Продажи автомобилей упали. Весна не спасла

Март предсказуемо оказался плохим месяцем для российского авторынка: продажи упали на 45,5% относительно уровня прошлого года, то есть почти вдвое. Об этом сообщает агентство «Автостат». Близкие цифры приводит Ассоциация европейского бизнеса: по их данным, рынок упал на 45%. Результат лишь немногим лучше марта 2022 года, когда продажи снижались сразу на 59%.

АВТОВАЗ выступил чуть лучше рынка, но тоже снизил продажи на 33%. Глава предприятия Максим Соколов назвал такие результаты драматическими, и связал их как с высокой ключевой ставкой, так и большими запасами непроданных иномарок, которые он оценил почти в миллион единиц (если это верно, при сохранении уровня продаж очистка складов растянется до конца года).

За счет быстрого падения остального рынка АВТОВАЗу удалось даже нарастить свою долю до 31%, что выше прошлогоднего уровня в 28% и заметно больше целевого показателя в 20%, который выставляли заводу в докризисные времена. То есть влияние «Лады» на авторынок в последнее время только возросло.

Lada Granta, вышедшая на рынок 14 лет назад, остается лидером продаж

В стане иномарок ситуация мрачнее: лидером рынка остался Haval, потеряв 39% продаж. Китайский производитель продолжает пожинать плоды наличия полноценного завода в России, и кроссовер Jolion остается бессменным лидером среди моделей-иномарок. Но и Haval страдает от снижения спроса и играет ценами, что приводит к парадоксам: например, ряд моделей 2025 года выпуска сейчас дешевле, чем остающиеся в продажи машины 2024 года.

Geely, в прошлом марте занимавшая второе место, снизила продажи втрое и спустилась на строчку ниже: еще немного, и ей начнет угрожать Changan. Впрочем, результаты Geely усугублены переводом наиболее популярных моделей под марку Belgee, которая занимает седьмое место, но также теряет продажи (-11%).

Chery потеряла 35%, что выглядит относительно неплохим результатом. При этом будущее бренда в России туманно: по информации дилеров, его заменят на российскую марку Tenet.

Более чем вдвое просели продажи Changan и Omoda, а из марок-лидеров относительно неплохо смотрится Jetour (-19%), что отчасти связано с эффектом низкой базы. По этой же причине положительную динамику демонстрируют Jaecoo и Solaris — последний попал в топ-10 российского авторынка впервые.

Марка Solaris представлена моделями Hyundai и Kia. Сборка идет на том же заводе под Санкт-Петербургом

Из десятки выпал Lixiang: прошлый март стал для китайских гибридов звездным часом, но с тех пор продажи перманентно сокращались.

Не попал в десятку и «Москвич». Для него прошлый март также сложился отлично на фоне радикального снижения цен. Хотя они с тех пор особенно не выросли, в этом марте продажи почти втрое хуже: 1,2 тысячи машин против 3,4 тысячи.

Тенденция 2025-го для авторынка — ниспадающая. В январе был зафиксирован прирост продаж на 11% (относительно аналогичного периода прошлого года), в феврале уже был спад на 25%, в марте — более 45%. Надежды на восстановление спроса к высокому сезону пока не оправдались. Настолько слабых продаж в начале года не было уже почти 10 лет.

В дилерской среде в качестве причины чаще всего называют высокую ключевую ставку: до ее повышения у некоторых китайских марок до 80% машин продавалось в кредиты, удорожание которых отсекло изрядную часть клиентов. Дилеры при этом отмечают, что не менее важен отток денег на вклады: платежеспособные клиенты предпочитают не тратиться сейчас, а положить сбережения в банк на полгода-год.

Влияет на рынок и ожидание прихода западных автопроизводителей, хотя вероятность этого невелика. Наиболее реалистичным сейчас кажется возвращение южнокорейских марок, но даже это пока лишь предположения.

Добавить комментарий