Самые проходимые на планете

«Я, искала тебя, ночами темными…»

Вот и я давно искал машину, которой можно присудить звание самой проходимой среди сухопутных. И, кажется, нашел. В Нижнем Тагиле вездеход ДТ-30П обаял меня своими насекомьими повадками: покуда танки упражнялись в искусстве стрельбы, эта «гусеница» излазила все окрестные холмы, а потом занялась аэробикой перед главной трибуной: то ковшом выгнется, то мостиком встанет. Мы смеялись – самая пижонистая из всех. Вид у нее совершенно добродушный, скорость небольшая – до 40 км/час – но вживую кажется очень проворной.

 

Потом я подошел к ДТ-30П (второе название – «Витязь»), заглянул в салон. На полигоне машина казалась не такой уж большой – с «Икарус». Вживую это двухэтажный дом на траках, и чтобы попасть в кабину, желательна приставная лестница. Внутри – рулевое управление и пять сидушек в ряд. Кто-то удачно пошутил, что если на таком отправиться в путешествие, во втором звене можно возить сауну. От этой бредовой идеи у меня аж слюни потекли: ну в самом деле, если превратить ДТ-30П в дом на колесах, можно жить с комфортом вдали от цивилизации месяцами. Правда, есть некоторые сложности, но об это чуть позже.

Эргономика и ощущение качества никогда не были сильными сторонами российской техники. Французские и итальянские бронемашины по этому параметру разбивают нас на голову, но что касается проходимости, тут мы короли

Ну так вот, приехав домой, я посмотрел, почитал, и понял, что в Нижнем Тагиле я видел ЕГО. Самый проходимый сухопутный транспорт в мире. Если вы найдете опровержение этому факту – велкам, но я не нашел.

Судьба этого обаятельного чудовища оказалась весьма драматичной. Он создавался в 70-х на энтузиазме главного конструктора Константина Осколкова для армии, но так сложилось, что в армию фактически не попал. Вмешалась политика и чьи-то интересы, и армейских он выручал в крайних случаях. Тем не менее, «Витязь» доказал свои уникальные качества на гражданке, в основном, в нефтедобыче и геологоразведке, и теперь потихоньку возвращается в свою военную альма-матер.

Его создавали ради транспортировки военных грузов, включая стратегические ракеты, в самые неожиданные для американцев уголки страны. В фильме, который вы найдете в конце поста, есть забавный эпизод, когда американцы весьма озадачились, увидев со спутника следы некого транспорта там, где появление сухопутной машины крайне маловероятно.

При массе 28 тонн «Витязь» способен брать на борт 30 тонн груза. Коль скоро вездеход гусеничный, возникла проблема: слишком длинная машина не могла поворачивать. И вот тут главный конструктор Константин Осколков применил весьма необычное решение. То,  что выглядит как прицеп – это не прицеп, а интегральная часть аппарата, соединенная с основным модулем посредством сложной системы гидроцилиндров. Вот откуда эта насекомья гибкость, которой он покорил зрителей. А еще «Витязь» может заблокировать гидроцилиндры и переехать четырехметровый ров (в такой Skoda Yeti поместится целиком), превратившись в этакую жесткую колбасу длиной метров 20. Он может ехать, если слетят три гусеницы из четырех (кстати, машина полноприводная —  все четыре гусеницы ведущие).

Хорошо видны гидроцилиндры, «управляющие» задним модулем, и привод на задние гусеницы

Почему он самый проходимый? Ну, во-первых, гусеничная техника в принципе бьет колесную в экстремальных условиях за счет низкого давления на грунт – у «Витязя» порядка 0,3 кг/кв. см. Во-вторых, на него работают размеры: он без труда перевалится через бревно, которое остановит автомобиль. Вы скажите, что чем более громоздкий аппарат, тем выше риск утопить его, но «Витязь» потопить непросто, потому что он плавуч.

Этот чудо-аппарат, в принципе, можно купить в частное пользование: выпускает его специально построенный в татарском Ишимбае завод. Правда, цена ядреная – от 10 млн рублей. Но даже если вы возьмете ипотеку, появится как минимум две другие проблемы: «Витязи» не могут перемещаться по дорогам общего пользования, а расход топлива составляет 300 л в час! То есть примерно 1000 л/100 км! Еще бы, танковый дизель В-46 (кстати, наш, челябинский) развивает 780 л.с. Сопротивление у гусеничных машин всегда огромно, а тут еще гигантская масса и сложные гидроприводы, которые сами по себе, подозреваю, потребляют этак 100 л.с. Видел тут объявление о продаже «Витязя», и кто-то спросил в отзывах, предусмотрен ли тест-драйв. Владелец ответил – 200 л солярки и без проблем. Бочка дизтоплива на 40 минут покатушек — это где-то за гранью.

Создатель «Витязя», Константин Владимирович Осколков скончался 18 июля 2013 года, но дело своей жизни довел до конца. RIP.

Восьмиместный СМ-552

 

Коль скоро «Витязь» разжег аппетит, я обратил внимание на более приземленные машины – снегоболотоходы «Курганского завода нестандартного оборудования».

СМ-581 – это внедорожный «пикап», а СМ-552 – восьмиместный «минивэн». Обе машины плавающие и оказываю на грунт в два раза меньшее давление, чем «Витязь» — всего 0,14-0,15 кг/кв. см.

Кабина аскетична, но за рулем ощущаешь себя привычно

 

Управляются они традиционным для автомобиля образом, хотя нужно быть готовым к необычной траектории поворота: если у машины задняя часть «инертна», то здесь болотоход как бы вращается вокруг оси и забрасывает задок. Так что при маневрировании в тесных пространствах нужно иметь в виду увод задней части кузова.

Зато такой аппарат стоит порядка 1.5 млн рублей, что по меркам серьезных проходимцев более чем гуманно. Салон можно оборудовать каким угодно оборудованием: хоть автономным подогревателем и кондиционером, хоть двухярусной кроватью.

Вместо катков — колеса ВЛ-24 от погрузчика
Просвет — 33 см

 

Издание «Авторевю» в свое время проводило подробный тест этого болотохода и оценило его  весьма высоко.

По асфальту эс-эмки ездить не могут, но зато прекрасно ползают по полям, болотам и снежной целине. Двигатель и трансмиссия унифицирована с УАЗовскими, дизель — ЗМЗ-5143.

Что касается совсем уж военной техники, то на выставке представили новый БТР-МДМ Курганского машзавода: несмотря на кажущуюся компактность, он берет на борт 13 десантников, плюс водителя и командира. Двигатель от БМП развивает 500 л.с., так что 13-тонная машина кажется очень шустрой: разгоняется до 70 км/час, и понятно, что не по асфальту. Как и БМП, умеет плавать, а из вооружения – два пулемета калибра 7,62.

Эта новинка оценивается, как весьма важная для нашей армии: на ее основе планируется создать несколько типов боевых машин, и первенец, «Спрут СД» волгоградского завода ВгТЗ, выступал в Тагиле. Он примечателен тем, что среди машин такого класса имеет самое мощное вооружение: 125-миллиметровую пушку от Т-90. К тому же умеет плавать и «прыгать» с парашютом без водителя.

Добавить комментарий