Chery: продолжение истории

Чтобы не плодить сущности, оставлю здесь ссылку на разбор ситуации с Chery на 74.RU. Напомню, что после разговора с дилерами у меня возникло стойкое убеждение, что марку снимают с российского рынка, то есть юрлицо остается, а бренд меняется на Tenet.

В конце прошлой недели опросил еще несколько дилеров, и в целом, они подтверждают переход на Tenet, хотя точный тайминг неясен. В отличие от Geely, которая параллельно продает Belgee, здесь речь об относительно быстрой замене одного бренда на другой. Если это подтвердится, то в какой-то перспективе марка Chery просто забудется.

Автоэксперт и бывший глава РОАД Олег Мосеев так прокомментировал ситуацию:

«Да, действительно, речь идет о полной замене бренда Chery на бренд Tenet, и это не уникальная история для Chery, потому что в Иране они продают автомобили под брендом Xtrim. Chery является крупнейшим экспортером среди китайских компаний, и, вероятно, они опасаются вторичных санкций, поэтому в России переходят на другие бренды. Мы видим, что китайцы не сильно верят в нормализацию отношений между Россией и западным миром в ближайшее время. Chery — не самая крупная компания в Китае, но они первыми начали ориентироваться на внешние рынки и стали самым крупным экспортером китайских машин. Поэтому они считают, что какие-то проблемы с брендингом в России для них менее рискованны, чем попытки оставаться в стране под своим именем».

В самой компании Chery яростно отрицают возможный уход, вернее, на прямые вопросы отвечают примерно так: «У нас все хорошо, мы работаем, наша единственная стратегия — развивать бренд». Однако мне сложно принимать эти слова за стопроцентную истину, например, на вопросы о выпуске Chery в Калуге представитель компании продолжает играть в кошки-мышки, переспрашивают: «Что, в Калуге что-то выпускают? Какой-то бренд Tenet? Это надо у них спрашивать, что они там выпускают». Такой, блин, секрет Полишинеля. Тут губернатор Калужский с этими машинами фоткается, а мы все равно делаем вид, что это не Chery. Такой бизнес, конечно, уважения вызывать не может: подпольный цех, ей богу, а не автопром.

Во мне крепнет убеждение, что Chery и не имела особенно масштабных планов на Россию, и в 2022-2024 годах не столько сделала ставку на наш рынок, сколько просто монетизировала удобную ситуацию: конкуренты ушли, можно было задрать цены и продавать набор из трех кроссоверов с хорошей маржой за счет прямого импорта. Когда встал вопрос о дальнейшем развитии и необходимости инвестировать, Chery, видимо, приняла «трудное решение», передав все риски российской стороне в лице AGR Automotive Group. Понятно, что это не вина Chery (бизнес есть бизнес): скорее, это показатель того, насколько токсична работа с Россией и насколько мало стратеги Chery верят в нормализацию отношений и в экономический рост страны.

При этом марке есть, что терять. Вот FAW или DFM могут уходить и возвращаться, никто не заметит. А Chery в 2023 году стала самой доходной иностранной компанией в России, а наш рынок — главным экспортным направлением для нее. И фундамент этого успеха — узнаваемый бренд.  Тут все совпало: марка долго присутствовала в России, постепенно улучшалась, поэтому в 2022 году оказалась в наилучшей позиции. От этой точки можно было идти дальше, но, видимо, аналитикам Chery слишком очевидны проблемы страны, которые до россиян в своей массе дойдут чуть попозже.

И хотя этот возможный уход вызывает у меня удивление, объективно Chery никогда не относилась к российскому рынку с той серьезностью, что VW или Renault. Например, марка так и не смогла заиметь здесь полноценное производство: были попытки с «Автотором», ТагАЗом, а недавно с Xcite, но, скорее, по инициативе российской стороны и за ее счет. Поэтому, наверное, и удивляться не стоит: как и раньше, Chery выбирает путь наименьшего сопротивления.

А перспективы Tenet крайне туманны. Нынешняя линейка кроссоверов Chery (Tiggo 4, Tiggo 7, Tiggo 8) — неплохая, но и не выдающаяся. Может быть, в раскрутку Tenet вольют беспрецедентные деньги, и тогда через год-другой он превратится в бренд, по силе сопоставимый с Haval? Не исключено. Правда, не очень понятно, кто это будет делать: российская сторона, китайская или переложат все на дилеров. Короче, интрига сохраняется.

Добавить комментарий