется в лизинг. Стоит это $130-180 в месяц в зависимости от типа батареи, так что за время пользования машиной набегут круглые суммы. И, главное, скорость зарядки электромобилей быстро растёт, так что скоро за те же 7 минут можно будет накачать энергии на пару сотен километров, так что преимущества сменных батарей станут не так очевидны.
В любом случае Nio выбрала интересный путь, ставит станции в том числе в Европе, а её машины неплохо продаются. Поглядим, куда всё это вырулит.
Подробнее о технологии быстрой смены батарей.