ПДД для бывалых: если разметка под снегом…

Предыстория: попросили меня сделать проект о ПДД. Общая идея такая: объединить пункты правил, которые объединены одной проблематикой и подать их в практическом ключе, с учётом реалий. Первый выпуск — про езду по заснеженным дорогам, на которых не видно разметку.

В России с разметкой беда, а зимой на эту беду ложится толстый слой снега или слякоти, который весной сходит вместе с разметкой. Что интересно, ПДД не относят эту ситуацию к форс-мажорам и считают, что водители могут ездить и без разметки.

Так, пункт 9.1 ПДД предписывает водителям развивать глазомер. Ниже дана его точная формулировка, но если вкратце, то встречную сторону дороги и количество полос нужно определять самостоятельно, то есть на глазок.

ПДД, пункт 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части.

У принципа «на глазок» есть неприятные следствия. Например, выезд на встречную полосу запрещён на двухсторонних дорогах с четырьмя и более полосами. Если разметку видно, посчитать полосы сможет и ребёнок (тем более, в центре будет двойная сплошная). А если нет? Тогда пункт 9.1 предлагает нам полагаться на собственные оценки и не избавляет от ответственности, если они разошлись с реальностью.

Проблема здесь не только в точности глазомера, но и в свободных стандартах на ширину полос. Например, на крупных магистралях она составляет 3,5-3,75 метра, но в отдельных случаях может уменьшаться до 3 метров. Правило здесь простое: если идущую в правом ряду машину можно опередить без выезда на встречку, лучше на неё и не выезжать.

Классика жанра: в широченную правую полосу без труда входит две легковушки: её ширина более пяти метров. Это сделано ради грузовиков, которые поворачивают в этом месте

В России, где помимо асфальтовых дорог полно грунтовых (в том числе, в новых микрорайонах), не нужно забывать, что дороги без покрытия по умолчанию считаются второстепенными относительно асфальтовых (пункт 1.2 ПДД). А когда все дороги под снегом? Правила учли и это: пункт 13.13 обязывает водителя считать, что он находится на второстепенной дороге, если тип покрытия определить невозможно, а знаков приоритета нет. Спорные аварии такого рода случаются.

А вот ролик, прививающий уважение к зимней дороге

Другой проблемой является езда по заснеженным дорогам, где о наличии разметки знают местные водители, но не знают приезжие. Если конфигурация полос сложна, это порождает конфликты. Бывает, у дороги четыре полосы, но при невидимой разметке бок о бок входят 6-8 машин, потому что стандартные полосы в России довольно широкие. И когда начинается сужение дороги, возникает повод для драк, потому что неясно, кто именно и почему должен уступать.

Разбор подобных аварий всегда запутан и зависит от конкретных обстоятельств. Видно ли разметку хотя бы фрагментами? Кто из водителей не соблюдал боковой интервал? Кто двигался, а кто стоял? У кого была помеха справа? Лучший совет на этот случай — уступи, даже если прав. Дай дорогу дураку.

Пример стоп-линии, которую то ли видно, то ли нет. Но ГИБДД и суды вполне могут счесть, что у водителя была возможность заметить «огрызок» линии

С развитие камер фотовидеофиксации отдельной проблемой стала невидимая стоп-линия. Формально её должен дублировать знак «Стоп-линия», расположенный с ней вровень. Если его нет и разметки действительно не видно — появляется повод отменить постановление. К сожалению, бывают пограничные ситуации, когда разметку видно плохо, а знак закрыт, например, автобусом. Отчасти помогает вот что: стоп-линию (разметку 1.12) рисуют не более чем за 5 метров от светофоров на стойке и не более чем за 20 метров от подвесных (ГОСТ Р 52289-2004) — выдерживайте эти расстояния, если подозреваете, что на перекрёстке может быть стоп-линия.

И последнее: помимо ситуаций, когда разметку не видно совсем, бывает, её видно очень плохо. Из-за руля она почти неразличима, но на обработанных фотографиях, которые изучит суд, она вполне может проявиться. Подобные случаи часто трактуют против водителей, поэтому имейте в виду: если разметку видно хотя бы фрагментами, лучше её учитывать.

5 комментариев

  1. У нас был такой случай. Трасса, разметки не видно, раннее утро, метель.
    Справа и слева от дороги есть лесополосы. только с одно стороны она в 10 метрах, а с другой в 30-ти.
    Горка. Едут две машины ориентируясь на пункты правил и глазомер. В итоге на горке лобовое столкновение и 4 трупа.
    Никто ни в чем не виноват. А надо было посадить пару человек: одного, кто проектировал участок, а другого, который отвечает за содержание и разметку.

    • Артем Краснов

      Мне в этом смысле Карелия запомнилась: едешь, кругом всё бело, где дорога, где обочина — не видать. А когда впереди лесовоз с его танцующим прицепом появляется…

  2. Аяврик

    На трассе с утреца по свежему снегу забавно ездить. Где там эта середина проезжей части, где обочина начинается — всё ровненько… Угадаешь — молодец, жить будешь.

  3. Антон

    А в других странах есть альтернатива разметке? Как там выживают?

    • Артем Краснов

      В большинстве цивилизованных стран дороги не заметает регулярно, но, например, в Норвегии мелкие дороги вглубинке не прочищают до асфальта. Но всё равно есть знаки. В городах же даже в Норвегии снег убирают в основном. Главная альтернатива разметки — чётко расставленные знаки, конечно.

Добавить комментарий