Cпорный таран «учителя»

Инцидент на видео произошел в Челябинске 20 июня 2017 года и интересен тем, что основной виновник в нем не очевиден. С одной стороны, чаще виноват тот, кто наезжает сзади, с другой… В общем, смотрите видео.

 

Видео не мое — прислано читателем по почте

Как видите, конфликт начался с того, что водитель минивэна Hyundai Matrix попытался перестроиться в правый ряд, где в этот момент ехал Nissan Primera. В этом эпизоде правота была на стороне водителя «Примеры», который имел приоритет и не обязан был уступать дорогу автомобилю, который менял рядность (п. 8.4. ПДД).

Но дальнейшие события противоречивы. Водитель «Примеры» стал учить оппонента, оттормозив его до полной остановки, а затем, улучив момент, перестроился с резким торможением, в результате чего Matrix протаранил «учителя».

Кто впереди — тот и прав: это мы усвоили, как аксиому. Ее любят учителя всех сортов, поскольку резкое торможение перед другой машиной в случае ДТП делает виновным того, кто сзади. К слову, само по себе экстренное торможение запрещено правилами (п. 10.5 ПДД), но водитель автомобиля впереди всегда может сослаться на стремление избежать некого ДТП, условно, наезда на птицу. А вот на втором водители лежит безусловная ответственность выдерживать дистанцию, которая исключает ДТП (п. 9.10).

Однако ситуация меняется, когда первый водитель внезапно перестраивается, совмещая это с торможением. Сценарий распространен не только в конфликте «учителей» и их жертв, но и в обычной жизни. Скажем, перестраиваясь в плотном потоке, нередко приходится сразу тормозить, «подставляя» таким образом тех, кто позади.

Избавляет ли это задних от ответственности при наезде? Комментирует автоэксперт Юрий Панченко:

— При перестроении есть требование уступить дорогу тем, кто движется без смены рядности, а оно означает, что участник движение не должен осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих преимущество, изменить направление или скорости. Таким образом, при перестроении дистанция до позади идущего автомобиля должна быть безопасной, и если его водитель вынужден был тормозить, следовательно, автор перестроения нарушил п. 8.1. в той части, которая требует, чтобы маневр не создавал опасности для движения и помех другим участникам движения.

Юрий Панченко также поясняет, что решение о том, была ли дистанция в момент перестроения безопасной, делается на основе заключения автотехнической экспертизы.

— Просто для понимания приведем следующий упрощенный расчет: пусть первый едет со скоростью 40 км/ч, второй 50 км/ч. Стоп-сигналы зажглись практически одновременно, поэтому время реакции в данном случае учитывать не будем. Тормозной путь меняется пропорционально квадрату скорости, поэтому если первый проедет до остановки около 10 метров, то второй — более 15. Значит, если дистанция между машинами не превышала пять метров, наезд неизбежен, что мы и наблюдаем на видео. Следовательно, в данном столкновении вина лежит на первом водителе.

Впрочем, если первый водитель все же оставил достаточно места, в обязанности второго входит торможение вплоть до полной остановки (п. 10.1). Другими словами, ответственность с того, кто сзади, снимается в случае технической невозможности избежать столкновения.

Разбор таких ДТП усложняется без записи видеорегистратора, потому что доказать факт перестроения как правило проблематично. В данном случае водитель Matrix может предъявить запись в ГИБДД — если нужен исходник, сведу с автором видео.

Кстати, абстрагируясь от казуистики, на чьей вы стороне в данном конфликте?

11 комментариев

  1. Парящий над дорогоЙ

    Ну тут даже и без предыстории все ясно. Ниссан перестраивался резко, и самое главное без поворотника. Тот же Матрикс делал это с ЗАРАНЕЕ включенным поворотник, хоть и немного борзовато, что и собственно и задело Ниссана. Жалко что не видно, включен ли ближний свет у Ниссана, или очередной Летучий Голландец. Сам так при перестроении иногда встреваю, ибо реально глаз не успевает среагировать на «слепого».

    Без видоса канешь Матриксу пришлось бы туго.

    • Чебурашка

      он мог и не увидеть, а не «барзеть» как вариант. очень редко, но тоже могу сделать подобную неприятность, не со зла конечно.
      а вот нисанчик виноват по созданию аварийной ситуации. хорошо что есть видео. надеюсь «учителя» накажут

  2. Парящий над дорогоЙ

    «на чьей вы стороне в данном конфликте?»

    А ствол у кого? ))

  3. Daniel

    Ни на чьей, оба виноваты. При этом водитель ниссана устроил ДТП осознано — это кстати не подпадает под определение опасной езды!?

    • Да как так — оба!?
      В аварии виноват Ниссан. Что предшествовало этому, непосредственно с ДТП никак не связано.

      • ТотЧувачок

        тут я бы подчеркнул. юридически — никак не связано. а по человечески конечно связано. но эмоции к делу не пришьешь. )))

    • Артем Краснов

      Опасная езда и есть. Только наказания за нее нет

  4. ТотЧувачок

    водителю ниссана в первой ситуации достаточно было бибикнуть и успокоиться. нервы беречь нужно, они не восстанавливаются. а вот так «учить» на дороге опасно и неумно. ну он «полез в залупу», теперь время и нервов еще кучу потеряет, и жопа разбита еще. так и подмывает спросить его — ну что доволен, научил водителя хендая? )))

    • Артем Краснов

      Да мне тож показалось, один раз он оттормозил, этого было достаточно. Кстати, человек мне написал, что видеозапись передана владельцу Хенде Матрикс, так что водитель Ниссан еще и виновником может стать.

  5. На мой взгляд, вообще «учить» кого-то на дороге никто не имеет права. Кто ты такой, чтобы кого-то наказывать или судить? Как правило, эти самые «учителя» сами ездят, как бог на душу положит. У меня есть один такой знакомый, который любит подрезать, оттормаживать, выжимать с полосы тех, кто, как ему кажется, едет неправильно. При этом для него самого проехать на красный или поставить машину на газон — в порядке вещей. Для каждого своего нарушения он находит оправдание: на работу тороплюсь, грузовик знак закрыл, кто-то машину коряво поставил и занял два места, и это как бы дает моему знакомому право парковаться в клумбах.

  6. Антон

    У Матрикса Ниссан мог быть в тот момент в мертвой зоне. Повторное «обучение» Матрикса уже перебор. Видимо водитель Ниссана считает себя святым на дорогах.

Добавить комментарий