Автомагистрали Челябинска: что строится этим летом

Фото Алексея Журавлева

Ближайшие пять лет обещают стать самыми плодотворными для Южного Урала с точки зрения строительства новых автодорог: идёт масштабное расширение трассы М-5 в направлении Башкирии, расшивается участок трассы «Иртыш» под Челябинском в направлении Кургана, аналогичные работы идут на дороге А-310 в сторону Троицка. А вишня на торте — это новый участок трассы М-12, которая через Челябинскую область не проходит, однако станет удобным дублёром для М-5 при поездках в сторону Казани и Москвы. Ниже: все подробности о реконструкции и ремонте самых важных дорог региона от ФКУ Упрдор «Южный Урал».

Трасса М-5. За Сим не прощаюсь

Трасса М-5 перегружена фурами, а на территории Челябинской области порядка 200 км проходят через горные участки, где автодорога имеет лишь две полосы. В перспективе планируется расширять её до четырёх полос на всей территории Челябинской области: это планировали сделать к 2028 году, но по последним данным, сроки вряд ли будут выполнены. При этом участок трассы М-5 Челябинск-Екатеринург был расширен до четырёх полос еще в 2022 году.

Типичная картина на М-5: пробка из фур, запрет обгона…

В этом году основные работы ведут на двух участках. Во-первых, это 10-километровый отрезок трассы М-5 под Миассом, запустить который планируют в конце августа 2024 года: в этом случае от Челябинска до Миасса трасса станет четырёхполосной на всём протяжении. На разворотной петле у Миасса установят верстовой столб из каслинского литья.

Ещё более масштабные работы идут в Ашинском районе, самом сложном и аварийном на М-5. Здесь трассу её расширяют на запад от Кропачева до границы с Башкортостаном на 1548–1609 километрах. Участок протяжённостью 61 километр станет полностью четырёхполосным к 2026-му. Осенью этого года сдадут 14-километровый участок от поселка Новозаречный в сторону Сима.

Мост через реку Сим

А самый трудоемкий проект в Ашинском районе — это строительство обхода города Сим. Одна развязка будет располагаться в 4 км перед Симом, после чего автодорога пройдёт южнее города, пересечёт реку Сим по километровому мосту и вольётся в прежнюю трассу М-5 примерно в 12 км после Сима. Часть объектов, например, эстакаду, сдадут уже в этом году. Подробнее о реконструкции трассы М-5 в Ашинском районе мы писали ранее.

Когда указанные участки будут готовы, двух- и трёхполосными останутся примерно 160 км трассы М-5 на территории Челябинской области на отрезке от Миасса до Кропачево (через Златоуст, Сатку, Бакал, Юрюзань, Усть-Катав).

Также на трассе М-5 ведутся ремонты на нескольких участках от выезда из Челябинска до 44-го километра в Сосновском районе.

Ишь, «Иртыш». Курганское направление

Как и трассу М-5, автодорогу «Иртыш» расширяют в первую очередь вблизи Челябинска — на 12–37 километрах в Красноармейском районе. Здесь вместо двух будет четыре полосы со всей сопутствующей инфраструктурой (знаки, водоотводы, насыпи, разделительная полоса, освещение, шумозащитные экраны). В районе поселка Петровского появится выделенная полоса, около Вахрушева — дополнительные полосы. Окончание работ намечено на 2026 год. Также на 12–20 км отремонтируют уже существующую дорогу.

Дорога на Троицк перестанет троить

Магистраль А-310 в сторону Казахстана была четырёхполосной до Еманжелинска, и в этом году стартовали работы по её дальнейшему расширению на 22-километровом участке до поворота на Синий Бор. Здесь появится разделительный барьер и четыре разворотные петли в районе посёлков Борисовка и Кленовка, Ключи, Красногорский и Красносельское. После завершения этих работ останется ещё примерно 50-километровый участок до Троицка, где движение идёт преимущественно в две полосы.

Также на автодороге А-310 меняется покрытие в районе развязок с Еткульским трактом, у деревень Глинки и Дубровки, в районе Синеглазово и СНТ «Часовщик», между мостами через Увелку и Уй, а также на участке ближе к границе с Казахстаном. В общей сложности это почти 30 км магистрали: работы должны завершиться в этом году.

Трасса М-12. Быстрый путь в Казань

Платную автомагистраль строят невероятными по российским меркам темпами: участок протяжённостью 811 километров от Москвы до Казани сдали прошлой осенью, через полтора года после начала работ. Эта дорога важна и для Урала: после Казани она сливается с существующей трассой М-7, но в районе города Дюртюли отклоняется на север и идёт по территории Башкирии, Пермского края и Свердловской области до посёлка Ачит, а оттуда — на Екатеринбург и далее Тюмень. Челябинск формально остался вне этой автодороги, однако с учётом хорошего участка до Екатеринбурга, путь по М-12 от Челябинска до Москвы получается быстрее, чем по трассе М-5 в её нынешнем состоянии.

Уже готовый участок трассы М-12 идёт параллельно трассе М-7 Москва-Казань

Работы на 275-километровом участке Дюртюли-Ачит уже идут. 43 километра приходится на Свердловскую область, 92 километра — на Пермский край и 140 километров — на Башкортостан. Открыть движение планируют уже в конце 2024 года. Помимо непосредственно автодороги строят пятнадцать мостов, самые крупные — через реки Белая и Большая Сарана, и возводят две развязки плюс 32 путепровода. Запланированы не менее десяти многофункциональных зон, где расположатся АЗС, магазины и прочие удобства. Построят и несколько экопереходов, по которым животные смогут пересекать автодорогу.

Участок Дюртюли-Ачит должен быть готов в этом году. Далее М-12 пройдёт по уже существующим автомагистралям через Екатеринбург в Тюмень

Судить о темпах работ сложно, но в апреле 2024 года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявлял о 50-процетной готовности участка Дютрюли-Ачит. С учётом стахановских темпов на других участках завершение работ в этом году выглядит реалистичным.

Трасса М-12 является платной: например, проезд по 800-километровому участку Москва-Казань для легкового автомобиля обойдется в сумму около 5 тысяч рублей, что выше расходов на бензин для средней легковушки. Такая ценовая политика вызвала возмущение автомобилистов, и президент РФ Владимир Путин поручал перепроверить тарифы. Правда, пока они остаются примерно такими же, как в декабре 2023 года, когда их опубликовали.

Расстояние от Челябинска до Казани классическим маршрутом, через трассы М-5 и М-7, составляет 955 км. Если ехать по маршруту Челябинск-Екатеринбург-Ачит-Дюртюли-Казань по новой автодороге, расстояние увеличится до 1085 км (на 130 км). Однако этот гандикап компенсируется лимитом скорости в 110 км/час на трассе М-12.Первые два этапа строительства трассы М-12 завершились с существенным опережением графика. Хотя изначально трассу позиционировали, как путь и до Челябинска, в окончательном варианте наш город выпал из её географии.

Добавить комментарий