Сон за рулем и огурцы

Был момент, когда почти уснул за рулем. Ехал-ехал и вдруг понял, что расстояние сокращается рывками: вижу заправку, моргнул, не вижу заправки. Спас банальный огурец: пожевал, и сон как рукой сняло. Так и ел огурцы всю дорогу, но потом прекратил, чтобы не пришлось останавливаться по другой причине.

По приезду позвонил медикам с вопросами о сонливости за рулем. Тема не нова, резюмирую лишь кратко.

Любые стимуляторы (кофе, чай, энергетики) помогают, но на время. После фазы активности наступает вялость, иногда более сильная, чем до употребления тонизирующего напитка. Реакции людей индивидуальны, но для некоторых кофе через полчаса-час становится мощным снотворным. То же самое касается кратковременного сна (15-30 минут) — высок риск, что еще через часок начнет срубать сильнее прежнего.

Засыпанию способствует любая монотонность, будь то однообразная музыка (даже громкая) или болтание безделушек на зеркале заднего вида.

Из эффективных способов — разговор с пассажиром. Помогает жевать что-нибудь, что требует некоторых усилий и сосредоточенности. Сегодня был на радио, слушатели делились опытом: кто-то грызет семечки, кто-то ест чипсы. Мне помогли огурцы, врачи посоветовали морковь, летчики используют лимон. Все это также не панацея, но от состояний вроде «не могу проснуться» помогает.

Но вообще, слушая медиков, я понял, что многие советы несколько далеки от наших реалий. Например, рекомендуют ехать не более 7-8 часов в сутки да еще останавливаться каждые 2 часа для разминки. Нет, если нужно одолеть 400 км, пожалуй, можно сделать именно так, хотя на 400 км мы и выспавшиеся нормально ездим.

Специфика России в том, что иногда нужно преодолевать большие расстояния в разумный отрезок времени, и езда в ритме 400-500 км в день не уложится ни в какие графики.

Нечего прятать голову в песок: российские водители в зоне риска. Мало того, что иногда нужно проехать за день 800+ км, так еще и средняя скорость, если не гнать, получается на уровне 70-80 км/час, а в случае перегруженных федеральных трасс и того меньше. 10-12 часов за рулем для российских автопутешественников норма, хотя тем же профессиональным водителям разрешается ехать лишь по 8 часов.

Чтобы избежать пробок на трассах, многие предпочитают ночную езду, что само по себе способствует недосыпанию и сонливости за рулем. В общем, как не крути, а проблема засыпаний у нас касается чуть ли не каждого, кто хоть раз ездил за пределы своей области. И, по сути, если исходить из реалий, надежного метода борьбы с дремотой за рулем пока не видно.

В моем случае есть еще одна проблема. Вот медики в один голос твердят: накануне поездки нужно хорошо выспаться в течение 8-10 часов. Классный совет. Я обеими руками за. Только сам никогда не сплю перед поездками. Проверено многолетним опытом. Если выезжать в пять утра, я буду ворочаться до трех. И не сказать, чтобы я как-то особенно волновался, может быть, подспудно. Но едва ложусь, начинается: положил ли зарядники, отправил ли письмо, проверил ли запаску… Правда, на утро обычно включается режим форсажа и на сутки меня хватает, но вот если поездка затяжная, в последующие дни приходится совсем тяжко.

Поэтому ем огурцы.

17 комментариев

  1. Попадала дважды в такую ситуацию, когда надо было ехать, а водителя рубило за рулем. Одного заставляла играть в города. Если не отвечал — тормошила. Самый страшный момент был, когда поняла, что сама сейчас отрублюсь: физическая усталость и баночка пива перед поездкой сделали свое дело. Но собрала волю в кулак. Доехали без проблем практически на мне.
    Со вторым водителем у нас были более доверительные отношения, и поэтому я его колола булавкой. Перед уколом говорила: «Эээх!» После пятого или шестого укола уже можно было просто говорить: «Ээээх!» без укола — водитель вздрагивал и просыпался.

    • Артем Краснов

      ))))) Короче, ты его как собаку Павлова надрессировала. Неплохой, кстати, способ.

  2. Павлов

    Читал книжку о военных водителях. Так вот они могли заснуть от усталости во время обстрела и бомбежки, потому что привыкли к таким звукам. А не спать за рулем помогал котелок с несколькими гайками подвешенный рядом с водителем. Бряканье гаек над ухом лучше всего помогало. Сам не проверял. Несколько раз сам попадал в ситуацию , когда засыпаешь, а ехать надо. Чаще всего помогает сон на 20-30 минут. После такого отдыха можно 100-150 км доехать. Причем для себя я выяснил особенные часы, когда сильнее всего хочется спать, если организм утомлен. Примерно в 18 и в 23 часа лучше остановиться и минут двадцать подремать. А потом до следующего часа Х «ни в одном глазу». Два три раза случалось так что заставлял себя ехать во что бы то ни стало. Но природу все равно не победить, даже если усилием воли не даешь закрываться глазам, сознание все равно вырубается. На последней стадии бодрствования на дороге появляются глюки и миражи и начинаешь себя ловить на том что на какие то доли секунды мозг отключается. Не вижу никакого смысла пытаться перебороть это состояние. Все равно по приезду вы вырубитесь и не будете ни на что способны. Так зачем гнать без остановки и рисковать жизнью? Лучше остановиться поспать и потом прододжить путь.

    • Артем Краснов

      Блин, чет мой предыдущий коммент смешно выглядит) Без задней мысли написал)

      • Павлов

        Я понимаю. Мне приятно, когда вспоминают добрым словом моих однофамильцев.

  3. Серегин

    Один раз, когда не вмоготу было, остановился. Решил умыться снегом. Не учел одного, снег был с реагентом. Лицо горело всю дорогу. Но был бодр, и не очень весел

  4. ТотЧувачок

    можно на поезде поехать, и не надо издеваться над собой и рисковать.

    • Артем Краснов

      Ты давно ценами на поезд не интересовался. Туда, где мы были, приехала одна родственница, ей билет только до половины пути (дальше на машине безальтернативно) на плацкарте обошелся в цену, что нам весь путь. А нас ехало 5 человек и 150 кг груза. Так что оставьте ваши теории, на поезде будет оочень сильно дороже, я не говорю про расходы на такси и общую суету)) На юг еще можно разориться, в наших краях нафиг надо.

      • ТотЧувачок

        буквально неделю назад смотрел цены на поезд.
        если учитывать только расходы на бензин, то да, поезд сильно дороже. а если учитывать износ машины (ну твой случай особый — машины халявная, а если в общем), риск попасть в дтп, издевательства над организмом (вроде непрерывного 10-часового руления), то поезд нормально выходит. груз 150 кг. ну можно взять только самое необходимое, можно послать часть багажа транспортной компанией. твоя предвзятость насчет поезда — просто профдеформация. )))

        • Артем Краснов

          Транспортной компанией))) Это ведь тоже бесплатно.
          Что до износа авто, тут спорно, на самом деле. Пока машина стоит на стоянке, она тоже теряет в цене, есть расходы на страховку, на саму стоянку и так далее, то есть если авто в принципе у тебя есть, оно жрет деньги даже в статике, поэтому в общем балансе некий мифический износ при езде на 1500 км малозначим.
          Единственное, соглашусь с тобой в вопросах безопасности, поезд в этом смысле лидер среди всех видов транспорта. Но объективно так мы съездили за 5000 рублей, а на поезде по скромным подсчетам получилось бы в районе 20 000 на всех. Как бы разница. Ну про удобство я не говорю, машина и там нужна была, ибо иного транспорта в тех краях нет в принципе

  5. Сиплый

    Забавно, в одном случае поездка на море на машине «дичь», а в другом случае, на сопоставимое расстояние уже вполне себе вариант…где логика?

    • Артем Краснов

      На море 5500 км, здесь, если чистый путь взять — 1300 км (это туда и обратно). За 8 часов преодолевается в одну сторону.
      Если бы я в принципе высыпался перед поездками, проблем бы вообще не было. Но это уже моя личная особенность, а так 650 км в одну сторону — сравнительно комфортная дистанция. Ну и плюс дорога на море все же более непредсказуемая, расстояние большое, так или иначе нарвешься на ремонты, плюс жара, плюс трое суток в пути. У всего есть разумный предел. Я могу 20 раз присесть, а 80 — … ну могу, но, наверное, это уже не полезно будет для меня)

      • Сиплый

        Я то думал, что 1300 — это только «ТУДА»…а так-то конечно. Для меня главный принцип автомобильных поездок — это принцип световой доступности, т.е. требуемый путь должен уложиться в длину светового дня. Если это условие не выполняется, то нужно выбирать другие виды транспорта. Из Москвы, кстати, по М-4 если выехать часов в шесть утра (уже светло) вполне можно добраться до Геленджика часам к 10-11 вечера (еще светло). Так что из центральных регионов РФ автомобильный путь на юга вполне оправдан. От нас нет. Не говоря уже о более удаленных регионах.

        • Артем Краснов

          Просто речь про износ шла, я поэтому расстояние дал общее, с учетом прочих разъездов за неделю
          Ну я в целом также рассуждаю

  6. Партизан

    Кофейные зерна очень хорошо помогают. Просто 2 — 3 зернышка во рту гонять, как конфетку. Они не сладкие и очень «долго играющие».

  7. Партизан

    Отдельный атракцион, это попить воды и не проглотить при этом зерна. Сон снимает как рукой.

Добавить комментарий