Комментарии под подкастом про цыганские погромы по результатам моей поездки в Коркино симптоматичны. Думаю, они кое-что рассказывают о нашем обществе, так что пригодятся для социального среза. Главное эмоция комментариев: недифференцированная ненависть к цыганам и ко всем, кто не готов их изобличать.
В Коркино я поехал спонтанно: главред позвонила в пятницу утром и сказала, что ночью были погромы (я тогда не представлял их масштаба) и что нужен репортаж. По дороге оператор Миша зачитал мне последние новости про сожженные дома и машины, про стрельбу.
Отдельная команда у нас работала по убийству Елены Сарафановой, а моя задача была, скорее, в общих чертах понять, в чем суть конфликта коркинцев и цыган. Я ехал с настроением поговорить с коркинцами, а что касается самих цыган, думал, что их либо не будет, либо они откажутся говорить. Те, кому есть, что скрывать, обычно так и делают.
Приехали в Коркино, спросили у местных, где были погромы, и чем недовольны коркинцы. Меня удивило, что первые спикеры хоть и выражали недовольство цыганами, но, скорее, бытовое. Курят, шумят, косо смотрят. Я спросил, были ли криминальные разборки, крупное воровство — нет, говорят, не было.
Едем дальше по улице Тимофеевки (это частный сектор около Коркино), видим разбитые дома. Останавливаюсь у одного из них и вижу человека: коль скоро цыган я не так чтобы очень отличаю, сразу даже не ясно было, кто он такой. Вижу, он меня заметил и не прячется. Подошел, познакомился — это был Николай из репортажа. Собственно, с ним и разговорились. Мне сейчас многие пишут: да по нему видно, что он жулик. Хм-хм, ребята, ну, если вы такие специалисты в определении жуликов по фотографиям, надо срочно вербоваться в полицию — там такие таланты точно нужны. По мне — это что-то вроде того знаменитого эксперимента из фильма «Мы и они», где двум группам показывали фотографию одного и того же человека, но первой говорили, что это серийный убийца, а второй — что это великий ученый. И первые видели презрительный взгляд, а вторые — волевой подбородок.
Я, как журналист, в таких случаях стараюсь не скатываться сразу к предубеждениям, и это не потому, что я кого-то пытаюсь выгородить. Это правило, выработанное самой журналистской практикой. Очень часто истории, преподнесенные одной стороной, переворачиваются с ног на голову, когда добавляется мнение второй стороны. Поэтому от нас всегда требуют хотя бы попытаться услышать всех причастных. Когда коркинцы начинают мне объяснять, что уже в самом факте разговора с цыганами я попер против какой-то там истины, мне это кажется странным и немного сектантским. По их мнению, я должен, не вникая, принимать на веру все, что они говорят? Ну нет, я так не работаю.
В Коркино я бывают часто. И, например, рассказы коркинцев про особенно беспредельную езду цыган, лично подтвердить не могу: за пятнадцать лет регулярных визитов в Коркино я всегда считал его сонным городском, где быстрее 40 км/час никто не ездит. Не спорю, может быть, я не нарывался на цыганские машины, может быть, они ездят по ночам— не знаю. Я спрашивал знакомых в Коркино еще до всех событий, есть ли проблема цыган. Те, с кем я общаюсь, никакой проблемы не видели. Опять же, не настаиваю, что это универсально, это просто одна из частей мозаики.
В тот день я много говорил с возмущенными коркинцами. Претензий к цыганам у них много, поэтому приведу по порядку, а также те спонтанные мысли, которые у меня возникали в голове.
1. «Вредная власть разрешила цыганам жить в Коркино» // А как можно гражданам России запретить жить в каком угодно месте, размеченном под ИЖС?
2. «Цыгане не идут в армию и на СВО» // Как и очень многие представители других наций и народностей.
3. «Цыгане торгуют наркотиками» // А вот это серьезное обвинение. Если цыгане торгуют наркотиками настолько открыто, что знает весь город, то у меня больше вопросов к полиции Коркино, а также к Лощининой, Текслеру и так далее. Либо этого нет, либо это гигантский проеб властей, и тогда помимо конкретных арестов цыган мы должны увидеть еще более масштабные зачистки в МВД и не только.
4. «У цыган много оружия» // Кажется, это правда. И это также требует исследования, и логика аналогичная той, что отражена в предыдущем абзаце. Помимо оружия важны и факты его применения.
5. «У цыган хорошие дома» // Зависть — плохое чувство. К слову, дома не настолько хорошие: скорее, они выделяют на фоне общей коркинской скромности.
6. «Цыгане нигде не работают» // Это надо проверять. Вопрос, скорее, в источниках дохода, и тут мы возвращаемся к возможному криминальному следу, но все это нужно доказать и заодно спросить с тех, кто закрывал на это глаза (если было).
7. «Цыгане не так ходят, не смотрят, не так паркуются, не так празднуют…» // Да, соседи могут раздражать: распри между владельцами смежных участков — дело довольно заурядное и с национальными особенностями не связано. Наш сосед в Коркино одно время жег весь пластиковый мусор в бане. Пошли, поговорили, урегулировали. Не думаю, что национальность тут имеет какое-то значение: шуметь, бухать, криво парковаться может кто угодно.
8. «Цыгане — не граждане России, их нужно депортировать» // Хм-хм, тут один шаг до того, чтобы поставить вопрос, какие еще люди по тем или иным причинам не граждане России. Я знаю, что в нашем обществе сейчас есть желание выдворить из страны всех, кто живет не по их шаблонам, но сам я такую логику не принимаю. Если человек поколениями живет в России и имеет гражданство, его можно осудить за преступление, но огульно переселять целые семьи и народности — это дичь, которую я поддерживать не буду.
9. «Цыгане имеют лапу в полиции/администрации» // Вполне допускаю. В этом также нужно разбираться и спрашивать не только с цыган, но и с полиции и администрации. Они играют по тем правилам, которые им предложили. Большая ответственность тут на тех, кто эти правила устанавливает.
10. «Цыгане живут за счет пособий, налоги не платят» // Ну, это же вопрос выбора. Попробуйте и вы жить за счет пособий, наверняка обнаружите, что у такого подхода есть плюсы, а есть неудобства, и тут уж кому что нравится. Вопросы законности описывал выше.
В этой истории меня удивляет гипертрофированность претензий к цыганам: послушать коркинских националистов — так вообще все проблемы России только от цыган (позавчера с геями боролись, вчера с мигрантами, теперь цыгане, завтра кто к вам на разделочный стол попадет?). Может быть, вы меня и убедите со временем, но тут как минимум нужна доказательная база, а не только народная молва.
Я вообще не верю, что в стране, где за пост в соцсетях можно присесть на десять лет, у власти нет рычагов, чтобы обеспечивать законность в отдельно взятой общине. И потому тут странно возлагать 100% ответственности только на цыган. Я бы сказал, они берут столько, сколько им дают. Вряд ли в нашем автократичном государстве с его крепчающим силовым блоком может быть иначе.
Я не пытаюсь идеализировать цыган: я их мало знаю. Я поддерживаю самое суровое наказание для убийцы Елены Сарафановой, а также максимально придирчивое разбирательства насчет наркотиков, оружия и цыганских связей во власти. Но все же я предлагаю не бежать впереди паровоза и не грести всех под одну гребенку.
В целом проблема выглядит запущенной, причем даже не важно, с какой стороны. Если цыгане не настолько демоничны, значит, власти упустили рост необоснованных националистических настроений. Если цыгане действительно организовали масштабную ОПГ в смычке с властями: это дело надо искоренять, но не забыть также нахлобучить всех причастных от самих властей.
И нужны понятные правила игры. Почитал про цыган немного (не претендую на экспертность). Специалисты по этой народности пишут, что они обычно подчиняются правилам того социума, в котором живут, если к ним применяется «неизбирательное правосудие»: то есть когда судят не за то, что цыган, а за то, что преступник. И этот подход я целиком поддерживаю. Осталось внедрить.
А погромы и сожженные дома — это фу.