Писал эту новость и с трудом сдерживался от смеха. С одной стороны, всё понимаю, таковы обстоятельства непреодолимой силы. С другой, альянс «Атома» с некой «Сюань Юань» звучит как строчка из плохой фантастики десятилетней давности, где автор пытался в каждую строку вставить смешные китайские слова как признак чайнизации России. А теперь это уже не фантастика.
У проекта по созданию российского автомобиля Atom появился китайский партнер — корпорация «Сюань Юань», сообщает пресс-служба Российского фонда прямых инвестиций. Соглашение с китайской стороной заключено фондом и АО «Кама», которое занимается разработкой электромобиля. Партнерство предусматривает создание как исследовательского центра в Китае, так и производственных мощностей, вероятнее всего, в городе Харбин.
Разработчики «Атома» уже выполняют ряд работ в Китае, в частности, испытывают прототипы машины. В КНР расположена и электротехническая лаборатория компании. Но до сих подобное сотрудничество носило тактический характер, сейчас же речь идет о появлении стратегического партнера. Совместно с «Сюань Юань» планируется покорять прежде всего внутренний рынок КНР.
При этом российская часть проекта остается в силе, по крайней мере, на уровне деклараций. Производство должно начаться через год в цехах «Москвича», то есть отдельного завода по выпуску «Атомов» пока не анонсировано. На российские версии электромобиля планируется устанавливать аккумуляторы компании «Рэнера» (дочка Росатома), под производство которых строится гигафабрика в Калининградской области.
Постепенная «чайнизация» проекта порождаает вопрос, много ли российского будет в итоговых «Атомах». По всем признакам создание электромобиля с нуля в России оказалось слишком амбициозной задачей, и разработчики ищут альтернативные варианты с более широким привлечением китайского опыта, чем планировалось изначально.
Шаг «Атома» в каком-то смысле противоречит концепции Минпромторга, который стремится вернуть автосборочные производства в Россию, в том числе, радикально увеличивая утилизационные сборы и создавая препятствия для прямого импорта. Но пока эти усилия не приносят плодов: с начала СВО ни один производитель легковых автомобилей из Китая не анонсировал масштабный инвестиционный проект в России (тульский Haval работал с 2019 года), а нынешняя сборка китайских моделей ведется по инициативе российской стороны. Электромобили в России выпускает «Москвич», Evolute и «Автотор», но все модели являются китайскими разработками с минимальной локализацией.