Автопилоты и снег. Кажется, последние препятствия для использования в России устранены

В России тесловский автопилот работает в урезанном режиме, но на севере Канады показывает впечатляющие результаты

Чем меня поразили последние версии «тесловского» автопилота FSD v13 — это их уверенной ездой по заснеженным канадским дорогам с невидимой разметкой. Я отсмотрел несколько часов видео с бортовых камер, и должен признать, что умение машины ориентироваться по колеям и едва видимым обочинам впечатляет. Именно неприспособленность ранних автопилотов к сложным условиям считалась основной причиной невозможности их использования в России, но, кажется, проблема близка к решению. Помимо «Теслы» автопилоты высокого уровня делают китайские компании, например, Avatr, пришедший в Россию официально. Ниже — небольшой обзор лучших автопилотов 2025 года. Что интересно, подходы «Теслы» и китайцев радикально отличаются, и чья концепция победит — неясно.

Что умеет «Тесла»

Автопилот Tesla ходит в подающих надежды уже много лет, а Илон Маск регулярно обещает запустить полностью автономные машины года этак с 2016. После ряда смертельных аварий с автопилотируемыми «Теслами» компании пришлось переквалифицировать свою систему в автопилот второго уровня, то есть требующий непрерывного контроля водителя, и, казалось бы, тема зашла в тупик. Но нет.

С выходом в конце 2023 года системы FSD v12 стало ясно, что большой прорыв достигнут. С этой системой «Теслы» перестали вести себя как напуганные ученики автошколы, которые ждут до потери пульса прежде, чем выехать на главную дорогу или повернуть налево. Поведение машин стало естественным даже в запутанных ситуациях, например, при езде по парковке, где машины и люди идут вперемешку и довольно хаотично. Однако система FSD v12 все же требовала вмешательства в управление, скажем, за тридцатиминутную поездку блогер-тесловод экстренно брался за баранку раза три-четыре. Присутствовали и глюки, например, иногда машина могла вдруг без явной причины сбросить скорость на пустой трассе.

Счастливое число 13

Версия FSD v13 — еще один шаг на пути к универсальному автопилоту. «Тесла» полностью переобучила систему, используя данные с камер автомобилей, которыми управляли живые водители. Упрощенно говоря, FSD v13 копирует поведение реального водителя, как никакая другая система до него. Это, кстати, чувствуется: на видео с бортовых камер видно, что FSD v13, например, может проехать под знак Stop без обязательной остановки, если поперечная дорога пуста (прямо как реальные люди).

Теоретически автопилот «Теслы» готов к российским условиям, но для полноценного запуска потребуется тщательная калибровка системы: светофоры, знаки и некоторые ПДД у нас отличаются от американских

Но главное, улучшились возможности «селфдрайва» в сложных условиях, например, на полностью заметенных дорогах. В YouTube есть уже тонны видео такого рода, и вот, например, проезд снежного перевала в Колорадо в режиме автопилота. Система не идеальна, и водителю все равно приходится иногда брать контроль на себя, но все же 99% ситуаций автопилот отрабатывает самостоятельно. Сама «Тесла» заявляет о шестикратном снижении вмешательства человека по сравнению с предыдущей версией.

У китайцев — другой путь

Тесловский автопилот полагается исключительно на визуальную информацию с восьми камер. Система «видит» примерно то же, что и живой водитель, обрабатывая данные по нейросетевым алгоритмам.

Китайцы используют гораздо более сложный подход. Например, Avatr 11 с системой автопилота Huawei Qiankun ADS помимо 11 камер высокого разрешения имеет три лидара, три радара и сонары. Что это за зверинец?

Автомобили Avatr теперь можно купить в России официально: бренд представляет материнская компания Changan. Цена на электромобиль Avatr 11 стартует от 7 млн рублей

Лидары — это источники лазерного излучения, которые по отраженному сигналу вычисляют расстояния до объектов, позволяя строить 3D-карты местности. В помощь им действуют радары: они дают не столь детальную картину, зато могут обнаружить препятствие в темноте или густом тумане. Сонары (ультразвуковые датчики) используются для «ближнего боя» — парковки и тесных разъездов. Потенциал у китайской системы, в теории, выше, ведь она снабжает «мозги» автопилота информацией, которая обычному водителю недоступна. Зато «тесловский» подход проще, дешевле и его удобнее интегрировать в машину.

Медийного шума от «тесловских» систем больше, но китайский автопилот тоже впечатляет: например, вот ролик проезда Avatr 11 по китайскому мегаполису без вмешательства водителя. Меня особенно впечатлило поведение машины в аварийной ситуации на моменте 36:28 — обратите внимание на спокойствие владельца, который даже не взялся за руль. Белая машина в правой полосы агрессивно подрезала автопилотируемый Avatr, но он отреагировал грамотно: сбросил скорость и отклонился влево, насколько позволяло место.

Совсем без водителя

И «Теслы», и китайские автопилотируемые автомобили могут ездить совсем без водителя, правда, пока в режиме парковки. У Tesla, например, есть режим вызова машины, чтобы она подъезжала с дальнего конца парковки к выходу из супермаркета. Аналогично Avatr может самостоятельно заехать на многоуровневую парковку и встать на свое место или выбрать другое свободное.

Многие из этих систем близки к автопилоту пятого уровня, который не требует надзора со стороны человека, но формально относятся ко второму уровню (непрерывный контроль водителем). Причина, скорее, не техническая, а законодательная: де-юре за любое ДТП по-прежнему отвечает водитель. И все эксперименты с ездой без рук проводятся на свой страх и риск.

 

Впрочем, дочка Google, компания Waymo, с 2018 года предлагает полностью автопилотируемые такси на базе Jaguar i-Pace. Сначала компания освоила пригороды Остина, затем переместилась в Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Ареал таких машин пока ограничен, но манера их езды довольно естественна, пусть неспешна. Частота мелких аварий оценивается как одно ДТП на 160 тысяч километров, что вполне сопоставимо с результатами очень аккуратного живого водителя.

Без автопилота нет будущего

Для Tesla внедрение автопилота является практически вопросом выживания. Много лет компания ставила на электромобиль ценой до $25 тысяч (в народе его прозвали Tesla Model 2), но отказалась от идеи — нерентабельно. Вместо «двойки» прошлой осенью презентовали Cybercab без руля и педалей, который Илон Маск обещает запустить в ближайшие годы (в случае с «Теслой» это можно означать срок от года до пяти). Отсутствие конкретики о проекте Cybercab наводят на мысли, что проект находится на ранней стадии, но в любом случае «Тесла» близка к созданию автопилота пятого уровня.

Tesla Cybercab не имеет руля в принципе. Показанный в октябре 2024 года явно далек от серийного производства

А что в России?

Большую работу в этом направлении делала компания «Яндекс»: ее автопилотируемые такси на базе Hyundai Sonata ездили по Москве и совершали пробег до Казани. Но судить о качестве российского автопилота сложно: в отличие от Tesla или Avatr, его нельзя оценить независимо на частной машине. После начала СВО новостей о российском автопилоте стало совсем мало, а часть «беспилотной» команды «Яндекс» перебазировалась из Израиля в США и работает под вывеской Avride. Одно из последних сообщений «Яндекса» на тему — планы по запуску автопилотируемых такси в Ясенево.

7 Comments

  1. Новости из другого мира, где не пытаются заново создать суверенные технологии пятидесятилетней давности.

    И еще пять копеек оффтоп, не знаю что со мной не так но когда 74-ка вставляет в статью видео, я не могу посмотреть его без тормозов и дёрганий ни на одном устройстве и на любом интернете. Надеюсь Тесла надежнее работает с видеопотоком )

    1. Я почти уверен, что Россия не избежит автопилота (хочется сказать, в управлении государством, но пока, конечно, речь про автомобили). Россия в автомобильным смысле — страна глубоко вторичная, с лагом 10-15 лет повторяющая все, что делают развитые страны. Сегодня и запад, и братский Китай развивает автопилот невероятными темпами, так что вопрос лишь в законодательной казуистике. Думаю, на это уйдет лет пять-десять. Сначала увидим автопилоты на дорогих машинах, типа «Зикров» и «Аватров», плюс в такси, а потом и в массы пойдет. Тесловская система, в теории, не очень дорогая, да и китайская стала доступнее из-за удешевления лидаров.

    2. По видео на 74-ке — стараюсь его не смотреть, чтобы не подавиться рекламой каждый 20 секунд. Может быть, именно рекламные ролики у вас не запускаются и подвешивают все видео? Попробуйте резалку поставить, очень удобно, сайт 74ру становится чистым, как лицо младенца )

  2. Да я переживу без видео с 74-ки. Тут больше вопрос к компании выпускающей такой продукт, которому нужно как-то специально приспосабливаться. Примерно как наш автопром недавнего прошлого(почему-то хочется верить что Веста всё же шаг вперёд, хотя и сделанный уже почти 10 лет назад).

    Россия не избежит автопилота, но его сюда привезут уже готовым продуктом, как Айфон в коробочке. А ещё недавно, кажется, у Яндекса были амбиции влезть в эту нишу.

    1. Про Яндекс в статье есть. Ощущение, что подзаглохло дело. Так что да, в коробочке. Или, скорее, китайцы дадут технологию, а с российской стороны будет адаптация, потому что автопилоты нужно учить на месте.

      По 74ке — используется внешний модель Vikeo, может быть, проблемы на его стороне. Массовых жалоб на неработающее видео вроде нет. Включил ради интереса ролик с погоней — у меня работает.

  3. Будем считать что у меня уникальное сочетание гаджетов и провайдеров, дающее подобный результат )

    1. У меня то телегу отрубит, то ВК слетит — кого ни спрошу, у всех норм. Думаю, мы живем в такие времена, когда рубильники включаются и выключаются весьма хаотично, а поскольку интернет запитан на кучу разных сервисов, то и результат часто непредсказуемый

Добавить комментарий