История со штрафстоянкой в Долгодеревенском, где возник конфликт с владельцем Changan Alsvin, получила продолжение: после первой публикации к нам обратилось ещё несколько человек с похожими сюжетами. Работой стоянки заинтересовалась полиция и прокуратура, а самому владельцу Changan Alsvin после вмешательства сотрудников МВД автомобиль вернули без оплаты. Мы выяснили, кому принадлежит бизнес, а также получили комментарий от руководства штрафстоянки.
С чего началась история
Changan Alsvin попал на специальную стоянку в Долгодеревенском (Свердловская улица, 1А) после тяжёлого ДТП. Водитель автомобиля погиб на месте, а его сын получил в полиции разрешение забрать автомобиль. Вернуть его штрафстоянка, по словам автовладельца, согласилась за 43 тысячи рублей, хотя машина провела там чуть больше двух недель. Чем объяснялась такая сумма, автовладельцу не пояснили. Для стоянки действует утверждённый тариф в 38 рублей в час для легковой машины. Это эквивалентно 6384 рублям в неделю.
«Мопед уже в Чебаркуле»
Близкой по смыслу историей поделился Дмитрий. К нему обратился знакомая, которая ехала на электрическом мопеде, была остановлена сотрудниками ГАИ и отказалась от медосвидетельствование на состояние опьянения. Мопед забрали на указанную стоянку, но за возврат, по словам Дмитрия, потребовали крупную сумму:
— Мы с моей знакомой приезжаем на следующий день с разрешением из ГАИ забрать этот мопед, с нас просят 11 тысяч рублей, — вспоминает он. — 24 августа 2024 года делаю заявление в полицию о том, что вымогают деньги, приезжает опер и говорит: «Сейчас буду изымать мопед». Зашёл на стоянку, постоял, пообщался с охраной, нас опросил, говорит: нет, не буду изымать, потому что у вас проблема с подтверждением права собственности на мопед. На следующий день приезжаем с документами (на право владение мопедом. — Прим. ред.), сторож говорит: «Мопед уже в Чебаркуль увезли». У них там тоже стоянка. Я написал обращение в областную прокуратуру.
По его словам, с этой стоянкой его знакомые конфликтовали не раз.
— Там уже не раз ворота спиливали, полиция приезжала и принудительно изымала транспортные средства, но всё делается только после огласки, — говорит он. — Без огласки они требуют плату. У них есть руководитель, некая Наталья Борисовна, она прямым текстом говорит: «Вы не согласны с суммой? Ну, подавайте на нас в суд». Я спрашиваю, мол, нам что, вызывать сотрудников полиции? Она отвечает: «Да вызывайте, кого хотите».
Ещё один обратившийся предоставил нам телефоны руководства штрафстоянки, сопроводив комментарием:
— Они тянут время и выставляют очень завышенные цены. Один раз у меня эвакуировали автомобиль за неправильную парковку, и я забирал его целый день. Пришлось привлечь полицию Сосновского района и Росгвардию, которая дежурила неподалеку, а ещё знакомых из спецназа… Но это было давно. А по телефону у них отвечает женщина, которая даёт охране разрешение, отпускать или нет.
Кому принадлежит стояночный бизнес
Речь идёт о спецстоянке в селе Долгодеревенское (Сосновский район), которой управляет ООО «Траст»: именно с ним заключен договор у Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Траст» зарегистрировано в Коркино в 2013 году. Учредителем компании является Сергей Петрович Пивоваров, директором — Наталья Борисовна Елькина. Финансовая история компании не очень понятна: на конец 2023 баланс составлял 10 тысяч рублей, выручка по итогам года — ноль.
Владелец компании Сергей Пивоваров также фигурировал в числе учредителей и директоров ООО «Лидер-Плюс» — компании, которая занимается штрафной эвакуацией автомобилей в Челябинске. В частности, он комментировал нашему сайту работу штрафстоянки на улице Кашириных.
Помимо этого Сергей Пивоваров имел или имеет отношение к компаниям ООО «Автоэксперт», ООО «Автомобиль», ООО «Уральская россыпь», ООО «Горка», ООО «Торговый дом „Ремжелдор“», ООО «Автомобилист», ООО «Спецтехника», ООО «Новокременкульский лесопильный завод», ЗАО «Депутатское», ООО «Автогарант». Во многих связанных с ним компаниях директором числится Наталья Елькина.
По данным сайта mintarif.gov74.ru структуры Сергея Пивоварова отвечают за работу спецстоянок в ещё нескольких районах Челябинской области: в Чебаркульском и Коркинском (ООО «Спецтехника»), Миасском (ООО «Траст»), Южноуральском (ООО «Автоэксперт»), Еткульском (ООО «Горка).
Как руководство стоянки прокомментировало конфликт
Мы связались с директором ООО «Траст» Натальей Елькиной. Она пояснила, что специальная стоянка в селе Долгодеревенское работает с региональным Министерством дорожного хозяйства и транспорта по договору, используя утверждённые тарифы: стоимость перемещения автомобиля в пределах района составляет 2821 рубль, час хранения обходится в 38 рублей (для легковых машин). Однако из-за отсутствия аналогичных штрафстоянок в соседних районах, в частности, в Аргаяшском, на стоянку в Долгодеревенском везут машины с других территорий. В этом случае, по словам Натальи Елькиной, действуют уже другие тарифы, конкретизировать которые по телефону она отказалась, уточнив лишь, что они прописаны в договорах с МВД.
По словам Натальи Елькиной, Changan Alsvin доставили на стоянку 8 сентября, сын погибшего явился за ней 16 сентября. Поскольку авария случилась в Аргаяшском районе, стоимость доставки была выше, чем в пределах Сосновского района, и исчислялась в зависимости от километража. Точный тариф руководитель предприятия назвать отказалась, попросив оформить официальный запрос (мы это сделали).
По её словам Сергей, сын погибшего водителя Changan, пришел за машиной, не являясь её владельцем. Сам Сергей ранее пояснял нам, что машиной владеет его брат, а у него есть генеральная доверенность, но Наталья Елькина настаивает, что данный документ не был показан охране. В результате, Сергею предложили оплатить услугу с учётом вывоза автомобиля со штрафстоянки до указанного места.
Мы просили Наталью Елькину уточнить, почему в принципе зашел разговор о стоимости такой услуги, если человек явился (по её версии) за чужим автомобилем. Она ответила, что у него было разрешение МВД забрать машину, но не было полного пакета документов для её получения. В связи с этим ему предложили оплатить услуги по доставке машины до места назначения, посчитав предварительную сумму. Какой именно тариф при этом использовался, нам обещали конкретизировать в ответе на письменный запрос.
Мы оформили его и направили в адрес ООО «Траст».
Как реагируют власти
В Миндортрансе на нам ответили, что между ведомством и ООО «Траст» есть договор, заключенный на конкурсной основе, но он распространяется только на автомобили, которые задерживают в рамках статьи 27.13 КоАП РФ (то есть за нарушения ПДД). Changan находился на стоянке после совершения ДТП, и данные правоотношения договором не регулируются. В Миндортрансе уточнили, что автомобиль уже изъят у штрафстоянки сотрудниками ОМВД по Сосновскому районе Челябинской области — это же подтверждает сам Сергей и руководством стоянки.
В прокуратуре Сосновского района нам сообщили, что в связи с деятельностью данной автостоянки было несколько обращений: сейчас проводится проверка, по её результатам будут применяться меры реагирования.
В ГУ МВД по Челябинской области пояснили, что в курсе ситуации и оперативные работники проводят проверку и устанавливают все обстоятельства случившегося.
Сам термин «штрафстоянка», какой-то ущербный. Как бы наказание в помещении автомобиля на эту стоянку, а размер штрафа определяется проворностью и расторопностью владельца. Как-то не так должно определяться наказание.
Ну а в случае ДТП вообще какой штраф? Зачастую нужно виновника установить еще, может и не автовладелец это вообще. Но авто задерживается как вещдок и пока идёт следствие владелец должен платить этот дикий тариф?
По факту имеем полукриминальную схему получения дани с автовладельцев, которую крышуют власти и менты.
На самом деле, штрафстоянкой я называю такие заведения не вполне корректно — просто термин устоялся, привычен. Строго говоря, это «специализированная стоянка для задержанных транспортных средств». Но сиё в заголовок не входит)
По тарифам: согласен, даже если отбросить беспредельность этой конкретно стоянки, им по закону разрешено брать до 55 рублей в час. И сумма не меняется в зависимости от того, сколько времени стоит машины (то есть не так, что с третьих суток идёт посуточная тарификация — нет, остаётся почасовой). То есть год на такой стоянке стоит 482 тысячи рублей, а разбирательства по уголовным делам могут длиться и дольше. Короче, вопросики
У меня в 2012-м году машина 2 месяца так простояла после ДТП, пока лечился(руку сломал), пока следствие. приехал забирать, а там, как помню, больше 40 тыс. просят. По итогу следователь что-то там договорился, квиточек написал и мне по нему машину отдали за какие-то приемлемые 40-50 руб. в день.
Но впечатление от этой шараги осталось мерзковатое, очень мутное место.
Да, с тарифами вопрос. Чем эта стоянка отличается от обычной? Да радикально ничем. Я плачу 1700 в месяц, ну пусть с учётом того, что там улики и вещдоки, будет 3000 в месяц или 18 тысяч за полгода. Но не 500 тысяч, как сейчас
У меня почему-то есть внутреннее ощущение, что за хранение вещдоков должно другое ведомство платить. Хоть может я и не прав.
А стоянка эта отличается от обычной тем, что от её услуг в некоторых случаях отказаться нельзя, поэтому ценообразование там не рыночное.
Ну да. По логике это должны быть государственные расходы. А так получается решение о том, когда выпустить машину, принимает следователь, а платит по фиксированным тарифам человек, который вообще может быть не виновен в ДТП.