Инструкция: как засудить дорожников за гололёд

В часы пик карта пробок Челябинска напоминает кровеносную сеть с тромбами многочисленных аварий. И многие из них, вероятно, провоцированы состоянием дорог: накатом, колеями, рыхлыми обочинами и брустверами. Практикующие юристы рассказали нам, как добиться компенсации от дорожников, когда снега по колено.

Фото Олега Каргаполова

Что такое нечищеная дорога де-юре

Гололёд в России, как и дыры на асфальте, стандартизирован — за это отвечает ГОСТ Р 50597–2017. И не каждая снежинка на дороге наказуема.

Например, допускается не прочищать некоторые дороги до земной тверди, а формировать уплотнённый снежный покров — мечту дрифтеров.

Уплотнённый снежный покров должен быть относительно ровным (например, с колеями не глубже 3 см), и лишь на дорогах с низкой интенсивностью — до 1500 автомобилей в час

Нагруженные дороги чистить нужно на совесть, не оставляя на них рыхлого снега, слякоти и так называемой зимней скользкости — гололёда, наката и тому подобного.

Челябинские дороги в основном посыпают поваренной солью, что делает их грязными, зато позволяет избежать снежного наката, за который дорожников могут привлечь к суду

На уборку дорог даётся время, допустим, городские улицы с высокой интенсивностью нужно чистить в течение трёх часов после окончания снегопада, малонагруженные — до 12 часов. Не допускается нарастание снежного покрова выше 1–5 см (в зависимости от категории дороги). Нормативы оговаривает высоту и расположение снежных брустверов.

Учить все эти параметры наизусть не нужно. Главное, если у вас есть ощущение, что авария случилась из-за плохо убранной дороги, вызывайте на место сотрудников ГИБДД и составляйте один важный акт.

В акте выявленных недостатков содержания дорог отражаются выявленные проблемы, в данном случае, выбоина, но может быть и снежный накат или глубокая колея

Задокументировать «нечисть»

Акт выявленных недостатков в содержании дорог оформляют сотрудники ГИБДД, и это очень важный документ.

— Ждать инициативы от инспекторов, как правило, бесполезно: для них это просто лишняя работа, — поясняет юрист компании «Эксперт 174» Евгений Жарнаков. — Иногда нужно просто настоять на оформлении акта.

Что если водитель растерялся и акт не был составлен на месте?

— В дальнейшем это осложнит ход дела, но возможны и другие зацепки, например, если водитель в явном виде отразил состояние дорожного полотна и его связь с аварией в объяснительной.

Скажем, можно указать, что покрытие улицы Ленина представляло собой продольные полосы снежного наката и обледенелого асфальта с низким сцеплением, что не позволило избежать столкновения при соблюдении пункта 10.1 ПДД.

Пригодятся и фотографии места аварии, где хорошо различимо состояние дороги.

6 февраля Daewoo Nexia сбила пожилого мужчину на пешеходном переходе: хотя дороги были не идеальны, совсем не факт, что водителю удастся избежать ответственности — он должен был выбирать скорость исходя из дорожных условий (фото Ильи Бархатова)

 

Скользкий пункт ПДД

Пункт 10.1 ПДД невредно вызубрить наизусть, потому что водителей «судят» по нему частенько. Если вкратце, он требует выбирать скорость сообразно условиям, а в случае чего — отважно и быстро тормозить.

Любая авария на скользком покрытии двояка, ведь может быть виновен и сам водитель — допустим, все ехали 40 км/час, он же лавировал на 80 км/час.

— В суде обе стороны выдвинут аргументы, например, дорожники могут сослаться, что уложились в нормативы по времени, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Но даже если не уложились и покрытие было «ненормативным», это не гарантирует победы водителя. Суд может назначить автотехническую экспертизу, которая отвечает на вопрос: находилось ли авария в причинно-следственной связи с состояние полотна? Если нет, то вину, скорее всего, возложат на водителя.

Дорожников могут даже оштрафовать по статье 12.34 КоАП за неисполнение обязанностей, но при этом отказать водителю в компенсации ущерба.

Езда по таким колеям может дестабилизировать автомобиль, но это не означает автоматической вины дорожников: водитель должен ещё подтвердить, что причиной аварии стало качество покрытия (фото Александра Файрузова)

Нарушение пункт 10.1 ПДД часто используют против водителя, Volkswagen челябинца Александра напоролся на отогнутый фурами и неосвещённый рельс безопасности, но выиграть суд счёл, что его скорость не соответствовала условиям.

— Оспорить нарушение по пункту 10.1 ПДД можно в административном суде, что повысит затем шансы в суде гражданском, который и принимает решение о том, кто должен компенсировать ущерб, — добавляет Лев Воропаев. — Но в любом случае гражданский суд будет исходить из того, что являлось причиной аварии: действия водителя или состояние дорог.

На кого подавать в суд

Ответчиком в делах о нечищеных дорогах является организация, которая занимается их содержанием: это может быть сторонняя фирма или, например, администрация населённого пункта.

За очистку улиц в Челябинске и Магнитогорске, а также автодороги Челябинск-Екатеринбург (трасса М-5) отвечает АО «Южуралмост». Остальные дороги области с начала 2019 года содержит новая для региона компания — ЗАО «Ойкумена», выигравшая контракт на 15 млрд рублей.

— Если сразу установить ответственную организацию не удается, мы оформляем запрос, например, в управление дорожного хозяйства Челябинска, — поясняет Евгений Жарнаков. — Хотя они могут отвечать долго, до месяца, это позволяет точно установить ответчика.

Есть сюрпризы и другого рода, например, с августа прошлого года счета АО «Южуралмост» арестованы, и люди, выигравшие суды против компании, не могут получить компенсации.

— В конце января 2019 года арест счетов был в очередной раз продлён, — подтвердила нам пресс-секретарь компании «Южуралмост» Анна Колонтаева.

Впрочем, выигранное дело позволяет взыскать с компании деньги после снятия ареста.

Снегоуборочные машины наметают по краям улицы брустверы, и их размеры и расположение также регламентированы (фото Дениса Юсупова)

Как работают суды

У крупных компаний есть штат юристов, которые попытаются доказать непричастность подрядчика к инциденту и возложить вину на водителя.

— Задача водителя — собрать как можно больше документов в свою пользу, — считает Лев Воропаев. — Помимо акта выявленных недостатков помогает административный штраф для дорожников по статье 12.34 КоАП — такое решение административного суда станет одним из аргументов для суда гражданского. Думаю, в интересах водителя собрать максимум доказательств своей правоты, чтобы не доводить до автотехнической экспертизы.

Гражданский суд может распределить ответственность в пропорции, например, 30:70 или 50:50. Иногда споры вызывает размер ущерба.

— Бывают ситуации, когда часть повреждений не связана с первопричиной инцидента и ответчик постарается снизить требования на эту сумму, — объясняет Евгений Жарнаков. — Для этого порой назначают трасологическую экспертизу.

Массовая авария в Магнитогорске: вдобавок к неважному покрытию — густой туман (фото «На дорогах Магнитки»/Vk.com)

Каковы шансы выиграть суд?

— Шансы достаточно высокие, если водитель изначально повёл себя грамотно и добился оформления необходимых документов, — считает Евгений Жарнаков.

Чуть более скептически настроен Лев Воропаев:

— В таких делах определяющим являются даже не сами обстоятельства случившегося — толщина снежного покрова или скорости водителя. Самый важный вопрос — что стало причиной аварии, — объясняет он. — При наезде на открытый колодезный люк выводы автотехнической экспертизы с большой вероятностью будут в пользу водителя, но при некачественной уборке улиц — не факт. После снегопадов состояние дороги «очевидно» для участников движения, и, подозреваю, эксперт просто укажет, что водитель мог избежать аварии, двигаясь с меньшей скоростью.

Так что в снегопады нужно прежде всего не переоценивать свои возможности. Но если состояние дороги из рук вон плохое — грамотно оформляйте инцидент и добивайтесь компенсации в суде.

14 комментариев

  1. ЯРиК

    «Антон всегда писал полезные статьи. Но эта вызвал…» «Антон, Вам нравится лужи и грязь зимой? …» Это хайп какой-то. Этот индивид принципиально кличет, тебя Антоном? И ведь не в первый раз. Хотя чему я удивляюсь, я по жизни тоже и Ростиславом, и Ерошкой, и Русланом, короче, кем только не являюсь. это видимо особенности памяти какие то. Я, например, тоже проще запоминаю каких-нибудь Мухретдинов, Мирзакаримов, Санакулов, и других, чем наших родных Вань, Надь, и Свет

  2. ЯРиК

    Артём, есть вопрос, частного порядка, но волнующий многих. Тут надысь, машина 3 дня стояла в сервисе, на ТО и допах, поездил на маршрутках и трамваях. Не ездил на ОТ уже достаточно длительное время. Бля, это какой-то рефрижератор, а не автотрамваепарк. Есть какие то ГОСТы по температуре в салонах ОТ и МТ. Тут с сотрудницами поговорил, с теми кто на ОТ добирается, говорят что это в постоянку. Температура далеко за минус в салоне. Раньше Трамвай был самым теплым транспортом, потом автобусы, и только потом тролейбусы, ну было свежо но не инеем все покрыто. НА трамвае пока доехал от Краснознаменной до Солнечной реально одубел. Маршрутки, не топят, видимо экономия топлива, но ведь большинство из них оборудовано отопителями салона. Сделал вывод, что самое теплое и комфортное МТ, это ПАЗик. ТАк что советую всем кто едет на маршрутке, ездить только на пазиках.
    Крик души, обидно за пассажиров.

    • Артем Краснов

      Не знал о таком нюансе, но думаю, это укладывается в общую формулу — Челябинск лишился нормального общественного транспорта. Это одно из частных проявлений

      • ЯРиК

        Я вот тоже не думал о нюансах. в салоне авто то тепло, хоть через 10-15 минут но тепло. Ну ладно частый бизнес- МТ, типа деньги экономят, опять же за наши деньги. Но трамвай, питается от сети, там почти под каждым креслом киловаттный «козел» стоит. Электроэнергию, что ли экономят.

        • Артем Краснов

          Может, не работают просто нагреватели, или экономят, действительно

    • Надежда

      Общественный транспорт — это беда зимой, все верно. Поскольку машины у меня не было никогда, всю жизнь перемещалась на ОТ. Не помню теплых трамваев. Мне казалось, мы с ЯРиКом примерно одного возраста (в том плане, что он не застал сытые 60-е, когда трава была зеленее, а зимы теплее). В детстве ездила в музыкалку на автобусе и в танцевальный на трамвае и даже не знала, что салоны в принципе должны отапливаться. Чтобы не проехать остановку, сначала выскребали в инее лунку, потом уже ладошкой отогревали до прозрачности.
      Сейчас ситуация стала лучше: ОТ отапливают. Не так, как пазики, конечно, — те вообще просто вне конкуренции зимой! Но все же сантиметрового слоя инея на окнах нет. Но никуда не делась другая тема — скользкое покрытие. Даже в пазиках (про морозильники форды и фиаты молчу уже!) пол такой, что ноги разъезжаются. Это тоже проблема.

      • Артем Краснов

        Мы с тобой ровесники, а я помню трамваи с печкой под сиденьем, причем иногда такой ядрёной, что даже чересчур. Давно не ездил на трамваях, не знаю, как сейчас

        • Надежда

          Я подозреваю, что это еще и от депо зависело. Потому что я ездила в основном на трамваях депо №2. Там был мрак и ужас.

          • Надежда, да мы ровесники. но с небольшой оговоркой мне чуть за сорок, а Вам восемнадцать.
            В трамвае моей молодости и юности киловаттный козел под сидушкой, грел так что через 5 минут, смело можно было труселя выжимать, при этом в вагоне, на стеклах был иней не спорю. Тогда даже за сидушку с печкой чуть ли не драки были. НЕ ездил ни разу на новых вагонах с вайфаем и прочей лабудой. как в них не знаю, но я в последнее время их в городе и не вижу, все только восстановленные с фарами от семерки-пятерки, да и машина под жопой, у каждого своя в семье.

  3. ЯРиК

    Да и действительно соль не сыпят город прям чистый и свежий. Этой грязи нет, как будто в прошлое лет на 5-7 перенеслись

    • Артем Краснов

      Они, по-моему, просто слишком много её использовали и не всегда по делу, а так соль отнюдь небесполезна. Механически прочистить до идеального асфальта нельзя, сугробы исчезнут, но останется наледь, поэтому чуть-чуть (но именно так) посолить — это нормально. Проблемы возникают. когда солю механическую уборку заменяют. Но сейчас вроде действительно нормуль.

      • ЯРиК

        Если я правильно помнб, то в техрегламенте по использованию этой соли написано, что посыпать, а затем убрать механически. А у нас только посыпают, а вернее поливают

        • Артем Краснов

          Ну, в принципе, в Челябинске так и происходит, по крайней мере, на основных улицах. Я удивляюсь людям, которые изо дня в день твердят, что в Челябинске дороги вообще не убирают, только посыпают. То ли слепые, то ли что. Каждый день едешь — дорога с ночи прочищена (например, Кашириных). Другое дело, что когда снегопад идёт часов 12, успевает нападать.
          Дороги у нас посыпают поваренной солью, поливка — это не «поливка реагентами», а смачивание соли, чтобы она равномерно распределялась по поверхности полотна, а не сметалась к обочинам проезжающими машинами. Соль и вода — вот и вся химия.
          Да и грязь образуется не от этого — грязь она и летом, и весной. И с реагентами не связана

Добавить комментарий