
Выпуск российских электромобилей e-Neva на бывшем заводе Toyota в Питере отложен на неопределенный срок, пишет «Коммерсант». Кроссовер разрабатывал оборонный концерн «Алмаз-Антей», и макет даже был показан публике. Это далеко не единственный проект росавтопрома, презентованный с помпой и закончившийся ничем: рассказываем об этом фиаско и вспоминаем другие (а их немало).
Как утекла «Нева»
Концерн «Алмаз-Антей» специализируется на производстве систем ПВО. Проект электромобиля появился в его портфеле еще до начала СВО в рамках программы по увеличению доли гражданской продукции, которая к 2030 году должна была достичь 50%. Непосредственно разработкой занимался «Обуховский завод» концерна. После начала СВО приоритеты изменились, и, по данным «Коммерсанта», сейчас «концерн перегружен основными задачами».
— Проект e-Neva заморожен. Думаю, что навсегда, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Жалко, что его вообще начинали и потратили деньги впустую: между блестящими системами ПВО С-400, которые создаёт «Алмаз-Антей», и электромобилями — пропасть. Производители подводных лодок не выходят на рынок мультиварок, а зерновики не пытаются строить экскаваторы.
«Электро-Калашников» и другие
Помимо диверсификации военных производств проект e-Neva укладывался и в другую тенденцию: в 2021 году Минпромторг объявил о запуске в России производств электромобилей, пообещав потратить на это сотни миллиардов рублей. Под щедрые посулы засуетились бизнесмены, предлагая прожекты, часть которых уже благополучно умерла.

Например, не состоялась сборка FAW Bestune NAT в Саратовской области, нет новостей о малогабаритном электрокаре L-Type (кстати, тоже концерна «Алмаз-Антей»), забуксовал проект «Автотора» по выпуску собственного электромобилям, а китайские машины под брендом «Амберавто» продаются неважно (149 штук в 2024 году).
— E-Neva присоединяется к Zetta, Электро-Калашникову, «Элладе» и прочим недоразумениям, на которые потрачены государственные деньги без всякого смысла. И за это никто не ответил. В случае с Zetta — пока никто не ответил, — продолжает Антон Шапарин.

Zetta — это появившийся еще в 2018 году проект по выпуску компактных электрокаров, который пытался освоить государственные субсидии, но так ничего и не достиг. Все закончилось возбуждением уголовных дел за мошенничество в особо крупном размере. В 2023 году уже писал, что попытка вклиниться к «зеленую» тематику выглядит распилом с электроприводом.
Кто следующий?
По мнению Антона Шапарина, череда заморозок проектов на этом не закончится:
— Кто дальше в списке? Думаю, EVM-PRO. Проект электрификации автомобилей УАЗ изначально выглядел утопией. Скрестить ежа и ужа не получится, мичуринский подход в автопроме невозможен. Но авторы идеи слишком хорошо рисовали презентации и давали обещания, что их электро-УАЗ за 4+ млн рублей будет очень востребован. Собирали предзаказы, получили поддержку от государства. Сейчас выясняется, что и очереди за «Уазо-Теслами» не стоит, и производить не получается. Надеемся, что правоохранительные органы заинтересуются этой ситуацией.
Из еще живых проектов можно назвать Evolute — под российской маркой собирают китайские электромобили, к которым в 2024 году добавился первый гибрид i-Space. Продажи стагнируют: в 2024 году реализовали менее 1,6 тысячи «Эволютов», из которых часть приходится на государственные закупки.

«Москвич» выпускает электрическую версию кроссовера «Москвич-3», но и здесь основной спрос идет со стороны госслужб, а всего в 2024 году продано 1,8 тысячи машин. Для сравнения, значительно более дорогие Zeekr купили 7,6 тысячи раз без всякой господержки.
В подающих надежды который год ходит проект «Атом». Его предтечей был прототип «Кама», созданный еще Камазом, но с тех пор «Атом» ушел в свободное плаванье и обещает электромобиль на российской платформе уже в 2025 году. Разработчики выдают информацию о нем регулярно, но малыми порциями, и подробностей о месте и дате начала выпуска пока нет. По одной из версий, «Атомы» будут собирать на автозаводе «Москвич», однако есть и планы по созданию предприятия в Китае. Перспективы «Атома» в любом случае весьма неопределенные:
— К нему тоже большие вопросы: кому нужен заднеприводный крохотный электромобильчик за 4+ млн рублей? — рассуждает Антон Шапарин. — Я таких людей даже представить не могу. Особенно десятки тысяч таких людей.

По концепции «Атому» близок электромобильчик Ora, который продает китайский концерн Great Wall через автосалоны Haval. В прошлом году куплено лишь 500 симпатичных хетчбэков. «Ору» экспортируют из Китая, поэтому уровень спроса для нее не так критичен, но для местного производителя такие продажи стали бы катастрофой.
Мало что известно о продажах электрической Lada e-Largus с ее абсурдной ценой: проект стартовал в прошлом сентябре, но до конца 2024 года ни одного электрического фургона не продали.
Это происходит на фоне общего снижения интереса россиян к электромобилям: после успешных 2022–2024 годов, начало 2025-го складывается плачевно: так, Zeekr 001 в феврале прошло года купили 665 раз, в этом — 121 (пятикратное падение).

Управляющий директор компании FRANK AUTO Ирина Франк считает, что причина — в повышении грамотности потребителей:
— Клиенты стали требовательнее: они хотят не просто купить электромобиль, но и получить полный сервисный пакет — мастер-аккаунт, гарантию обслуживания, возможность ремонта и диагностики, а также обучение использованию функций вроде автопилота, — поясняет она.
В Китае же продажи электромобилей сравнялись с реализацией классических машин с ДВС.